Материал к уроку
С. Н.
Кириллов,
< TZN2006@yandex.ru >, ДТДМ «Интеллект», г. Москва
Учительские истории
Продолжение. См. № 17/2009
«Ошибочки»
1 = 1
4 : 4 = 5 : 5
4 × (1 : 1) = 5 × (1 : 1)
4 = 5 или 2 × 2 = 5
Красиво! Правда?
Я часто обманываю детей. Работа такая. Как заметил один мой коллега, пытавшийся меня устыдить, «бессовестно вру». Но цель в данном случае оправдывает средства.
Однажды, давным-давно, в конце марта я прочитал в выпускном классе лекцию. Псевдонаучную чепуху.
– Что такое «чёрная дыра»?
– Если не вдаваться в подробности четырёхмерного пространства, это отверстие. Притом чёрное.
Я вдался. Разбавил это содержание формулами, законами, чертежами. Получилось нечто, классифицируемое мною как информация из незаслуживающего доверия источника – «Одна-Бабушка-Сказала». Сокращённо «ОБС». Сказал-то, конечно, я, но поверят ли?
Мне было интересно узнать, на каком этапе кто-либо из здравомыслящих усомнится: «Да что вы говорите? Возможно ли такое?» Или в тон учителю заявит: «С точки зрения материалистической диалектики мы не можем не согласиться с тенденциями парадоксальных иллюзий, но с точки зрения материального абсолютизма ваши слова являются высшей степенью мистификационного абсурда».
Не дождался. «Бабушка» сказала, а детишки, старательно записав её истины, отправились на следующий урок. Я взялся за голову обеими руками. Где оно, критическое мышление? Каждый ученик точно сосуд. Звонок.
– Открыли крышечки! – авторитетно командует учитель.
Буль-буль-буль. Залита информационная порция.
– Закрыли крышечки!
Звонок. И новый урок.
– Открыли…
Такая вот печальная аналогия возникла.
На следующий день, первого апреля, прервав бойкие ответы учащихся по пройденному материалу, я рассказал жертвам эксперимента о своей неудавшейся шутке.
– Первое апреля – никому не верю... – изрёк кто-то. – Попались!
– Весь апрель никому не верь! – предостерегли.
Та лекция послужила уроком. Пытался потом создать вакцину против «ОБС». Надёжную и непременно долгоживущую. Сколько лет прошло…
Частенько в классе поднимается рука:
– Ошибочка на доске!
И я радуюсь. Кто находит три, специально допущенные учителем неточности, получает «отлично». Практично. Даже истинные ошибки не страшны. А вечные двигатели, газетные сенсации, собственные «гениальные открытия» и прочие парадоксы – как без них? Как-то в одном классе прочитали с ребятами статью об омагниченной («живой») воде – эликсире жизненных сил.
– Из какой газеты, журнала информация? Автор кто? Есть ли ссылки на другие источники? Схема и описание прибора прилагается? – полился бальзам на душу. Согласитесь, что это хорошее начало для дальнейшего обсуждения.
А на днях рядом с моим домом упал метеорит. Удивительный экземпляр. Пришлось над ним потрудиться. Потребовался кусок пемзы, два магнита, паяльная лампа и прочие мелочи. Мои семиклассники быстро разнесли весть по всей школе. И теперь к кабинету физики стекается посмотреть на сенсацию любопытный народ. За стеклом перевёрнутого кверху дном аквариума загадочно чернеет оплавленный и закопчённый небесный камень. По бокам от него магнитные стрелки. Уставились своими северными концами на странного космического гостя. И поставленный рядом электроскоп возбуждение выдаёт, сигнализирует отклонённой стрелкой.
А вокруг – напряжение. Охи, ахи и сомнения:
– Такую ценность надо в сейфе хранить, – поучает завхоз.
– Тем более что она, может быть, и излучает, – опасается завуч.
– От моей находки, – отвечаю, – только полезное воздействие ожидается. Никак его нельзя от всех прятать. (И, пользуясь случаем отсутствия посторонних глаз, подзаряжаю электроскоп.)
– А как будет развенчан этот миф? – интересуется коллега-физик.
Не все поверили в «ОБС» и предложили уже несколько способов проверки. Даже комиссию создали экспертную. За ней – решение. А вы не хотите ли свой вариант предложить? Или с «ОБС» согласны?
Пыль на стекле
Дверь скрипнула и, захлопнувшись, сократила освещённую поверхность до узкой полоски жёлтого электрического света под ней. Оказавшись в полной темноте, он зябко повёл плечами, – после тёплой избы во дворе было прохладно. Щёлкнула зажигалка, разгорелся красный огонёк сигареты. Затянулся. Поднял глаза вверх и замер. Что это? Величественная, неописуемая красота! Россыпь мерцающих звёзд. В чёрной бездне над головой застыл в стремительном полёте Лебедь. Рядом с ним расположились не похожие на себя Орион, Медведица, Кассиопея...
Странно и необычно выглядели они. Не по-книжному ярко. Объёмно. Будто кто-то провёл тряпкой по пыльному стеклу и за ним открылось неведомое. Знакомые незнакомцы манили и звали его в свою бесконечность. Он даже растерялся. Поёжился, но, посмотрев на светящийся циферблат часов, с облегчением взялся за дверную ручку. Прощально мелькнул огонёк запущенного щелчком вдаль окурка. Нет времени. Закончился перерыв между таймами увлекательного хоккейного матча.
А когда он уже засыпал пришла мысль-оправдание: «Завтра обязательно найду время и устрою встречу… Как же так получилось, что я уже давно не видел их? Завтра непременно…» И он погрузился в небытие.
Земля тем временем без скрипа вращалась вокруг своей оси, и «Лебедь» спешил куда-то за горизонт. Назавтра синоптики передали дождливую погоду. Послезавтра он листал страницы увлекательного детектива, от которого не мог оторваться. Потом была затянувшаяся допоздна встреча друзей. Потом ещё что-то… Желание постепенно угасло, забылись чувства, вызванные случайной встречей. Стекло покрылось пылью. Вот так закончились последние дни августа и отпуска, проведённого в деревне.
Он вернулся в море огней, в привычную жизнь. Наступил сентябрь, начался учебный год со своими заботами. Учитель занят привычным делом – рассказывает своим ученикам о древней науке астрономии, о её тайнах и загадках. Земля всё так же вращается, а в звёздной вышине для кого-то искрятся миры. Обыкновенные люди по ночам спят. И бывшие учителя тоже.
Покидая класс, помни...
До конца урока 300 с (а в минутах нельзя, ведь это урок физики, на котором время принято измерять в единицах Системы Интернациональной).
– Внимание, поучительный тест!
– А разве бывают непоучительные?
– Скоро узнаете, – и учитель положил на кафедру нефизический прибор – рулон туалетной бумаги. Отверстие в торце смотрело на удивлённый класс, а бумажный хвост, растянувшийся на 0,3 м (опять СИ), уходил под рулон. – Что произойдёт с рулоном, если потянуть за бумажную ленту? – задал учитель тривиальный вопрос и взялся за кончик. Вверх взметнулось несколько рук. – Начинаю тестирование, – продолжил он, игнорируя их. – Предлагаю три гипотезы на любой фкус (Это не опечатка. Это ФКУС – Физический Коэффициент Умственных Способностей):
а) рулон будет двигаться в сторону действия силы;
б) покатится в противоположную сторону.
в) останется на месте.
Голосование показало, что у каждой гипотезы нашлись свои почитатели. Но в науке голосование – не аргумент. Слово его величеству Эксперименту!
Раз! И учитель тихонечко потянул ленту на себя.
– Я же говорил, – выдохнул кто-то, когда рулон послушно заскользил к демонстратору.
Два! И учитель потянул приподнятый вверх кончик, прикладывая силу под углом. Рулон покатился от него.
– Я сразу подумал о моментах сил, – проинформировали с последней парты.
Три! И учитель резко дёрнул на себя. Кусочек бумажной ленты остался у него в руке, а инертный рулон не сдвинулся с места.
– Нечестный тест, – подумали многие ученики, осознав его странность.
– А теперь сделаем выводы, – предложил учитель. – Только в школьных тестах имеется один правильный ответ. Действительность, к счастью, намного разнообразнее! Физика – она везде, – он взял в руки рулон, – не только на страницах учебников и среди приборов, но даже в туалетной комнате! Советую запомнить.
С небольшой погрешностью во времени прозвенел звонок, и ученики устремились к выходу из класса, к двери, на которой висело напоминание: «Покидая класс, помни, что за его дверьми и начинается настоящая физика!»