Конкурс "Я иду на урок"
О.Е.Копылова,
СОШ с. Новоюрьево, Тамбовская обл.
Электрическое напряжение. Вольтметр
Урок изучения и первичного
закрепления знаний.
8-й класс. Базовый курс
Учебник Пёрышкина А.В. «Физика-8» (изд. 2-е, испр. – М.: Дрофа, 2000).
Цели урока: изучить понятие напряжения на участке цепи; научиться пользоваться вольтметром; продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания; включить детей в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе и за весь урок в целом.
Оборудование и ТСО: сменные стенды (таблица напряжений, портрет Алессандро Вольты, головоломки); экран и эпидиаскоп для проверки выполнения заданий; на столе у каждого учащегося тестовые задания, рабочая карта урока, вольтметр.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель. Тема нашего урока... Впрочем, тему вы сформулируете сами, разгадав ребус.
2. Проверка домашнего задания
1. По обмотке электродвигателя за 3 с протекает заряд 18 Кл. Какова сила тока в обмотке электродвигателя?
А) 6 А; Б) 54 А; В) 81 А; Г) 18 А.
2. Электрический ток в металлическом проводнике – это направленное движение:
А) положительных ионов;
Б) отрицательных ионов;
В) положительных и отрицательных ионов;
Г) электронов.
3. В ёлочной гирлянде сила тока равна 0,2 А. Какой заряд протекает по ней за 30 с?
А) 0,007 Кл; Б) 0,12 Кл; В) 6 Кл; Г) 150 Кл.
4. На рисунке показана шкала амперметра, включённого в электрическую цепь. Какова сила тока в цепи?
А) (12 ± 1) А;
Б) (14,2 ± 3) А;
В) (14 ± 2) А;
Г) (12,1 ± 1) А.
5. Электрическое поле обязательно существует вокруг:
А) только положительно заряженного тела;
Б) только отрицательно заряженного тела;
В) только неподвижного тела при любом знаке электрического заряда;
Г) любого электрически заряженного тела.
6. В металлическом проводнике всегда есть свободные электроны. Почему же вокруг проводников, если их не зарядить, не обнаруживается электрическое поле?
А) Электроны движутся хаотично;
Б) электронов слишком мало, чтобы их поле стало заметным;
В) суммарный заряд ионов металла и электронов равен нулю;
Г) электрическое поле электронов нельзя обнаружить через изоляцию провода.
3. Изучение нового материала
(Учитель показывает место данного вопроса в общей теме и его связь с изученным материалом. Организует самостоятельную работу в группах с § 39, 40 учебника с целью подготовки ответов на вопросы в п. «Электрическое напряжение» рабочей карты. Затем проводит проверку: называет номер вопроса, назначает группу для ответа, группа выдвигает отвечающего. Остальные комментируют ответ, оценивают его. За работу учащиеся получают две оценки: с/о – самооценку, о/г – оценку группы.)
Записи в тетрадях: обозначение, определение, физический смысл электрического напряжения, формула, диаграмма связи входящих в неё величин: A = Uq; q = .
Рабочая карта урока Тема урока: «Электрическое напряжение. Вольтметр». Цель урока: изучить понятие «напряжение на участке цепи»; научиться пользоваться вольтметром, отслеживать свою деятельность на уроке и оценивать её. |
||
Этап урока |
Критерии оценки | Оценка |
1. Проверка домашнего задания Самостоятельная работа (тест) |
Оцените свою работу: «5» – нет ошибок; «4» – одна ошибка; «3» – две ошибки. |
с/о – |
2. Изучение нового материала
– Что называют электрическим током? – Что называют работой тока? От чего зависит работа тока? – Какой вывод можно сделать из опыта, изображённого на рис. 63 и 64 на с. 91 учебника? – Что такое напряжение? Как можно определить его через работу тока и электрический заряд? Какой буквой обозначают напряжение? |
Оцените свою работу: «5» – поняли материал, можете его рассказать и объяснить; «4» – поняли материал, но есть сомнения в возможности его воспроизведения; «3» – материал усвоили слабо |
с/о – о/г – |
|
||
|
||
1. Как называется прибор? Как он условно обозначается на схемах? 2. Каково его назначение? 3. Каковы пределы его измерений? 4. Какова цена деления? 5. Какова погрешность измерения? 6. Правила пользования прибором. 7. Как с помощью вольтметра измерить напряжение на полюсах источника? Задание: чтобы ответить на вопросы, рассмотрите прибор, лежащий у вас на столе, и прочитайте § 41 (5 мин). |
Оцените свою работу: «5» – научились работать с прибором; «4» – научились работать с прибором, но чувствуете неуверенность; «3» – слабо усвоили правила пользования прибором. |
с/о – о/г – |
3. Закрепление материала. Самостоятельная работа (10 мин) 1-й вариант. 1. Чему равно напряжение на участке цепи, если на нём совершается работа 500 Дж при прохождении 25 Кл электричества? 2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 7 Кл электричества? 2-й вариант. 1. При прохождении 6 Кл электричества по проводнику совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника? 2. Вычислите работу, которая совершается при прохождении через спираль электроплитки 15 Кл электричества, если она включена в сеть напряжением 220 В. |
Оцените свою работу: «5» – нет ошибок; «4» – одна ошибка; «3» – две ошибки. |
с/о – |
4. Итог урока. Оцените свою работу за урок. | ||
5. Рефлексия | ||
6. Домашнее задание: § 39–41. Подготовить сообщения «Электрические рыбы»; «Источники тока». |
Учитель. Перейти к следующему вопросу нам поможет головоломка. Каждой цифре на изображении электроприбора нужно сопоставить букву на его условном изображении. Если вы сделаете это правильно, то на пересечениях соответствующих строк и столбцов центрального квадрата получите пять букв, из которых нужно составить слово – название единицы напряжения.
Ответ. 1Г – л; 2А – о; 3Б – ь; 4В – т; 5Д – в: Вольт.
Учитель. Послушаем сообщение группы (...) о единице электрического напряжения.
Учащийся. Единица электрического напряжения – вольт, названа в честь итальянского учёного Алессандро Вольты, создавшего первый гальванический элемент. За единицу напряжения принимают такое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж:
[U] = = В.
Учитель. Рассмотрим примеры типичных напряжений (демонстрирует таблицу).
Электрический фонарь ..................................................................................4,5 В
Напряжение в сети ........................................................................................220 В
Двигатель троллейбуса .................................................................................600 В
Кинескоп телевизора ...............................................................................16 000 В
Напряжение между облаками во время грозы .........................до 100 000 000 В
Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении .....................12 В
Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении ......................36 В
Электрические рыбы
Электрический скат ....................................................................................50–60 В
Нильский электрический сом ........................................................................350 В
Угорь-электрофорус свыше ............................................................................500 В
Внимание! Ток высокого напряжения опасен для жизни человека!
Перейти к следующему вопросу нам опять поможет головоломка, которую вам предстоит разгадать. На рисунках изображены электроприборы (обозначены буквой) и соответствующие им напряжения (обозначены цифрой). Каждому прибору сопоставьте напряжение. Если вы сделаете это правильно, то на пересечении соответствующих строк и столбцов центрального квадрата получите шесть букв, из которых нужно составить слово, которое поможет нам перейти к следующему вопросу урока.
Ответ. А5 – О; Б1 – П; В6 – Р; Г3 – И; Д2 – Р; Е4 – Б: ПРИБОР.
Учитель. Переходим к следующему пункту рабочей карты.
Записи в тетрадях:
Прибор для измерения электрического напряжения называется вольтметром.
Условное обозначение на схемах: .
Пределы измерения – от 0 до 6 В; цена деления 0,2 В; погрешность 0,1 В.
(Учитель рассказывает правила пользования прибором, можно записывать под диктовку.)
4. Закрепление материала
(Самостоятельная работа по рабочей карте.)
5. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами проверяли домашнюю работу, выполняли творческие задания, изучили новый материал. Оцените свою работу за урок. Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе «5». Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете правильно его воспроизвести, то «4». Если материал усвоен слабо, то «3».
6. Рефлексия
Учитель. Кто поставил себе «5» за урок? Почему вы уверены, что оценили себя верно? Что понравилось на уроке? Почему? Что не понравилось? Почему?
7. ДЗ. § 39–41 учебника.
Литература
Гладышева Н.К. и др. Тесты. Физика 7–9. – М.: Дрофа, 2002.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: ИЦ «Академия», 2001.
Селезнёв В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
Стерлюхзин А.И. Досуг юного физика. – Тамбов: ТГПИ, 1993.