Спецвыпуск
М. А.
Иванова,
(учитель физики), МОУ лицей № 82, г. Челябинск
Ретест: повышение познавательной активности учащихся
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, главной функцией учителя должна стать не передача знаний ученику, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие, вселит веру в свои силы и, следовательно, разбудит живые склонности к учёбе, поможет найти призвание. Процесс обучения при этом основывается не столько на преподавании, сколько на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащихся.
А интерес к физике у детей есть. Начинается он с любопытства: сначала детям интересно не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, эффектный опыт. Любопытство перерастает в любознательность. На этом этапе очень важно поддержать стремление узнать новое. Но в жизни мы встречаемся с тем, что у ученика, столкнувшегося с объективными трудностями в понимании физических процессов в их сложном математическом описании, просто «опускаются руки». Поэтому, обучая физике, не нужно предлагать «убойные» задачи, наказывать ребёнка «двойкой» и навсегда отбивать интерес к физике. Учитель должен убедить его, что физические знания – простые, но разнообразные, – жизненно значимы для каждого человека.
Для такого обучения необходимо создание условий, приводящих к осознанию необходимости, а главное, личной возможности самосовершенствования. Подобное обучение проводится с опорой на имеющиеся у учащихся знания. Но главное, что они при этом не пассивные потребители готовых знаний, а активные участники обучения.
Одним из элементов организации такого обучения является применение ретестов. Метод теста-ретеста известен в психометрии как способ повышения надёжности теста. Суть его заключается в том, что один и тот же тест предъявляется индивиду дважды: в начале изучения темы, т.е. при входе в новый материал, и на заключительном этапе, когда вся тема изучена в рамках программы. При этом ретест отражает произошедшие в индивиде изменения.
Ретест состоит из двух частей: первая – вопросы 1–4 – предназначена для диагностирования объёма зоны актуального развития, а вторая – вопросы 5–7 под чертой – для диагностирования знаний и умений из зоны ближайшего развития. Учитель при первом тестировании фиксирует тот объём знаний и умений, который имеется у учащегося на данный момент, и способность находить ответ на неизвестные вопросы, что позволяет судить об интеллектуальном потенциале ребёнка. Затем через некоторый промежуток времени после повторного тестирования учитель наблюдает те новые знания и умения, которые приобретены за контролируемый промежуток времени. После первого тестирования учитель не только знакомит учащихся с новым материалом, но и проводит коррекционную работу над ошибками и неточностями, которые уже заложены на «длительное хранение» в памяти ребёнка. Повторное тестирование покажет, какая информация – правильная или искажённая – попала в долговременную память.
При конструировании ретеста необходимо проявить смекалку и изобретательность. Особенно это относится ко второй его части (вопросы № 5–7 под чертой). Это вопросы, с которыми ученик ещё не сталкивался при изучении физики. Какой смысл просить ученика сформулировать, например, первый закон термодинамики, если с ним ребёнок ещё незнаком и наверняка не сможет дать правильный ответ? Поэтому, несмотря на то, что вопросы под чертой относятся к зоне ближайшего развития, составитель ретеста должен всё своё мастерство направить на такую формулировку вопроса, которая помогла бы ребёнку найти правильный ответ на незнакомый вопрос. Например, спросить у ученика иначе: «К машинам с тепловыми двигателями относятся реактивный самолёт, паровая турбина. Приведите ещё два примера». Учитель не должен использовать ретест для уличения ученика в каком-то незнании. наоборот, ретест позволяет ребёнку ошибиться, направить свою деятельность на обнаружение ошибки и при повторном тестировании исправить её! Ребёнок должен быть уверен в том, что ему будет дана возможность скорректировать свои ответы и получить оценку только за вторичное тестирование. Поэтому у него появляется вера в свои силы, ожидание успеха, что является условием эффективности формирования познавательной активности.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Teplostroyblok.Ru. Если Вы решили приобрести качественный и надежный дом, который будет комфортным и сохранять тепло, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Teplostroyblok.Ru. Перейдя по ссылке: «теплостен», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить онлайн заявку, а также узнать контактную информацию. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Teplostroyblok.Ru.
После применения ретестов в течение пяти лет работы было обнаружено следующее:
– вторичное тестирование увеличивает зоны актуального и ближайшего развития учащихся;
– изменение этих зон различно, что позволяет судить об индивидуальных способностях ребёнка;
– качество успеваемости школьников и познавательная активность на уроках физики повышаются.
Приведём примеры тестов-ретестов.
• Тепловое движение, строение и свойства тел
- Одинаковы ли молекулы воды и водяного пара?
- Какая из частиц – атом, молекула или электрон – входит в состав двух остальных из перечисленных?
- Что не состоит из атомов: вода, воздух, звук?
- Что из перечисленного ниже послужило основой для предположения об атомном строении вещества: притяжение всех тел к Земле, распространение запахов, расширение тел при нагревании?
- Можно ли сказать, что объём газа равен сумме объёмов его молекул?
- Могут ли находиться в газообразном состоянии железо и свинец?
- Можно ли определить скорость одной молекулы или одного атома?
• Энергия
- Действует ли сила тяжести на пущенную вертикально вверх сигнальную ракету?
- С какой силой тело массой 2 т действует на Землю?
- Ракета, запущенная с Земли, движется вертикально вверх. На одном участке траектории сила тяги двигателя ракеты становится равной по модулю силе тяжести ракеты. Как будет двигаться ракета на этом участке траектории?
- Сравните промежутки времени 10 ч и 600 с. ______
- Две девочки разной массы наперегонки вбежали по лестнице и поднялись на третий этаж дома одновременно. Одинаковую ли работу совершили девочки? Одинаковую ли мощность развили девочки?
- Как опытный турист преодолеет возникшее перед ним препятствие: перешагнёт через него или сначала наступит на него, а затем спрыгнет?
- Можно ли силой 2 Н поднять груз массой 2 кг?