23 января 2007 г. ушёл из жизни ВИКТОР ИВАНОВИЧ ЕЛЬКИН, учитель физики, астрономии и информатики высшей квалификационной категории школы № 5 г. Слободского (Кировская обл.), заслуженный учитель России, неоднократный победитель конкурсов «Учитель года» г. Слободского, лауреат конкурса «Я иду на урок», лауреат Премии Президента РФ, автор более 120 педагогических и методических публикаций, в том числе и в нашей газете, автор популярного сайта «Занимательная физика в вопросах и ответах» http//elkin52.narod.ru. Сайт успешно участвовал в конкурсах «Золотой сайт», «Заря-2005», «Учитель.ru», «Методист.ru». Ежесуточно его посещают до 2000 пользователей. Вся жизнь Виктора Ивановича была посвящена школе, детям. Его педагогическое кредо: развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – только в этом залог успеха обучения. Профессию учителя физики избрали более двадцати его учеников. Только за последние пять лет поступили в вузы Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска, Кирова и Чебоксар 42 его выпускника (из 164). Сын Андрей, окончив Кировский ГПИ по специальности «Физика, информатика», поступил в аспирантуру Московской юридической академии при РАН РФ (г. Москва) и успешно защитил диссертацию на соискание звания кандидата философских наук. Сейчас он преподаёт в родном городе и является депутатом городской Думы.
Скорбим о невосполнимой утрате.
Выражаем глубокое соболезнование супруге, детям и внукам Виктора Ивановича, его родным, близким, ученикам и коллегам.
Редакция газеты «Физика»
В.И.ЕЛЬКИН |
Развитие познавательного интереса
Творческие приёмы и методы обучения
Проработав много лет в школе с различными контингентами учащихся, я пришёл к выводу: нужно стремиться не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает, т.е. сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применять их. Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности – предложить интересные учебные задачи, затрагивающие реальный мир, реальные жизненные ситуации. Я проанализировал распространённые задачники по физике и пришёл к неутешительному выводу: в них рассматриваются в основном абстрактные тела (предмет, груз, материальная точка) и технические объекты (самолёт, ракета, снаряд, бомба, велосипед). Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, медициной, биологией, анатомией, жизнью человека. Поэтому она для многих учащихся, особенно для гуманитариев, совсем не интересна. Нужны новые, принципиально другие разработки. Привожу свои работы, в которых изложен личный опыт решения проблем обучения физике.
Елькин В.И. Опыт формирования познавательного интереса с помощью качественных задач: В сб. «Опыт и проблемы обучения физике в Кировской области». – Киров, 1997, с. 22–23.
Елькин В.И. Развитие познавательного интереса учащихся на основе использования творческих приёмов в обучении. – Вести (г. Киров, ИУУ), 1998, вып. 7, с. 26–31.
Елькин В.И. Истории Шерлока Холмса. Качественные задачи. – Физика («ПС»), 1997, № 30, 35; 2000, № 26.
Елькин В.И. Из историй Шерлока Холмса. – Физика в школе, 1999, № 5, с. 66–68.
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – Библиотека журнала «Физика в школе», 2000, вып. 16; 2001, вып. 24.
Дальнейший анализ показал, что в условиях задач заложено мало познавательной информации. Задачи чисто академические, сухие, мало интересны. Всё это заставило меня по-другому взглянуть на содержание задач. Так появились тестовые занимательные задачи по физике и астрономии.
Елькин В.И. Тестовые занимательные задачи по физике. – Физика («ПС»): 1998, № 16 (Электрическая лампочка), 24 (Утюг), 44 (Вода), 48 (Глаз); 1999, № 24 (Радиоприёмник) № 32 (Ручка); 2000, № 10 (Телефон), 15 (Свет и цвет), 22 (Загадки нашего слуха), 30 (Весы), 34 (Молекулы), 40 (Основы МКТ), 44 (Линзы); 2001, № 8, 12 (Туман).
Елькин В.И., Пивоваров А.А. Тестовые задачи по астрономии. – Физика («ПС»): 1997, № 40 (Звёздное небо), № 44 (Календарь и время), 48 (Задачи затмений; 1998, № 8 (Земля), 20 (Луна), 28 (Ориентирование), 40 (Солнечная система); 1999, № 4 (Эволюция звёзд), 8, 12, 16, 20 (Космическое излучение), 36, 40 (Системы мира); 2000, № 8 (Солнце), 12 (Парад планет), 16 (На Луне), 20 (Наша Галактика), 24 (В просторах Вселенной), 28 (Спутники планет), 32 (Астрономические наблюдения); 2001, № 11 (Литературные курьёзы в астрономии), 32 (Земное эхо космических сил), 36 (Правда ли, что?..).
Познавательный интерес, на мой взгляд, нужно развивать и через содержание учебных материалов, и через необычные формы уроков с участием ребят в их подготовке и проведении, через приближение учения к жизни подростка. Так появились разработки лабораторных и практических работ.
Елькин В.И. Оценочные практические работы по механике. – Физика в школе, 1997, № 4.
Елькин В.И. Определение роста человека с помощью часов. Практическая работа. – Физика («ПС»), 1998, № 8.
Елькин В.И., Будина Н.И. Юный физик. Турнир. 8-й класс. – Физика («ПС»), 1998, № 45.
Елькин В.И. Опыты со свечой. – Физика в школе, 1998, № 1, с. 59.
Елькин В.И. Экологические опыты. – Физика в школе, 1999, № 1, с. 60.
Елькин В.И. Вопросы и задачи по теме «Взаимодействие тел» (7-й класс). – Физика в школе, 1999, № 4, с. 67–68.
Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приёмы обучения. – Библиотека журнала «Физика в школе», 2000, вып. 17, с. 80; 2001, вып. 24, кн. 2.
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике: Кн. 1. – М.: Школа-Пресс, 2002.
Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приёмы обучения: Кн. 2. – М.: Школа-Пресс, 2002.
Елькин В.И. Физика и астрономия в походе и на природе. – М.: Школа-Пресс, 2003.
МОИ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зелёной вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
Как же воспитать человека, который видел бы вокруг себя не только дождь и грязь?
Сущность – процесс обучения не является мукой для ученика в том случае, если учитель сам творчески относится к преподаванию своего предмета: создаёт и разрабатывает эффективную методику обучения, использует свои и чужие (научно-обоснованные) средства, методы и приёмы.
Продуктивность – развитие познавательного интереса способствует формированию ученика как личности с устойчивым интересом к обучению. Формированию более высокого уровня развития отдельных учеников.
Трудоёмкость – учителю сложно подобрать и переработать научную информацию так, чтобы она стала доступной каждому ученику и была привязана к окружающему миру. Ученикам сложно применить полученные знания в повседневной среде. Но обучение в том и состоит, чтобы человек мог использовать знания в любой жизненной ситуации.
Возможности внедрения – опыт доступен каждому учителю, творчески относящемуся к обучению учащегося, хорошо знающему психологические особенности ученика.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ
Воспитывать творческую личность на уроке и во внеурочное время. Воспитывать человека разумного, мыслящего. При этом обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого, применять личностно-ориентированный подход в обучении. В ненавязчивой форме, систематически, используя набор различных задач и заданий, приучать ученика самостоятельно мыслить. Привожу набор задач и заданий, которые я использую.
Качественные задачи – мини-рассказы. «Вовочкины» задачи, задачи Шерлока Холмса, задачи Робинзона Крузо и др. условно разделены на несколько видов: затрагивающие личностные качества человека; рассчитанные на эрудицию; с нетипичными ситуациями.
Задачи с бытовым содержанием: задачи-почемучки; задачи типа «Перефразируй, чтобы стало понятно», «Объясни пословицу, поговорку», «Сформулируй кратко»; «Задачи наоборот»; мировоззренческие задачи.
Тестовые занимательные задачи и задания. «В споре рождается истина», – гласит пословица. С этой целью я составляю тесты, цель которых не столько проверить знания учеников, сколько проследить за умением мыслить. Задания составляются так, чтобы ученик, даже просто читая их, узнавал что-то новое, учился трансформировать свои знания из одной области знаний в другую.
Опыты-фокусы на уроках и после… Если традиционный демонстрационный опыт, показываемый учителем, ученик обычно осмысливает сразу, то «фокус», как правило, ставит его в тупик. Для осмысления требуется внимательность и наблюдательность, раздумья и ещё раз раздумья. Разгадывая секрет фокуса, ученик развивает свои умственные способности, начинает применять знания в незнакомой жизненной ситуации. Так как опыты-фокусы рассчитаны на учеников, они должны быть достаточно просты, связаны с учебным материалом, а их разгадка должна иметь физический смысл, но не являться следствием ловкости рук. Оборудование подбирается самое доступное, элементарное.
Оценочные практические работы творческого характера типа «Познай себя». Например: определить свой рост, используя часы, камушек и нитку; оценить среднюю скорость указательного пальца при щелчке; определить время реакции человека на звуковой, световой сигналы. Решение задач с дополнительной, познавательной информацией, в том числе экологического сдержания.
Сообразилки. Это задания творческого характера с использованием оборудования школьного кабинета физики.
Рационализаторские задачи – изобретательские задачи, тесты (контроля знаний, проверки логики рассуждений, контроля пробелов в знаниях, входные, выходные).
Презентации, рефераты, доклады, конференции – тематические, по интересам сообщения типа «А знаете ли вы?» (сенсационные «изюминки»), конференции «Необычные явления», «Из истории науки», «Фундаментальные опыты» и т.д.
Поиск информации. Что науке известно о?.. Где это (например, изотопы, лазеры) применяют? Какая польза (вред) от этого явления?
Научные работы, исследования: окружающей среды (экологические опыты); влияния солнечной радиации на вещества; проводимости воды в зависимости от примесей (сравнительный анализ пресной и морской воды); света (разложение белого света на составляющие с помощью простейшего оборудования); зависимости электризации тел от влажности; свойств песка; возможностей человека (прогноз результатов в спорте с их физическим обоснованием); влияния температуры окружающего воздуха на температуру воды, почвы, песка; видимых и невидимых излучений (регистрация с помощью кратковременных наблюдений и простых опытов).
Воспитательная работа на уроках и после: физика и медицина; физика и спорт; физика и поэзия; физика и музыка; физика в походе; физика и дурные привычки (действие алкоголя, никотина).
Например: «Какого цвета дым от сигарет? Наблюдения за курильщиками показывают, что дым представляется нами либо голубоватым, либо красновато-жёлтым в зависимости от расположения наблюдателя по отношению к курильщику, облаку дыма и источника света. Почему же цвет дыма зависит от «точки зрения» наблюдателя? План: Сигарета и зубы. Знаете ли вы? Курение и сердце. Никотин и зрение. Лёгкие курильщика. Прокуренный голос. Табачный дым. Литература.
Профориентация, индивидуальное образование. Например, будущие медики решают больше задач с медицинской тематикой, рассматривают, где используется то или иное физическое явление в медицине, получают индивидуальные задания для подготовки рефератов, докладов, для создания презентаций, проведения конференций по своей теме: «Лазеры в медицине», «Изотопы в медицине» и т.д.
Профессию учителя физики многие ребята выбирают случайно: нравилась физика, вот и стал учителем. А этого мало.
Система «Учитель–ученик–учитель»: индивидуально обучаю ученика работать на сканере (решать сложные задачи по какой-то теме). Когда ученик научится, он сдаёт мини-экзамен, переходит в разряд учителей и учит следующего ученика. Я опять принимаю мини-экзамен уже ученика ученика и перевожу (или не перевожу) его в статус учителя.
При проведении практикума в старших классах дифференцирую задания, учитывая индивидуальные особенности учеников и мотивацию обучения каждого. Перед проведением практикума дополнительно анкетирую и выявляю учеников с ярко выраженными гуманитарными (техническими, математическими и т.п.) способностями. Для каждого для них подбираю лабораторные работы.
Компьютерное программное обеспечение.
Физика. Довольно много информации беру из компьютерных энциклопедий, например: «Открытая физика», «Открытая астрономия», «Живая физика», а также «Физика-10» (М.: Илекса, 2005), «Физика», «Физика в картинках» (Физикон), «Открытая физика I,2» (Физикон). Учитель не может жить без информации. А информацию по всем интересующим темам можно найти в интернете: по физике и астрономии их более десяти тысяч.
Компьютерные программы можно дать ученикам домой, чтобы они могли повторить показанные на уроке фрагменты и лучше понять их. Компьютерные тесты можно решать дома, а с методами и способами решения задач можно ознакомиться без участия учителя.
Демонстрационный компьютерный эксперимент. Во время объяснения учебного материала учителю часто приходится рассказывать об устройстве различных физических приборов, делать графические иллюстрации различных зависимостей физических величин и т.д. Большую помощь при этом могут оказать демонстрационные программы, видеоклипы и видеофрагменты физических экспериментов («Падение кошки», «Силовые линии», «Закон Ома», «Механический резонанс»), виртуальные физические приборы, моделирующий, графический и вычислительный компьютерный эксперимент, виртуальные лабораторные работы (с сайта phdep.imfo.ru: «Модуль Юнга», «Закон Гей-Люссака»), GIF-анимации (графические файлы, позволяющие размещать в одном файле несколько изображений с возможностью их последовательного вывода на экран и создания эффекта мультипликации).
Астрономия. Широко использую программное обеспечение: астрофотографии, анимация, звёздные карты позволяют прочно усваивать учебный материал. Много астрономических презентаций, посвящённых определённым темам, изготовлено учениками школы (например: «Планеты Солнечной системы», «Солнце», «Юпитер и его спутники», «Двойные звёзды»; всего более тридцати тем). Основную часть информации беру из интернета и библиотеки. На школьном сайте и на моём сайте «Занимательная физика в вопросах и ответах» есть астрономические разделы, созданные учениками нашей школы.
Информатика. Собран богатый материал: справки, обучающие программы, экзаменационные материалы, языки программирования, коллекции лазерных дисков («Шаг за шагом», «Мир ПК», «Информационные технологии» и т.п.), учебники, сборники задач по информатике, методическая литература, раздаточный материал, тесты – более 50 (по всем темам курса).
ВНЕУРОЧНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Физика. Факультатив «Решение задач по физике повышенной трудности» на основе переработанной на 20–25% стандартной программы по физике рассчитан на индивидуальную работу. Учебные часы в 9–11-м классах объединены. Начинаются факультативные занятия с учениками 11-го класса. Для каждого готовлю индивидуальные задания: для одних – качественные задачи-вопросы (для развития познавательного интереса), для других – задачи «со звёздочкой», для третьих – задачи для поступления в вузы, олимпиадные задачи. Факультатив посещают до 40% учеников. Когда это занятие заканчивается, приходят десятиклассники, а желающие ученики 11-го класса остаются, доделывают свои задачи и получают задания для повторения за 10-й класс (с целью повторения и восстановления пробелов в знаниях). Затем приходят девятиклассники – получают индивидуальные задания, но и ученики 11-го и 10-го классов опять же имеют право остаться и порешать задания для 9-го класса. Факультатив провожу в большой аудитории. Такие занятия приучают каждого ученика работать самостоятельно (как в библиотеке), я только консультирую. Результативность такой работы большая, выпускники поступают в различные вузы России.
Информатика. В основу факультатива также положена стандартная программа, переработанная на 20–30% и рассчитанная на индивидуальную работу. Учебные часы для 8–11-го классов объединены. Начинаются занятия с учениками младших классов. Они печатают тексты (отрабатывают навыки работы с клавиатурой, мышкой), работают с текстовыми и графическими редакторами, знакомятся с языками программирования. Каждому даётся индивидуальное задание. Ученики подготавливают материал для старшеклассников. Так как число компьютеров ограничено, то по окончании занятий они уходят, работу продолжают старшеклассники. Они пополняют информационную базу школы по всем предметам, делают презентации, тесты, готовят материал на наш школьный сайт http://slob-skola5.narod.ru – он создан в 2002 г. (объём 30 Мб, более 3000 web-страниц). Ежесуточно к сайту обращаются до 1000 пользователей, кроме того, сайт распространён на компакт-дисках по многим школам Кировской и других областей.
На сайте представлены разделы: Школа (история школы, система работы, наиболее значимые мероприятия: фестивали, конкурсы, концерты, конференции – от городских до Всероссийских – и т.д.); Методика (информация об открытых уроках, советы классному руководителю, перспективные разработки методов обучения, внеклассная работа, сценарии, тесты и т.д.); Учителя (сведения о каждом учителе школы, разработки вечеров, тематических праздников, рассказы о досуге учителей); Ученики (фотоальбомы, которые изготавливают ученики 9–11-го классов); Выпускники (информация с 1994 г. о всех выпускниках школы, медалистах, призёрах, а также об их дальнейшей деятельности); Рефераты (лучшие рефераты, разработки, научные работы учителей, учеников и выпускников); Литература (о тематических «Литературных гостиных», биографии писателей, поэтов, лучшие детские сочинения). Аналогичные разделы есть по предметам: иностранный язык, история, география, математика, информатика, физика, химия, биология, ОБЖ, технология. Каждый раздел ведёт учитель-предметник, а я руковожу и координирую их деятельность.
В разделе «Изо и МКХ» постоянно проводятся выставки работ (картины, акварели, поделки) учеников школы 3–8-го классов. В разделе «Спорт» помещена информация о всех достижениях учащихся школы в городских, областных, зональных, Всероссийских соревнованиях во всех видах спорта. Есть персональные страницы наиболее выдающихся спортсменов. Практически вся информация на сайте подготовлена учениками на факультативе и внеклассных занятиях. Ценность такого факультатива в том, что каждый ученик ощущает важность своей работы и видит результат.
25–27 октября 2005 г. в Кирове проходили 8-е Молодёжные Циолковские чтения. Проект Александра Голышева и Конкина Ивана из нашей школы «Электромагнитная пушка для уничтожения космического мусора и неуправляемых аэрокосмических объектов» единогласно был признан лучшей научной работой. Ребята получили диплом первой степени, денежную премию от правительства области, фотографии с борта действующей международной космической станции с автографами космонавтов.
Ученики пополняют мой авторский сайт «Занимательная физика в вопросах и ответах» http://elkin52.narod.ru. В 2005 г. школа получила новую пристройку с новым компьютерным классом и современно оборудованным кабинетом физики (с компьютерами, оборудованными выходом в интернет).
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Более пяти лет я возглавляю Школьное методическое объединение учителей естественных наук (химии, биологии, географии, физики). Четыре года руковожу ГМО, являюсь членом аттестационной комиссии города.
В 2005 г. выступал в ИПК и ПРО Кировской обл. по теме «Экология родного края» (руководитель проекта Ю.В.Семёнов). Участвовал во Всесоюзных педагогических чтениях (г. Ташкент, 1988 г.), во Всесоюзных методических фестивалях «Урок физики» (1989, 1991 гг.), Всероссийской конференции «Проблемы учебного физического эксперимента» (г. Глазов, 1996), Всероссийской конференции «Опыт и проблемы обучения физике в Кировской области» (Киров, 1997), во Всероссийском конкурсе, проводимом «Координационным центром социальных проектов» (г. Москва, 2004). Выиграв конкурс, работал с детьми, победителями олимпиад г. Москвы и Московской области, в летнем оздоровительном лагере «Жемчужина Анапы» на Чёрном море в Анапе. Работа была интересной, занимались научной работой по астрономии «Наблюдение за прохождением Венеры по диску Солнца», «Съёмка спутников планет», исследованиями различных физических явлений. Был участником нескольких научно-исследовательских конференций, т.к. нашей работой заинтересовались космонавты. В ходе конкурсов проходили различные мероприятия: «круглые столы» по методике работы с одарёнными детьми. Подробнее можно почитать на сайтах: http://elkin52.narod.ru («Репортаж из Анапы») и http://kcsp.ru. В 2006 г. был участником «Пятого московского Марафона учебных предметов», организованного газетой «Физика». Лауреат премии «Мастер» и неоднократный член жюри конкурса «Я иду на урок», регулярно проводимого газетой «Физика».