Последовательность изложения, принятая в современной педагогике, такова, что ученики не представляют механики ни до Ньютона, ни после него. А ведь книга «Математические начала натуральной философии» вышла благодаря Эдмонду Галлею только в 1686 г., второе издание – в 1713 г., а первое популярное изложение – в 1738 г. (Вольтер), – уже после смерти Ньютона. Лишь в 1736 г. вышла книга Ньютона с изложением «теории флюксий», содержавшая собственно математический метод решения задач на основе выдвинутых законов динамики. Особенно трудно представить, что было до Ньютона, если учитель укрепляет это впечатление, например, такими строками: «Был этот мир глубокой тьмой окутан.// Да будет свет! И вот явился Ньютон»2. Кстати, вот и ещё одно обстоятельство, приводимое как довод в защиту старой терминологии некоторыми учителями. У Ньютона действительно не говорится о нормальной и тангенциальной силах, а упоминается центростремительная сила [3]. Это так, но ведь мы уже давно не говорим языком петровского времени – многие термины упорядочены. Даже трудно представить, что понятие импульса было введено до Ньютона ещё Декартом (1644), а теория столкновений вообще практически обошлась без Ньютона: Рене Декарт (1639), далее Джон Уоллис, Кристофер Рен и Христиан Гюйгенс3 (1666) и, наконец, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1686) и Леонард Эйлер (1740…1780). При современном изучении законов Ньютона, может быть, самое невероятное, что понятие ускорения было сформулировано только к 1841 г. (Жан Виктор Понселе4 ), а представления о векторах пришли в науку из трудов Уильяма Гамильтона благодаря Джеймсу Кларку Максвеллу лишь к 1873 г. Добавим, что вплоть до 1736 г. (Леонард Эйлер) была невозможна обычная формула = s/t, поскольку не была определена операция деления разнородных величин – Галилей с Ньютоном использовали лишь пропорции5 . Да и само понятие кинематики возникло только в начале XIX в. (А.Ампер). Интересно бы заглянуть в первые российские учебники физики, изданные в 1746 г. (М.В.Ломоносов, перевод его учителя Х.Вольфа) и в 1756 г. (М.Е.Головин, ученик Л.Эйлера)! Впрочем, как об этом можно судить по хрестоматиям, педагогическая часть физики того времени состояла в основном из рассуждений по оптике, теплоте, устройству механизмов и практически не содержала конкретных расчётов. 3. Первые интегралы движения Как же представляли механику другие учёные, и как им удавалось всё-таки решать отдельные задачи? Как видно из приведённой таблицы основных дат развития теории механического движения, параллельно с динамикой Ньютона развивались и другие воззрения. Со временем были найдены соответствия, так что на сегодня теория механики во многом непротиворечива. Вот и остановимся пока на этом соответствии. Приведённые выше примеры погрузили нас в технику серьёзных математических расчётов. В общем виде теория дифференциальных уравнений представляет собой отдельный раздел математики, и мы коснулись только простейших примеров. Очевидно, что сложные типы движения приводят к сложным уравнениям. Например, при описании явлений природы мы можем столкнуться с силой, пропорциональной расстоянию, квадрату скорости, импульсно изменяющейся со временем, и т.п. Возможны и обстоятельства, когда вид силы взаимодействия вообще неясен, требует дополнительных исследований, а значит, уравнение движения может быть записано лишь в общем виде. Одним из первых примеров анализа такой ситуации стала теория удара – сведённая поначалу к теории столкновения двух точечных тел, а впоследствии – шариков (Кориолис, ок. 1829 г.). Было замечено, что, даже не описывая подробностей движения, можно просто сравнить суммарное состояние системы, а именно значения импульсов и кинетических энергий (живых сил), для двух моментов времени: перед столкновением и после него. Впоследствии была разработана идеология такого описания уже на основе законов ньютоновской механики и сформулированы три теоремы: об изменении кинетической энергии системы, об изменении импульса и об изменении момента импульса. В современной школе часто упоминают только первые две из них. Эти три соотношения называют иначе первыми интегралами движения, поскольку получаются они посредством первого интегрирования системы уравнений движения для системы тел с использованием теоремы о среднем значении для интеграла сил. Напомним, что всего для полного решения уравнения движения нужно два интегрирования: после первого можно получить функцию скорости (или выражение, содержащее скорость), а после второго – функцию зависимости координат тел системы от времени. Довольно подробно концепция и технология получения записи всех трёх теорем описана автором в «Физике» № 37/2004. Школьные варианты рассмотрены, например, в учебниках Г.Я.Мякишева [3] или Ю.А.Селезнева [4], однако логическая аргументация там выстроена несколько иначе. Примеров задач тоже очень много, как и публикаций на эту тему (например [5]). Далее будем считать этот материал уже знакомым и продемонстрируем решение задач методом сравнения состояний.
К решению. Характер движения обещает быть непростым – действуют четыре силы: сила тяжести, сила нормальной реакции (постоянные), сила трения скольжения (меняется по направлению), сила натяжения (изменяется и по значению, и по направлению). Однако для решения достаточно описать переход из состояния 1 в состояние 2. Это можно сделать с помощью первых интегралов. Запишем теорему об изменении кинетической энергии: Работы силы натяжения и силы нормальной реакции оказываются нулевыми – силы перпендикулярны перемещениям. Остается работа силы тяжести Amg = –mgh и работа силы трения AF = –Ns. Вычисляя значения h (высота поднятия грузика) и s (пройденный путь, длина четверти окружности), получим выражение, позволяющее получить ответ: Формализм записи теоремы об изменении кинетической энергии удобен тем, что позволяет справиться и с усложнениями задачи путём добавления действующих сил, например электрического поля, если грузик ещё и несёт заряд Q. В этом случае в правой части записи теоремы добавится работа сил электрического поля Amg = Q (1 – 2). Добавим, что здесь нет необходимости проверять выполнение условий сохранения механической энергии.
К решению. Действующие на первый шарик силы постоянно изменяются как по значению, так и по направлению. Выручает теорема об изменении кинетической энергии и способ вычисления работы методом расчёта потенциальной энергии – сравним начальное и конечное состояния: То же для второго шарика: В этом ряду на одно слагаемое меньше, но оно равно и, по условию, равно K. Таким образом, Последняя задача показывает, насколько плодотворно понятие потенциальной энергии, – это ведь скалярная величина, описывать её проще, чем вектор силы. Вот если бы вернуться от первых интегралов назад, к уравнению движения, а энергии оставить! Вот, собственно, и всё. Но об этом – следующая лекция. 5. Заключение Что бы ни говорили о перегрузке учащихся, фактом остаётся то, что уровень подготовки абитуриентов (т.е. поступающих в вузы выпускников) стал недопустимо низким. Многим вузам приходится тратить как минимум полгода, чтобы довести студентов хотя бы до удовлетворительных знаний программы среднего образования6. На этом фоне полным бредом звучат высказывания некоторых чиновников, что вузы требуют от школьников чуть ли не знания искусства решения дифференциальных уравнений. Нет, уважаемые, проблемы начинаются с деления дробей и неуверенных сведений о синусе 60°. Дифуры тоже есть, но только там, где собираются школьники, которым удалось спастись от массовых школьных программ. При наличии таких полюсов – и здесь и там обычные 17-летние ребята, – очевидно, что причина не в перегрузке. Последнее Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA), проводимое раз в три года для подростков 15 лет, в очередной раз определило нашим школьникам дальние места в перечне более чем 40 стран (24-е место по естественным наукам и 29-е по математике). Особенно затруднительными для наших детей являются задания, предлагающие сравнение точек зрения на явления и события или изложение собственной версии смысла изученного. Причина этого – недостаточное внимание к развитию интеллекта учащихся, сведение обучения к запоминанию и натаскиванию на стереотипные вопросы. Статья подготовлена при поддержке сайта www.remont-kolyasok.com. Если вы решили приобрести автомобильное кресло или запчасти для детских колясок, то оптимальным решением станет посетить сайт www.remont-kolyasok.com. Перейдя по ссылке: «http://remont-kolyasok.com/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и акциях, действующих на данный момент. На сайте www.remont-kolyasok.com работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами. Вот и споры тестовых комиссий с руководством физматшкол при повторяющемся из года в год аннулировании высоких результатов учащихся этих школ свидетельствуют о глубоком конфликте концепции общего развития с концепцией минимального обучения, которую предлагают современные программы и тестирующие учреждения. Имеющий сведения о теории музыки и слушает её по-другому, и понимает глубже, чем тот, кто просто слушает, не зная, почему одно произведение называется сонатой, другое – концертом или рондо. Как мы хотим учить детей сегодня? Дать им образование, передавая наследие мудрецов, поддерживая и развивая уровень культуры народа? Или достаточно набора ремесленнических сведений: как вычислить число рулонов обоев, настроить громкость телевизора или подключить в сарае украденный электродвигатель? Вопросы для самоконтроля 1. Почему законы изменения и сохранения импульса, энергии, момента импульса называют первыми интегралами уравнения движения? 2. Почему деление сил на внутренние и внешние не имеет смысла при использовании законов сохранения и превращения энергии? 3. Выпишите выражения для известных вам примеров потенциальной энергии. 4. Как вы понимаете модные ныне выражения типа «энергетика общения», «помещение, местность обладают высокой энергетикой»? Как бы вы прокомментировали основные советы фэн-шуй, не отвергая определённого рационального содержания этой китайской мудрости? Литература 1. Стасенко А. Великое уравнение механики. – Квант, 2003, № 5. 2. Мякишев Г.Я. и др. Физика: Механика: 9 кл. – М.: Дрофа, 1996. 3. Хрестоматия по физике: Под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982. 4. Селезнёв Ю.А. Основы элементарной физики. – М.: Наука, 1974. 5. Овчинников А., Плис В. Теорема об изменении… – Квант, 1988, № 1. ___________________ 1Законы описания твёрдого тела, в том числе и теорема о центре масс, есть в стандартных учебниках [2]. 2Один из вариантов перевода стиха Александра Попа. 3И тут вовсе не было идиллии – происходило то обычное, что всегда происходит в науке, как и в жизни: обвинения, использование служебного положения, борьба корпоративных интересов школ и пр. 4Трудно удержаться и не сказать, что главный труд «О проективных свойствах фигур», совершивший революцию в понимании геометрии, этот учёный начал в России, в Саратове, как пленник наполеоновской войны. 5Учителя младших классов до сих пор поставляют нам учеников с представлениями о пропорциях, затрудняющими переход к идеям уравнения – парадигме нынешнего времени. Впрочем, для простых линейных задач пропорции усваиваются, действительно, легче. 6Ни в коем случае это не относится к иногородним ребятам, поступившим в престижные столичные вузы. Сначала заинтересованность в этих детях никак не проявляет родной город (они же видят, как живут в нём родители!), а там и другая страна оказывается приветливее своей. И такие потери можно списать на объективные законы рынка? |