Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2009

Спецвыпуск

М. А. Иванова,
(учитель физики), МОУ лицей № 82, г. Челябинск

Ретест: повышение познавательной активности учащихся

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, главной функцией учителя должна стать не передача знаний ученику, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие, вселит веру в свои силы и, следовательно, разбудит живые склонности к учёбе, поможет найти призвание. Процесс обучения при этом основывается не столько на преподавании, сколько на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащихся.

А интерес к физике у детей есть. Начинается он с любопытства: сначала детям интересно не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, эффектный опыт. Любопытство перерастает в любознательность. На этом этапе очень важно поддержать стремление узнать новое. Но в жизни мы встречаемся с тем, что у ученика, столкнувшегося с объективными трудностями в понимании физических процессов в их сложном математическом описании, просто «опускаются руки». Поэтому, обучая физике, не нужно предлагать «убойные» задачи, наказывать ребёнка «двойкой» и навсегда отбивать интерес к физике. Учитель должен убедить его, что физические знания – простые, но разнообразные, – жизненно значимы для каждого человека.

Для такого обучения необходимо создание условий, приводящих к осознанию необходимости, а главное, личной возможности самосовершенствования. Подобное обучение проводится с опорой на имеющиеся у учащихся знания. Но главное, что они при этом не пассивные потребители готовых знаний, а активные участники обучения.

Одним из элементов организации такого обучения является применение ретестов. Метод теста-ретеста известен в психометрии как способ повышения надёжности теста. Суть его заключается в том, что один и тот же тест предъявляется индивиду дважды: в начале изучения темы, т.е. при входе в новый материал, и на заключительном этапе, когда вся тема изучена в рамках программы. При этом ретест отражает произошедшие в индивиде изменения.

Ретест состоит из двух частей: первая – вопросы 1–4 – предназначена для диагностирования объёма зоны актуального развития, а вторая – вопросы 5–7 под чертой – для диагностирования знаний и умений из зоны ближайшего развития. Учитель при первом тестировании фиксирует тот объём знаний и умений, который имеется у учащегося на данный момент, и способность находить ответ на неизвестные вопросы, что позволяет судить об интеллектуальном потенциале ребёнка. Затем через некоторый промежуток времени после повторного тестирования учитель наблюдает те новые знания и умения, которые приобретены за контролируемый промежуток времени. После первого тестирования учитель не только знакомит учащихся с новым материалом, но и проводит коррекционную работу над ошибками и неточностями, которые уже заложены на «длительное хранение» в памяти ребёнка. Повторное тестирование покажет, какая информация – правильная или искажённая – попала в долговременную память.

При конструировании ретеста необходимо проявить смекалку и изобретательность. Особенно это относится ко второй его части (вопросы № 5–7 под чертой). Это вопросы, с которыми ученик ещё не сталкивался при изучении физики. Какой смысл просить ученика сформулировать, например, первый закон термодинамики, если с ним ребёнок ещё незнаком и наверняка не сможет дать правильный ответ? Поэтому, несмотря на то, что вопросы под чертой относятся к зоне ближайшего развития, составитель ретеста должен всё своё мастерство направить на такую формулировку вопроса, которая помогла бы ребёнку найти правильный ответ на незнакомый вопрос. Например, спросить у ученика иначе: «К машинам с тепловыми двигателями относятся реактивный самолёт, паровая турбина. Приведите ещё два примера». Учитель не должен использовать ретест для уличения ученика в каком-то незнании. наоборот, ретест позволяет ребёнку ошибиться, направить свою деятельность на обнаружение ошибки и при повторном тестировании исправить её! Ребёнок должен быть уверен в том, что ему будет дана возможность скорректировать свои ответы и получить оценку только за вторичное тестирование. Поэтому у него появляется вера в свои силы, ожидание успеха, что является условием эффективности формирования познавательной активности.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Teplostroyblok.Ru. Если Вы решили приобрести качественный и надежный дом, который будет комфортным и сохранять тепло, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Teplostroyblok.Ru. Перейдя по ссылке: «теплостен», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить онлайн заявку, а также узнать контактную информацию. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Teplostroyblok.Ru.

После применения ретестов в течение пяти лет работы было обнаружено следующее:

– вторичное тестирование увеличивает зоны актуального и ближайшего развития учащихся;

– изменение этих зон различно, что позволяет судить об индивидуальных способностях ребёнка;

– качество успеваемости школьников и познавательная активность на уроках физики повышаются.

Приведём примеры тестов-ретестов.

Тепловое движение, строение и свойства тел

  1. Одинаковы ли молекулы воды и водяного пара?
  2. Какая из частиц – атом, молекула или электрон – входит в состав двух остальных из перечисленных?
  3. Что не состоит из атомов: вода, воздух, звук?
  4. Что из перечисленного ниже послужило основой для предположения об атомном строении вещества: притяжение всех тел к Земле, распространение запахов, расширение тел при нагревании?
  5. Можно ли сказать, что объём газа равен сумме объёмов его молекул?
  6. Могут ли находиться в газообразном состоянии железо и свинец?
  7. Можно ли определить скорость одной молекулы или одного атома?

Энергия

  1. Действует ли сила тяжести на пущенную вертикально вверх сигнальную ракету?
  2. С какой силой тело массой 2 т действует на Землю?
  3. Ракета, запущенная с Земли, движется вертикально вверх. На одном участке траектории сила тяги двигателя ракеты становится равной по модулю силе тяжести ракеты. Как будет двигаться ракета на этом участке траектории?
  4. Сравните промежутки времени 10 ч и 600 с. ______
  5. Две девочки разной массы наперегонки вбежали по лестнице и поднялись на третий этаж дома одновременно. Одинаковую ли работу совершили девочки? Одинаковую ли мощность развили девочки?
  6. Как опытный турист преодолеет возникшее перед ним препятствие: перешагнёт через него или сначала наступит на него, а затем спрыгнет?
  7. Можно ли силой 2 Н поднять груз массой 2 кг?