Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2005
Путешествие в Зазеркалье

Конкурс «Я иду на урок»

И.В.Пащенко,
школа № 30, г. Иркутск

Путешествие в Зазеркалье

Учебник А.Е.Гуревича, Д.А.Исаева, Л.С.Понтак «Физика. Химия. 5–6 кл.» (М.: Дрофа, 2001).

Цели урока: показать роль игровых моментов и наглядного материала для активизации учащихся; объяснить учащимся, что белый свет – сложный, показать его разложение при прохождении сквозь призму; развивать умения объяснять явления природы, зная законы физики, развивать логическое мышление, зрительную память; прививать интерес к предмету через игровые моменты.

Оборудование: магнитофон, проигрыватель, карточки, рисунки, плакаты, «поляна цветиков-семицветиков», линзы (собирающие, рассеивающие, плосковыпуклые, двояковыпуклые), зеркало, зеркальный шар, мыльные пузыри, капроновая ткань (для каждого ученика), лампа на подставке, рюмка.

оформление доски

На кафедре – круг из семи секторов семи цветов радуги, «король Линз Собирающий», «королева Линза Рассеивающая», а также «поляна цветиков-семицветиков» (лепестки выполнены из плотной бумаги, каждый окрашен в один из цветов спектра). В конце урока каждый ученик получает цветик-семицветик.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам опять пришли наши друзья – Физикон и Химила. Сегодня они хотят опять пригласить вас в путешествие. Но только в том случае, если вы хорошо изучили предыдущие темы.

Вы готовы показать им свои знания?

Учащиеся. Да!

Учитель. Тогда за дело. Три задания написаны на доске и пока закрыты листом бумаги. Это – тайны. Начнём с задания 4 – оно лежит у вас на столах. (На столах также лежат задания 5–7. В них есть и обязательные, и дополнительные части. Ребята, выполнившие все задания, сдают тетради на проверку после урока.)

Задание 4. а) Назовите лучи, точки, линии и углы, показанные на рисунке. б) Сформулируйте закон отражения света.

Рисунок

Задание 5. Определите: 1) угол отражения бета, если луч падает на зеркало под углом альфа; 2) угол падения a, если луч отражается от зеркала под углом бета.

Рисунок

Задание 6. Исходя из закона преломления света определите, какая среда оптически более плотная:

Рисунок

Задание 7. Как называют точку O? точку F? прямую CD?

Рисунок

Вопрос учителя. Какие изображения дают: а) собирающая линза? б) рассеивающая линза? в) зеркало? (идёт демонстрация приборов)

Учитель. Молодцы, вы выдержали испытания. Физикон и Химила довольны вами и предлагают вам пустится в путь. (Включается музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух», начинает вращаться зеркальный шар, по классу бегут блики.)

Наши бессменные помощники предлагают нам отправиться в королевство Зазеркалье. Согласны? Да? Тогда в путь! А пока я расскажу вам об этом королевстве. Правят королевством король Линз Собирающий и королева Линза Рассеивающая. Все граждане королевства имеют прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими поверхностями. Основной их работой является работа по преломлению солнечного света. (По ходу рассказа на доску крепятся изображения героев.) У жителей Зазеркалья есть два друга – Белый кролик, который не может понять, почему он белый, и Чеширский кот, от которого всегда остаётся только одна улыбка. В этом королевстве происходят маленькие чудеса. Какие? А это мы сейчас посмотрим. Но сначала разгадаем загадки, подготовленные королём.

Учитель. Молодцы, вы и с этим заданием справились. Король Линз Собирающий и королева Линза Рассеивающая хотят раскрыть вам свои секреты и тайны. (Открывает лист на доске.)

Тайна № 1. Вы не задумывались, почему бумага белая, а трава зелёная? Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Немного истории.

В 1666 г. английский физик И.Ньютон провёл опыт. Сквозь узкую щель в ставне он пропускал пучок солнечного света. На пути светового пучка он ставил трёхгранную призму (показывает призму). На экране вместо белой полосы возникала широкая разноцветная полоса. При внимательном наблюдении можно увидеть разноцветный пучок и внутри призмы. Эту разноцветную полосу называют спектром. Он состоит из семи цветов. Это слово произошло от латинского spectrum – видение. Если весь разноцветный световой пучок направить на большую собирающую линзу, мы получим на экране, установленном за линзой, опять белую световую полосу. Как можно объяснить это явление? (Ответ. Пучок белого света – сложный, состоит из цветных пучков семи основных цветов, являющихся простыми – однородными.)

Окружающий мир красочен. Цвет тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свет какого цвета это тело отражает. Если тело равномерно рассеивает все составные части белого света, то при обычном освещении оно кажется нам белым. Если тело, например сажа, поглощает весь падающий на него свет, то оно кажется чёрным. Если тело отражает, например, свет синего цвета, то оно кажется нам синим. Ребята, давайте ответим кролику, почему он белый, а трава зелёная. (Ответы.)

Объясните опыт. Почему при вращении круга, раскрашенного по секторам в цвета радуги, он становится белым? (Ответы.)

Тайна № 2. «Со мной произошёл интересный случай, – сказал Чеширский кот. – Однажды мне захотелось нарисовать радугу. Я взял бумагу, карандаши и начал рисовать.

– Разве это радуга? – раздался вдруг чей-то голос. Я оглянулся, но никого не увидел, только на стене танцевал весёлый солнечный зайчик.

– Здравствуй, кот! Это говорю с тобой я, Солнечный луч. Ты неправильно раскрасил радугу.

– Откуда ты знаешь, как надо раскрашивать радугу?

– Потому что радуга – моя работа!

– Как же так? Ты белый, а она разноцветная.

– Я только кажусь белым. На самом деле во мне смешалось много лучей разного цвета. Не веришь? Можешь убедиться в этом сам. Для этого нужна только...»

Как вы думаете, ребята, что попросил у Чеширского кота Солнечный луч? Правильно, призму. Едва кот установил призму на пути Солнечного луча, как немедленно белый зайчик на стене стал разноцветным. Значит, чтобы раскрасить радугу, Солнечному лучу надо пролететь сквозь призму? Но ведь в небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга? (Ответ. Радуга возникает перед наблюдателем, если туча находится впереди него, а солнце – позади. Во время дождя в воздухе висит огромное количество водяных капелек. Каждая капелька – это крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в полнеба.) Зная этот секрет, Чеширский кот всегда улыбается.

Учитель. А хотите посмотреть, как раскрашивает солнечный луч простая капроновая ткань? (Ребята смотрят на лампу через капроновую ленту.) Какие цвета вы видите? Вы запомнили, какой цвет за каким следует? Запомните фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В этой фразе каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге: красный...

Ребята, а помните, как вы восхищались, выдувая мыльные пузыри? Ведь каждый пузырь тоже раскрашен в цвета радуги! (Демонстрирует мыльные пузыри в луче света.)

Можно проделать следующий опыт: выдуть мыльный пузырь, опустить его на предварительно смазанный глицерином край рюмки, на расстоянии 80 см от пузыря поставить зажжённую свечу, а с другой стороны на расстоянии 10 см – экран из тонкой вощёной бумаги или кальки. На экране появится изображение пузыря, которое через некоторое время покроется цветными кольцами, которые можно легко рассматривать. Цветные кольца всё время изменяются, они перемещаются сверху вниз, один цвет заменяется другим, но в известной последовательности, что особенно заметно в верхушке пузыря.

Тайна № 3. А теперь король и королева хотят показать вам необычную клумбу. На ней растут цветики-семицветики. Это очень красивые цветы вроде ромашки. У них семь лепестков разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Эти цветики не простые – они могут исполнить всё, что вы хотите. Для этого надо только оторвать один из лепестков, подбросить его и сказать: «Лети, лети, лепесток,//Через запад на восток,//Через север, через юг,//Возвращайся, сделав круг.//Лишь коснёшься ты земли,//Быть по-моему вели!»

Король и королева дарят вам по одному цветику на память о своём королевстве (раздаёт цветики) и прощаются с вами, но надеются на новые встречи и задают вам домашнее задание (раздаёт задания на отдельных листах каждому ученику.)

Итак, мы вернулись из Зазеркалья. Если бы у вас был настоящий цветик-семицветик, что бы вы загадали? (Ответы: здоровье, братика, чтобы вылечился брат и др.)

Вот и подходит к концу наш урок. Давайте вспомним: почему подсолнух жёлтый? почему после дождя появляется радуга? (Ответы учащихся.)

Д.З. 1. Осуществи свой проект по разложению света. Нужны кусок картона, обычный стакан с водой и белая бумага. Прорежь в картоне длинную узкую щель. На солнечном месте поставь на белую бумагу стакан, а между ним и солнцем – картон со щелью. Ты увидишь, что солнечные лучи, проходя через щель, а затем через воду в стакане, разлагаются на разные цвета (на бумаге появится последовательность цветных полос). Объясни полученные результаты и зарисуй опыт.

2. Прочитай тему (с. 118–119), ответь на вопросы.

3. Кто написал книги «Зазеркалье» и «Цветик-семицветик»? (Л.Кэрролл, В.П.Катаев.)


Ирина Валентиновна Пащенко

Ирина Валентиновна Пащенко мечтала стать учителем с детства. В 1981 г. окончила Пржевальский государственный педагогический институт. Ирина Валентиновна работает в школе № 30 г. Иркутска. Эта школа три года завоёвывала звание «Школа года», а в 2001 г. получила звание «Школа века».
У Ирины Валентиновны высшая квалификационная категория, педагогический стаж 20 лет. Она лауреат городского конкурса «Учитель года-2000», лауреат областного конкурса методистов. Хобби: классическая музыка, поэзия, загородные прогулки.