Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2009

Спецвыпуск

В. А. Целищева,
< chelisheva@list.ru >, МОУ СОШ № 67, г. Челябинск

Температура и способы её измерения

Я иду на урокОсновная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:

– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

– способствовать созданию положительной мотивации обучения.

Обучающие цели: формирование умения самостоятельно приобретать знания; осознание практической значимости измерения температуры.

Развивающие цели: осознание мотивации познавательной деятельности; формулирование версий, их анализ.

Воспитательные цели: развитие коммуникативных умений при обсуждении версии.

Содержание учебно-познавательной деятельности:

Опорные знания и умения: механическое движение тел, механическая энергия; работа с измерительными приборами.

Новые знания и умения: различать тепловое и механическое движения тел; определять температуру нагретого тела.

Оборудование: стаканы с горячей и холодной водой, кусочек сахара, спиртовой термометр.

Главная проблема урока: мерой чего является температура тела?

Фундаментальный образовательный объект, в направлении которого планируется деятельность учеников: температура и способы её измерения.

На уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников через индивидуальную работу по изучению тепловых явлений, выдвижение версий и их корректировку.

Ход занятия

1. Создание образовательной напряжённости (3 мин)

Учитель. Недавно я зашла в аптеку, чтобы купить лекарство, и услышала такой разговор:

Покупательница. Скажите, пожалуйста, у вас термометры свежие?

Фармацевт. Сейчас посмотрю. Да, дата изготовления – прошлый месяц.

Покупательница. Заверните мне парочку, а то мои высохли и ничего не показывают.

Могут ли высохнуть термометры? Почему термометры у покупательницы ничего не показывают? Напишите свои версии, а в конце урока мы их обсудим.

2. Уточнение образовательного объекта (1 мин)

Учитель. Мы знаем, что при нагревании холодная вода сначала становится тёплой, а затем горячей. Вынутая из пламени спиртовки спица постепенно охлаждается. Воздух, окружающий батареи с горячей водой, нагревается и т.д. Словами холодный, горячий мы обозначаем тепловое состояние тел. Величиной, характеризующей тепловое состояние тел, является температура.

3. Конкретизация задания (2 мин)

Учитель. Каким прибором можно измерить температуру?

Учащиеся. Термометром... Градусником...

Учитель. В быту этот прибор часто называют градусником, но правильнее говорить – термометр (это слово греческое и состоит из двух слов: θερμός – тёплый и μετρώ – измерять). Перед вами стакан с водой и спиртовой термометр. Каким способом можно определить температуру воды?

Учащиеся. Для определения температуры воды термометр нужно поместить в эту воду и подождать до тех пор, пока температура прибора не перестанет изменяться, приняв значение, равное температуре воды.

Учитель. Температуру чего показывает термометр: свою собственную или воды?

Учащиеся. Свою собственную, равную температуре воды.

Сообщение учащегося: историческая справка об истории создания термометра.

4. Решение ситуации (15 мин)

Учитель. Перед вами таблица. Попробуйте её заполнить, опираясь на свои знания. Записи можно делать кратко.

Вопрос

Краткий ответ

1. Какие термометры вы знаете?

Спиртовой, ртутный, электронный

2. Перед вами спиртовой термометр. вспомните, что общего и в чём различия спиртового и ртутного медицинского термометров?

Общее: термометры устроены одинаково, только в одном спирт, а в другом ртуть; разные шкалы. Различие: если измерить температуру тела человека ртутным медицинским термометром и потом положить его в комнате, где температура более низкая, то он будет продолжать показывать температуру тела, а спиртовой термометр быстро принимает температуру окружающей среды

3. У вас стакан с горячей и холодной водой. Насыпьте в стаканы одинаковое количество сахара. Где быстрее растворится сахар: в горячей или в холодной воде? Почему?

Быстрее растворится в горячей, т.к.  в горячей воде диффузия проходит быстрее, чем в холодной

4. Что является причиной диффузии?

Движение молекул; в теле с большей температурой молекулы движутся быстрее

5. Основываясь на проделанных опытах, предположите, от каких величин зависит температура

От скорости движения молекул, от их массы

6. От каких величин зависит кинетическая энергия тела?

От массы тела и его скорости

7. Что определяет температуру тела?

Кинетическая энергия молекул

 

5. Демонстрация образовательной продукции (10 мин)

Учитель. Ребята, вы закончили выполнять задания, заполнили таблицу. Возможно, не на все вопросы вы сумели ответить. Прошу желающих зачитать ответы, а остальных, внимательно выслушав, сравнить их со своими и выразить своё согласие или несогласие с выступающими, задать вопросы.

6. Систематизация полученной продукции (9 мин)

(После обсуждения заполненной таблицы изученный материал обобщается, и ученики с помощью учителя приходят к выводу, что температуру тела определяет кинетическая энергия. Значит, температура тела является мерой средней кинетической энергии частиц тела. При нагревании тел средняя кинетическая энергия молекул тела увеличивается, они начинают двигаться быстрее; при охлаждении энергия молекул уменьшается, и они начинают двигаться медленнее.)

7. Рефлексия (5 мин)

Учитель. Что главное вы узнали на этом уроке? (Выслушиваются индивидуальные ответы.) Каковы ваши основные результаты? Оцените выдвинутую вами в начале урока версию, посмотрите на свою таблицу. Что вам особенно понравилось на этом уроке? Что вам не удалось?

Задания на дом (варианты на выбор)

– Выполните долгосрочный проект «Генеалогическое температурное древо моей семьи».

– Экспериментальное задание: пронаблюдайте и опишите диффузию жидкостей в стакане: густой раствор соли или сахара налейте до половины стакана, сверху осторожно добавьте, например, крепкий раствор чая. Разработайте самые различные варианты эксперимента – фантазируйте! Оформите свои наблюдения и выводы.

– Решение задачи: можно ли измерить изменение температуры воды при падении с высоты 200 м? Например, в водопаде.

ЦелищеваВалентина александровна Целищева – учитель физики высшей квалификационной категории, методист Центрального РУО г. Челябинска, окончила Челябинский ГПИ в 1971 г., педагогический стаж 37 лет. Лауреат российского конкурса «Дистанционный учитель года-2000» (центр «Эйдос», г. Москва), автор телекоммуникационных проектов по физике «игра “Профики”», «Источники тока», «Температурное древо моей семьи», «Да здравствует мыло душистое!», «В мире звуков», «Я познаю себя», почётный работник общего образования РФ, ветеран труда. Педагогическое кредо: обеспечить условия для проявления индивидуальности каждого ученика. ученики регулярно занимают призовые места: в 2000–2008 гг. – в российских дистанционных эвристических олимпиадах по физике («Эйдос»); в 2004–2007 гг. – в российском «Эйдос-классе» (защита творческих работ), в 1995–2008 гг. – в районных и городских олимпиадах по физике. Средний балл ЕГЭ с 2006 г. – 4,0. Вырастила двоих замечательных детей. Хобби – садоводство.