Методические страницы
Т. Ю. Скобелева
О системе «плюсиков»
О системе «плюсиков»
Я преподаю в школе физику уже 22 года. Последние 10 лет – в основном в профильных физико-математических классах. Не секрет, что и в таких классах встаёт проблема, как стимулировать самостоятельную, творческую работу учащегося, как поощрить трудолюбие и волю к решению сложных задач. Решение было подсказано частично самими ребятами, частично системой рейтингового оценивания студентов, широко используемой в вузах нашего региона. И от сегодняшних учащихся, и от выпускников слышу лишь положительные (96% опрошенных) отзывы о данной системе.
В чем её суть? На уроке (практически на каждом, где есть решение задач) предлагаю решить дома и оформить на листе (не в тетради) одну или две задачи по данной теме. Задачи беру повышенной сложности, олимпиадные, с «изюминкой», экспериментальные, задачи уровня С из ЕГЭ. На решение отвожу максимально неделю, т.к. урок решения таких задач проводится у нас раз в неделю. Чтобы получить «плюсик» (+) или «полплюсика» (B) необходимо сдать задачу на проверку до того момента, как она будет обсуждаться в классе. Проверенные листы выдаю учащемуся на уроке, где будет решаться эта задача. До этого можно обращаться за консультацией к учителю и вновь продолжать решение самому. Количество консультаций не влияет на выставляемую в виде «плюсиков» оценку.
Такой подход стимулирует заинтересованных как вообще в решении задач (интересно решать нестандартные), так и в оценке дополнительной работы. Ведь не секрет, что решать задачи можно научиться только самому, а практика решения вырабатывается при самостоятельной работе и самостоятельном размышлении над условием задачи.
Что делать дальше с «плюсиком»? Его можно тратить по усмотрению учащегося как дополнительный балл. Например, за объяснение решения домашней задачи у доски (обязательная часть домашнего задания) можно получить только «3». Чтобы получить оценку выше, необходимо ответить на два вопроса одноклассников по данной теме. Ребята приходят на урок с подготовленным вопросом или берут вопросы из учебника, но правильный ответ спрашивающий должен знать. Так вот, можно отказаться от вопросов и до нужной оценки дотянуть «плюсиками». Накопив пять «плюсиков», можно поставить желаемую оценку в журнал. Можно добавить «плюсик» как балл к тестовой проверочной работе, заменив один неправильный ответ на один «плюсик», чтобы повысить оценку.
Мне возразят: когда же это всё считать?! Ну, во- первых, «плюсики» в какой-то мере – игра, а дети любят игры и легко справляются и с правилами игры, и с самой игрой. Во-вторых, при определённом навыке ребята сами считают «плюсики» и очень быстро (конечно, учёт «плюсиков» обязательно ведёт и учитель). В-третьих, то, что оценку нужно заработать, тоже имеет положительный воспитательный эффект. Если ты всю тему работал, решал задачи, а на тесте разволновался и допустил «обидную» ошибку, то «плюсик» тебе поможет не получить низкий балл, но это же результат твоей большой работы!
Я считаю, что данная система приучает ребят работать систематически, и вот уже ряд последних лет они сами приходят к мысли о том, что «у кого “плюсиков” много, тому они и не нужны», т.е., работая ежедневно, ученик получает достаточно прочные знания и повышение балла ему не требуется.
Т.Ю.СКОБЕЛЕВА,
СОШ № 1, г. Шуя, Ивановская обл.
Татьяна Юрьевна Скобелева окончила с отличием в 1984 г. физический факультет Ивановского госуниверситета по специальности «Физика». С 1984 г. работает в Шуйской средней школе № 1 (ныне МОУ гимназия № 1 городского округа Шуя) преподавателем физики. Учитель высшей квалификационной категории. Последние 6 лет является председателем МО учителей физики городского округа Шуя.