Итоги конкурса «Я иду на урок» за 2006 г. (№ 1–24)
В рассматриваемом полугодии на конкурс было прислано 19 работ. Все они оценивались по 5-балльной системе в каждой из четырёх категорий: эффективность усвоения учебного материала; оригинальность подбора материала и планирования учебной деятельности; возможность воспроизведения урока; профессионализм. Критериями присуждения премии «МАСТЕР» являлись эффективность и нестандартность урока в сочетании с высоким профессионализмом. Баллы пересчитывались в очки. Напоминаем, что в жюри входят – по приглашению и по собственному желанию – не знакомые друг с другом учителя из разных мест России.
Несомненным лидером оказался урок С.А.Ловягина (см. с. 1) – 335 очков, – автор награждается премией «Мастер» (2500 руб.) и грамотой. Остальные лауреаты набрали 176–221 очко. Они награждаются денежными премиями в размере 1500 руб. и грамотами. Очень хорошие оценки (более 100 очков) получили В.П.Новиков, А.А.Шмырёв и И.С.Гуров, И.И.Жалыбина, В.Г.Ефимова, Т.С.Фещенко, Е.В.Плахова, Д.А.Попков.
Приглашённые члены жюри 2006 г. награждаются грамотами, обеспечиваются подпиской на «Физику» на первое полугодие 2007 г. (или мы будем высылать им по 2 номера ежемесячно в течение полугода) и получают гонорар (600 руб), а тот, кто в работе жюри участвовал по собственной инициативе, – только подписку (или рассылку) на полгода. В 2007 г. в связи с изменившимися условиями проведения конкурса (раз в год) жюри формируется только из приглашённых.
Приводим обобщённые рецензии на работы участников, где просуммированы их плюсы и минусы. По запросу мы можем выслать конкурсанту подробные отзывы его на работу.
НАШЕ ЖЮРИ Слева направо: Нана Дмитриевна Козлова (председатель, гл. ред. газеты «Физика»), Светлана Яковлевна Ковалёва* (зам. председателя, школа № 4, г. Наро-Фоминск, Московская обл.), Ольга Александровна и Дмитрий Владимирович Ананьевы (школа № 6, г. Оренбург), Сергей Борисович Афонин (пос. Рязановский, Московская обл.), Татьяна Викторовна Гайдай* (пос. Молодёжный, Московская обл.), Вениамин Фомич Григорьев (с. Полевые Яуши, Чувашская Респ.), Инна Николаевна Дубова (с. Ашково, Смоленская обл.), Валентина Георгиевна Ефимова (с. Григорьевка, Пермский кр.), Валентина Анатольевна Колегова* (гимназия № 4, г. Кораблино, Рязанская обл.), Тамара Юрьевна Кузьмичёва** (гимназия № 38, г. Дзержинск, Смоленская обл.), Ольга Борисовна Лущекина* (школа № 307, г. Москва), Надежда Юрьевна Мартыненко (школа № 2, пос. Уренгой, ЯНАО), Татьяна Валериановна Мишарина* (Академическая гимназия, г. Сыктывкар, Респ. Коми), Вениамин Николаевич Петров** (с. Комсомольское, Чувашская Респ.), Геннадий Николаевич Петров** (д. Сюрбей-Токаево, Чувашская Респ.), Татьяна Ивановна Радченко (школа № 26, г. Владикавказ, РСО-Алания), Андрей Иванович Сёмке* (г. Ейск, Краснодарский кр.), Галина Сергеевна Смирнова* (Юдинская ООШ, Ярославская обл.), Марина Сергеевна Смородина** (педагогический колледж № 14, г. Москва), Алевтина Николаевна Шалавина (школа № 10, г. Воткинск). ____________________________ * – лауреат нашего конкурса; ** – лауреат премии «Мастер»; – лауреат Премии Президента. |
Дорогие учителя! Конкурс продолжается! Присылайте свои уроки, фото, рассказывайте о себе!
Арефьева Елена Юрьевна (шк. № 1969, ЮВАО, г. Москва). Давление твёрдых тел. Комбинированный урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 4.
Хороший урок с интересными идеями, находками, примерами – советы знатока физики, видеоэксперимент, игрушки и др. Но практической работы, наглядного простого эксперимента, выполняемого учащимися, мало. Как на уроке найти площадь своей обуви? Почему урок определён как «комбинированный»?
Безродных Андрей Борисович (шк. № 180, СВАО, г. Москва). Магнитное поле. Магнитные силовые линии. Урок усвоения новых знаний. 8-й кл. № 3.
Урок хорошо спланирован, грамотный конспект. Но схема урока, отлично представленная в виде таблицы, сработала не на пользу автору – трудно представить урок целиком, не расшифрованы и не поддаются оцениванию записи «слушают учителя», «выполняют задания». Эксперимент фронтальный – по учебнику, задачи не представлены. Урок, по сути, стандартный.
Вьюгова Наталья Михайловна (шк. № 102, ЮЗАО, г. Москва). Решение задач о молниях. Открытый урок совершенствования и применения теоретических знаний. Вставка о Г.В.Рихмане. 11-й кл. № 1.
Урок просто не может не быть хорошим. Он интересен и ученикам, и учителям: практико-ориентированный, с большим историческим материалом. Спасибо автору за прекрасную подборку! Однако такой урок трудно воспроизвести: он предполагает быстрый темп работы с хорошо подготовленными учащимися. 26 вопросов и 2 кинофрагмента с объяснением за 10 мин? Его надо было бы связать с конкретным вопросом программы о токах в средах.
Ефимова Валентина Георгиевна (с. Георгиевское, Пермский кр.). Закон Ома для участка цепи. Урок изучения и первичного закрепления нового материала. 8-й кл. № 24.
Логическая цепочка построена правильно, использовано множество приёмов, много информации, много вопросов. Не создаёт ли это ситуацию перегруженности? Одни этапы «проскакиваются», хотя их надо изучать и изучать, а другие «мусолятся». Правильно ли позволять учащимся формулировать закон своими словами без усвоения правила из учебника? Действительно ли это материал одного урока?
Жалыбина Ирина Ивановна (шк. № 493, ЮВАо, г. Москва). Этот вездесущий электрический заряд. Открытый урок объяснения нового материала. 8-й кл. № 4.
Очень хороший, чётко выстроенный урок. Большой объём информации не создаёт впечатления загруженности, поскольку всё грамотно скомпоновано. Но для 8-го класса объяснения слишком сложные, они больше подходят для закрепления. Много рассказа. Опорный конспект большой, но готовится заранее. Опыты простые и неоригинальные. И никакой изюминки!
Изюмов Игорь Анатольевич (шк. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Основы физико-технического моделирования. Постройка монгольфьера. 10-й кл. № 8.
Конечно, это не урок в общеобразовательном классе, это работа проектная, факультатив, кружок, внеклассное мероприятие, нестандартное, но замечательное творческое занятие. При современной программе вряд ли найдётся место такому уроку, но мы завидуем этим ученикам. Это так здорово – запустить свой шар!
Исакова Нина Михайловна (шк. № 24, г. Сык-тывкар, Респ. Коми). Источники света. Прямолинейное распространение света. Урок углубления и систематизации знаний в форме сказки. 5-й кл. № 18.
Пятиклашкам нужно бы больше активности – маленькие эксперименты, их обсуждение, споры, соревнование и т.п. Например, они могли бы сами что-то и прочитать, и построить, и объяснить. А здесь работа только теоретическая! Материал можно частично использовать в 7–8-м классах.
Крюкова Валентина Ивановна (шк. № 7, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Гидростатическое давление. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 20.
Обычный хороший урок. Но как его украсил опыт с полиэтиленовым пакетом! Изучение темы проходит всегда более эффективно, если воспользоваться житейским опытом детей, именно он – помощник учителя. Многие демонстрации, ответы на вопросы могли бы подготовить и показать сами учащиеся. Урок стандартный, нет интриги, а что-то должно зажигать.
Мальцева Лариса Анатольевна (п. Карымкары, Тюменская обл., ХМАО). Блицтурнир. Открытый урок решения физических задач: физика+информатика. 7-й кл. № 19.
Интересная задумка. Спорно интегрирование физики и информатики для решения задач в 7-м классе – физика явно в проигрыше, да и на начальном этапе изучения физики вряд ли стоит использовать калькулятор. Повторение формул и всё теоретическое – одни тесты и задачи, изучение нового – 2 мин (?!), закрепление – 2 мин (?!), а ведь это графики.
Новиков Василий Петрович (шк. № 1902, ЮВАО, г. Москва). Движение заряженной частицы в магнитном поле. Открытый урок объяснения нового материала. 10-й кл. № 4.
Урок-фейерверк, продуманный, насыщенный, динамичный, деловой, информативный. Неужели всё это за 45 мин? Тест – трое, одновременно решение задач – трое, опрос остальных по командам, большое объяснение с привлечением компьютера. Тут же решение практических и теоретических задач, лекция, снова тест, опрос и самостоятельное решение трёх задач. Использование компьютера оправдано, когда нельзя иначе. в данном случае целесообразность этого под вопросом.
Плахова Елена Викторовна (с. Варваровка, Пензенская обл.). Изменение агрегатных состояний вещества. Обобщающий урок, 2 ч. 8-й кл. № 17.
Урок очень насыщенный. Интересный познавательный материал. Но выделение эрудитов кажется неоправданным. На таком уроке лучше работать всем, делая много интересных и простых экспериментов. Тогда урок оказался бы динамичнее и эффективнее для восприятия материала всеми школьниками.
Попков Дмитрий Александрович (СОШ п. Маяк, Липецкая обл.). Архимедова сила. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 2.
Очень эффективный урок, грамотный, логичный и органичный: в нём и повторение материала по карточкам, и эксперимент (фронтальный и демонстрационный), и изучение нового материала, и 6 задач на закрепление двух видов. Чувствуется высокая квалификация педагога. Хотелось бы более активного участия детей в анализе эксперимента, его проведении и получении выводов.
Фещенко Татьяна Сергеевна (ОНМЦ ЮЗАО, шк. № 1279, г. Москва). Физические модели. План-конспект урока объяснения нового материала. 10-й кл. № 1.
Очень понравились варианты вопросов, которые заставляют обдумывать изученное. Хорош урок и с методической точки зрения – не так часто ставятся общеобразовательные цели. Он очень полезен тем, кто начинает педагогическую деятельность. Однако не всем детям такой «мощный» урок будет по силам. 26 (!) вопросов, обобщение только теоретическое, нет оригинальности.
Щербакова Наталья Владимировна (шк. № 72, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Урок объяснения нового материала. 7-й кл. № 20.
Отличный урок-исследование! Дети сами выводят формулы – у нас это не получается. Жаль, что не хватило времени для решения хотя бы одной расчётной задачи. Может быть, зря части урока разбиты на слишком мелкие этапы? Как-то невесело, нет изюминки. А ведь 7-й класс!
Шмырёв Андрей Анатольевич, Гуров Иван Серафимович (ЦО, г. Мичуринск, Тамбовская обл.). Источники звука. Звуковые колебания. Конспект урока объяснения нового материала с компьютерной поддержкой. 9-й кл. № 23.
Это урок специалистов. Учитывая, что звуковых генераторов и осциллографов во многих школах нет уже много лет, ценность такой работы несомненна. Чувствуется хорошая компьютерная подготовка учителей, но почему ученики переставляют карточки на этапе контроля? И для кого этот урок? Предварительная длительная подготовка, помощник на уроке, два учителя, быстрый темп представления материала, иногда без детального объяснения, – очень похоже на внеклассное мероприятие.