Спецвыпуск
Е. В.
Шерстобитова,
< russia74@yandex.ru >, лицей № 11, г. Челябинск
Сила Архимеда
Задачи урока
- образовательная: обеспечить формирование понятия выталкивающая сила, используя задания исследовательского характера;
- развивающая: развитие познавательного интереса, самостоятельности, умения применять знания по физике, используя проблемные ситуации;
- воспитательная: содействовать профориентации учащихся и умению работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, документ-камера, сосуды с водой, тела различной формы, массы и объёма, динамометры.
Ход урока
I. Организационно-ситуативный этап (определение задач урока)
Учитель (предъявляет слайд). «Ихтиандр протягивает руки вверх и хватает альбатроса за ноги. Испуганная птица раскрывает свои мощные крылья и поднимается, вытаскивая из воды Ихтиандра. Но на воздухе Ихтиандр и альбатрос грузно падают на волну...» (А.Р.Беляев. Человек-амфибия). Почему альбатрос упал в воду?
Учащиеся. В воде вес Ихтиандра был меньше, чем в воздухе.
Учитель. Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Учащиеся. Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.
Учитель. Давайте посмотрим, почему вес уменьшается. Рассмотрим силы, которые действуют со стороны жидкости на погружённое тело (слайд). Силы, действующие на боковые грани тела, попарно равны и уравновешивают друг друга. А вот силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани тела, не одинаковы. На верхнюю грань с силой F1 давит столб жидкости высотой h1. На нижнюю грань тела снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2. Но h2 > h1, следовательно, и модуль силы F2 больше модуля силы F1. Поэтому тело выталкивается из жидкости с силой Fвыт = F2 – F1, так и называемой – выталкивающая сила. Если тело в воду бросить//Или просто опустить,//Будет сила Архимеда//Cнизу на него давить.
Итак: на тело, погружённое в жидкость, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.
Выталкивающая сила действует и в случае частичного погружения тела в жидкость. Эту силу называют силой Архимеда в честь древнегреческого учёного Архимеда, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.
Как найти величину выталкивающей силы? (Слайд.) Так как две силы, действующие на тело в этом случае, направлены в противоположные стороны (сила тяжести – вниз, архимедова сила – вверх), то вес тела в жидкости P1 будет меньше веса тела в вакууме Р = mg (m – масса тела) на архимедову силу FА = gmж (mж – масса жидкости, вытесненной телом), т.е. P1 = Р – FА, или
FА = Pв возд – Pв жидк ,
т.е. из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Все тела в воде кажутся более лёгкими, чем в воздухе. Вода выталкивает и поддерживает их. Будучи вынутыми из воды, тела вновь обретают свой прежний вес, т.к. вода больше не держит их.
II. Объяснение новой темы (записи основных моментов в тетради)
Учитель. Давайте убедимся на опыте, что вес тела в воде уменьшается. (Учитель объясняет задание по слайду с планом действий. Ученики обсуждают план.)
- Определите вес данного вам тела в воздухе: Pв возд.
- Определите вес этого же тела в воде: Pв воде .
- Сравните результаты измерений и сделайте вывод: чему равна сила Архимеда.
Учитель (заслушав мнения). Есть сила одна, вот вам ответ, //Эту силу обнаружил Архимед.//Когда он опустился в воду,//То «Эврика!» – воскликнул он народу.//От чего зависит сила эта?//Нельзя вопрос оставить без ответа.
III. Практическое задание
Учитель. От чего же зависит сила Архимеда? Это вам придётся выяснить самостоятельно. Каждая группа получает своё задание. Пожалуйста, прочитайте задание и сформулируйте гипотезу исходя из условий. (Дети читают, высказывают гипотезы. Учитель записывает предложенные гипотезы в слайд презентации. Учащиеся приступают к выполнению заданий.)
Группа 1. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма, но разной массы из набора тел для калориметра, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие па первое и второе тела.
- Сравните архимедовы силы, действующие на тела разной массы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от массы тела.
Группа 2. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма, но одинаковой массы, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объёма тела.
Группа 3. Оборудование: динамометр, нить, сосуды с пресной водой, солёной водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, пресной и солёной, и масле.
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от рода жидкости.
Группа 4. Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2 >h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Группа 5. Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочерёдно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
(Выполнив задания, группы отчитываются о результатах своей работы и сообщают свои выводы. Результаты записываются в виде таблицы с помощью документ-камеры. Если сила зависит от величины, ставят «+», если нет, то «–». Один учащийся из группы подходит к камере и отмечает результат.)
Сила |
Масса |
Объём |
Форма |
Жидкость |
Глубина |
FА |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Общий вывод: cила Архимеда зависит от объёма тела и рода жидкости (слайд).
(Проводится сравнение с предложенными в начале урока гипотезами.)
Учитель. Теперь вы сможете мне объяснить, почему собака-водолаз легко может тащить человека по воде, но только до берега.
Учащиеся. Вес человека на берегу увеличивается.
Учитель. А масса?
Учащиеся. Осталась прежней.
Учитель. В какой воде легче научиться плавать – в речной или морской?
Учащиеся. В морской, в ней больше выталкивающая сила.
Елена Васильевна Шерстобитова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила Челябинский ГПИ в 1992 г., педагогический стаж 17 лет. Основное направление: развитие творческих способностей учащихся. Занимается исследовательскими работами с учащимися 5–7-х классов. На российской конференции «Шаг в будущее. Юниор» её ученик удостоен диплома Общественной палаты РФ за исследовательскую работу «Модель и принцип действия гидротурбины». Замужем, дочке 6 лет. Хобби – гитара, вязание.