Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №8/2005
Родился я в Москве

Андрей Александрович Склянкин

31.03.35

Родился я в Москве, в учительской семье (отец, Александр Николаевич, преподавал физику и был весьма известен в своей среде, мать, Антонина Александровна Коршунова, преподавала математику). Школу окончил в 1952 г. В памяти остались трудные военные годы. Бомбёжки. Первые салюты. Аэростаты в небе. Бомба, разрушившая наш дом. Холодновато зимой... Но учились. Иногда приходилось писать на газетах, т.к. не было тетрадей. После войны – очень дружный класс в школе № 310. Все педагоги – яркие личности. Н.С.Харламов и И.Д.Мусатов – фронтовики, побывали в плену. Они глубоко знали жизнь, ценили её и отличались высокой гражданственностью. Н.А.Родина – говорить о ней не надо, профессионалы хорошо её знают. Интеллигентность, профессионализм, порядочность и деликатность – её визитная карточка. Именно ей (и своим родителям, конечно) я обязан выбором профессии. Я упомянул только тех, кто оставил наиболее яркий след в моей школьной жизни, хотя с уважением и любовью вспоминаю всех. В нашем 10-Б классе – 18 медалистов. Класс был яркий. Наша дружба, основы которой заложены в школьные годы, крепка и сейчас, и мы очень дорожим ею.

1952–1958 гг. – физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Мне посчастливилось быть среди тех, кто из старого здания на Моховой переезжал в новое высотное на Ленинских Горах. Ярчайшие впечатления. Пять с половиной лет студенческой жизни – учёба, воскресники, походы и т.п. Посчастливилось также слушать лекции многих выдающихся учёных и педагогов Л.Д.Ландау, А.А.Власова, А.А.Абрикосова, А.Б.Млодзеевского, С.Г.Калашникова и многих других. Большое влияние на моё понимание физического эксперимента оказал А.И.Шальников, заведующий кафедрой физики низких температур, которую я окончил. Многие сокурсники стали выдающимися учёными и общественными деятелями, как, например, Е.П.Велихов, Г.П.Голицын, Б.А.Струков, В.И.Трухин. Посчастливилось некоторое время поработать в Институте физических проблем (знаменитом «капишнике») на преддипломной практике. За короткое время пребывания там я многому научился у П.Г.Стрелкова и В.Н.Кострюкова. Через полтора года после окончания МГУ вернулся на физический факультет – теперь уже в качестве сотрудника, где с удовольствием работаю до сих пор. Почти 45 лет научно-педагогической деятельности! 90 семестров! Первый мой дипломник, Г.Б.Демидович, работает на нашей кафедре и уже пенсионер. С каким же количеством студентов общался во время лекций, семинаров, практикумов, зачётов, экзаменов, консультаций! Надеюсь, у кого-то оставил положительный след в судьбе. Во всяком случае, в 2004 г. неожиданно для себя получил диплом победителя конкурса «Учитель, воспитавший ученика» и медаль им. Я.Корчака (от фонда «Династия»). В общении с коллегами формировались навыки педагогического мастерства. Особенно полезными для меня были контакты с В.Г.Зубовым, Б.Б.Буховцевым, В.Ф.Киселёвым, В.И.Николаевым. Да и лекции, прослушанные за время учёбы, вспоминаются до сих пор.

Область научных интересов определилась во время выполнения дипломной работы – термодинамика поверхностных явлений. Правда, в последнее время основные усилия я сосредоточил на учебном процессе, и не только касающемся студентов. Около 20 лет я преподавал физику в СУНЦ им. А.Н.Колмогорова. Около 10 лет руководил (тогда ещё всесоюзными) курсами повышения квалификации учителей средних школ при МГУ. Участвовал в организации и проведении физических олимпиад для школьников и студентов. Неоднократно работал в оргкомитете и жюри Турнира юных физиков (ТЮФ), ставшего теперь международным. Приятно, что эти усилия находили положительный отклик у слушателей и у руководства. Мне присвоены звания «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный преподаватель МГУ», я награждён несколькими медалями. Но самыми дорогими наградами являются тёплые слова бывших студентов и учеников, которые мне довелось услышать от них спустя много лет.. Это трогает.

Что касается моих увлечений, то их перечисление заняло бы много места. Но должен сказать, что с наибольшим увлечением я всегда работал, а точнее, готовил курсы лекций, читал их, придумывал учебные задачи, создавал экспериментальные установки для научных исследований и т.п. Из увлечений непроизводственного характера отмечу музыку (классическую, оперную, оперетту), живопись, театр. Увлекался киносъёмкой, много и активно занимался спортом: футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, горными и водными лыжами, подводной охотой.

Жена моя, Вера Андреевна, – химик-органик. Она также училась в МГУ и практически всё время работает на химфаке. У нас двое детей и двое внуков. Я их очень люблю и всегда радуюсь общению с ними. У нас много друзей, в том числе и со школьных лет, и среди бывших моих студентов, в том числе и живущих в других странах. Дружбой со всеми ними, как я уже отмечал, я очень дорожу.

Желаем Андрею Александровичу Склянкину здоровья, радости и творческих успехов в благородном деле обучения и воспитания подрастающего поколения!
 Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!