Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №19/2009

Эксперимент

Г. Г. Никифоров,
< nikiforowgg@mail.ru >, ИСМО РАО, ФИПИ, г. Москва

Рекомендации по оснащению кабинета физики для обеспечения учебного процесса в основной школе (проект)

рис.1

Типовой кабинет физики

рис.2

Кабинет естественно-научных предметов малочисленной школы

рис.3

К оборудованию общего назначения относятся: доска с металлическим покрытием (по центру за кафедрой), на которой размещаются элементы демонстрационных установок, и интерактивная доска (справа),
на которую передаётся изображение с монитора компьютера.
Это же изображение передаётся на экран ТВ-приёмника (у окна на тумбе). Слева от металлической доски размещены щит электроснабжения,
а на полках – генератор и источник напряжения

рис.4

В состав лабораторного оборудования общего назначения входят комплект калькуляторов FX-82ES (в контейнерах на кафедре) и электронный эмулятор (справа за кафедрой)

Рекомендации составлены на основе опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006–2008 гг. в части «Кабинет физики». Они опираются на результаты опытно-экспериментальной работы лаборатории физического образования ИСМО РАО по проблеме методики и техники учебного эксперимента и направлены на:

– создание оптимальных условий для реализации деятельностного подхода к процессу обучения;

– развитие умений проводить наблюдения физических явлений, описывать и обобщать их результаты;

– использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

– представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

– применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств и как результат – на формирование представлений о методе естественно-научного познания на базе опыта деятельности по его усвоению.

Отбор оборудования, включённого в рекомендации, формируется с учётом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в Государственном образовательном стандарте 2-го поколения. В соответствии с этим принципом демонстрационное оборудование представлено в рекомендациях так, чтобы оно обеспечивало исследование максимально возможного числа изучаемых явлений и эмпирических законов, а также следствий фундаментальных законов.

Для обеспечения преемственности систем оборудования между первой и второй ступенями общего образования оборудование, включённое в перечень для основной школы, является фундаментом, на котором будет формироваться перечень для старшей профильной школы.

 

Перечень оборудования, включённого в рекомендации, состоит из двух разделов.

Раздел 1 «Лабораторное оборудование» включает в себя три подраздела: лабораторное оборудование общего назначения (подраздел 1.1), тематические комплекты по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике (подраздел 1.2) и расширенные наборы фронтального оборудования (подраздел 1.3).

Тематические комплекты:

– способствуют формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования;

– позволяют проводить экспериментальную работу на любом этапе урока;

– радикально уменьшают трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

расширенные наборы фронтального оборудования предназначены для малочисленных школ, которых достаточно много в России. Эти школы имеют классы малой наполняемости, и в этих условиях лабораторное оборудование целесообразно использовать также для постановки целого ряда демонстрационных опытов, перечисленных в проекте примерной программы. С этой целью в состав расширенных наборов фронтального оборудования включено всё лабораторное оборудование общего назначения.

Раздел 2 «Оборудование для демонстрационного эксперимента» включает в себя классическое оборудование, оптимально сочетающееся с оборудованием с применением цифровых методов измерения и компьютерными измерительными системами, что позволяет сначала пронаблюдать явление, опираясь на изученные простые и ясные способы наблюдения и анализа, а потом перейти к его исследованию цифровыми и компьютерными средствами.

рис.5

• Современный кабинет физики: Методическое пособие: 7–11-й классы: Под ред. Г.Г.Никифорова, Ю.С.Песоцкого. – М.: Дрофа, 2009.

Пособие принципиально отличается от аналогов тем, что в нём подробно представлена не модель типового кабинета, а реально существующая инновационная сеть кабинетов физики в школах Раменского р-на Московской области, г. Подольска и в ряде московских школ. Приведён обновлённый оптимальный список лабораторного и демонстрационного оборудования, а также оборудования для муниципальных диагностических центров по проверке экспериментальных умений выпускников при государственной аттестации в форме ЕГЭ. Подробно описана архитектура рабочей зоны учащихся на основе серийно выпускаемых лабораторных столов, в которых размещается всё фронтальное оборудование; представлена оптимальная структура рабочей зоны учителя в составе компьютеризированного рабочего места с видеокамерой на демонстрационном столе. Специально рассмотрена проблема размещения интерактивной доски. Впервые подробно описана организация лаборантской комнаты на базе специализированных и серийно выпускаемых мебельных компонентов для хранения оборудования разного типа; предусмотрено компьютеризированное рабочее место учителя и рабочее место для подготовки опытов. Описана технология создания авторских кабинетов, в том числе не имеющего аналогов в России Подольского физико-астрономического комплекса. Впервые представлена полная система нормативно-правовых документов для учителя физики, в том числе и по его аттестации.

Г.Г.Никифоров <nikiforowgg@gmail.ru> (ИОСО РАО, г. Москва)



Печатается в сокращении. Полностью текст Пояснительной записки вместе с перечнем рекомендуемого оборудования см. в электронных приложениях к № 19/2009.