Задачи, тесты
Тренировочный вариант ЕГЭ-2010
Продолжение. См. № 19, 21/2009, 2, 3, 5/2010
Часть 3
Задания С1–С6 представляют собой задачи, полное решение которых необходимо записать в бланке ответов № 2. Рекомендуется провести предварительное решение на черновике. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем решение соответствующей задачи.
В задаче С1 следует записать развёрнутый ответ, поясняющий физические процессы, описанные в задаче, и ход ваших рассуждений.
C1. В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и её пар. Поршень начинают вдвигать в сосуд. При этом температура воды и пара остаётся неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните.
Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.
C2. На гладкой горизонтальной плоскости находится длинная доска массой M = 2 кг. По доске скользит шайба массой m = 0,5 кг. Коэффициент трения между шайбой и доской µ = 0,2. В начальный момент времени скорость шайбы υ0 = 2 м/с, а доска покоится. Сколько времени потребуется для того, чтобы шайба перестала скользить по доске?
C3. Один моль одноатомного идеального газа переходит из состояния 1 в состояние 3 в соответствии с графиком зависимости его объёма V от температуры T (T0 = 100 К). На участке 2–3 к газу подводят количество теплоты 2,5 кДж. Найдите отношение работы газа А123 ко всему количеству подведённой к газу теплоты Q123.
C4. Напряжённость электрического поля плоского конденсатора (см. рисунок) равна 24 кВ/м. Внутреннее сопротивление источника r = 10 Ом, ЭДС = 30 В, сопротивления резисторов R1 = 20 Ом, R2 = 40 Ом. Найдите расстояние между пластинами конденсатора.
C5. На непроводящей горизонтальной поверхности стола лежит проводящая жёсткая рамка из однородной тонкой проволоки, согнутой в виде равностороннего треугольника ADС со стороной, равной a (см. рисунок). Рамка, по которой течёт ток I, находится в однородном горизонтальном магнитном поле, вектор индукции которого B перпендикулярен стороне CD. Каким должен быть модуль индукции магнитного поля, чтобы рамка начала поворачиваться вокруг стороны CD, если масса рамки m?
C6. В двух опытах по фотоэффекту металлическая пластинка облучалась светом с длинами волн соответственно λ1 = 350 нм и λ2 = 540 нм. В этих опытах максимальные скорости фотоэлектронов отличались в υ1/ υ2 = n = 2 раза. Какова работа выхода с поверхности металла?
Инструкция по проверке и оценке работ ч. 3
Решения заданий С1–С6 ч. 3 (с развёрнутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведённых ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.
Задача С1
Образец возможного решения |
|
1) Вода и водяной пар находятся в закрытом сосуде длительное время, поэтому водяной пар является насыщенным. При вдвигании поршня происходит изотермическое сжатие пара, давление и плотность насыщенного пара в этом процессе не меняются. Следовательно, будет происходить конденсация паров воды. Значит, масса жидкости в сосуде будет увеличиваться. |
|
Критерии оценки выполнения задания на 3 балла |
|
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: – верно указаны физические явления и законы (в данном случае – водяной пар становится насыщенным, независимость плотности (давления) насыщенного пара от объёма при данной температуре) и дан верный ответ; – приведены рассуждения, приводящие к правильному ответу. |
3 |
Представлено правильное решение и получен верный ответ, но: – указаны не все физические явления или законы, необходимые для полного правильного ответа, ИЛИ – не представлена схема электрической цепи, ИЛИ – не представлены рассуждения, приводящие к ответу. |
2 |
Правильно указаны физические явления или законы, но в рассуждениях содержится ошибка, которая привела к неверному ответу, ИЛИ – содержится только правильное указание на физические явления или законы, ИЛИ – представлен только правильный ответ. |
1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. |
0 |
Задача С2
Образец возможного решения |
|
1. Внешние силы, действующие на систему тел доска–шайба, направлены по вертикали и в сумме равны нулю. Импульс системы тел доска–шайба относительно Земли сохраняется: mυ0 = (M + m)υ, где υ – скорость шайбы и доски после того, как шайба перестала скользить по доске. 2. Сила трения, действующая на доску со стороны шайбы, постоянна: Fтр = µmg. Под действием этой силы доска движется с ускорением и достигает скоростиυза время Ответ. τ = 0,8 с. |
|
Критерии оценки выполнения задания |
Балл |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон сохранения импульса, второй закон Ньютона, формула для силы трения); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и |
3 |
представлен ответ (включая единицы измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). |
|
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов, ИЛИ – правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу, ИЛИ – в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу. |
2 |
В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчёты, ИЛИ – записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка ИЛИ – отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. |
1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т. п.). |
0 |
Задача С3
Образец возможного решения |
|
Согласно первому закону термодинамики, Q123 = ∆U123 + A123, где А123 = А12 + А23; ∆U123 = ∆U12 + ∆U23. В изохорном процессе А12 = 0, а в изотермическом процессе ∆U23 = 0. |
|
Поэтому Q123 = ∆U12+ A23 и А123 = А23. При переходе 2–3: Q23 = ∆U23 + A23 = A23. Следовательно, Q123 = ∆U12 + Q23. Изменение внутренней энергии газа при переходе 1–2: ∆U12 = (3/2)νR∆Т12. Поскольку ∆Т12 = 2Т0, то ∆U12 = 3νRТ0. Поэтому
|
|
Критерии оценки выполнения задания |
|
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – первый закон термодинамики, формула для расчёта внутренней энергии одноатомного идеального газа, равенство нулю работы газа при изохорном процессе); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (включая единицы измерения). При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). |
3 |
Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов, ИЛИ – правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу, ИЛИ – в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу. |
2 |
В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчёты, ИЛИ – записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка, ИЛИ – отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. |
1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи и т. п.). |
0 |
Задача С4
Образец возможного решения |
Электрический ток через последовательно включённые R1и С не идёт, поэтому напряжения на конденсаторе и резисторе R2 одинаковы и равны: U = IR2, U = Ed, где Е – напряжённость поля в конденсаторе. Ответ. d = 10–3 м = 1 мм. |
Критерии оценки выполнения задания* на 3 балла |
<...> 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома для полной цепи и участка цепи, равенство напряжений на параллельно соединённых элементах цепи, связь разности потенциалов с напряжённостью поля) <...> |
Задача С5
Образец возможного решения |
По рамке течёт ток I. Пусть модуль вектора магнитной индукции равен В. На стороны рамки действует сила Ампера: на сторону АD: FA1 = IaB sin(π – α) = (1/2)IaB, т. к. α = 30°; на сторону AС: FA2 = IaB sinα = (1/2)IaB; на сторону CD: FA2 = IaB. Суммарный момент этих сил относительно оси CD: Допускается ответ в виде равенства. |
Критерии оценки выполнения задания на 3 балла |
<...> 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – выражение для силы Ампера, формула для момента силы, условие выхода из равновесия твёрдого тела с осью вращения ) <...> |
Задача С6
Образец возможного решения |
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта в первом опыте: Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта во втором опыте: Связь длины волны света с частотой в первом опыте: λ1 = с / ν1 (3) Связь длины волны света с частотой во втором опыте: λ2 = с / ν2 (4) Отношение максимальных скоростей фотоэлектронов: Решая систему уравнений (1)–(5), получаем: Ответ. Авых ≈ 3,0 · 10–19 Дж ≈ 1,9 эВ. |
Критерии оценки выполнения задания на 3 балла |
<...> 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и формула, связывающая длину электромагнитной волны с частотой) <...> |
* Текст в скобках <...> критериев оценки на 3 балла, а также критерии оценки на 2, 1 и 0 баллов такие же, как в предыдущей задаче. – Ред.