Меняются времена, меняется окружающая нас техника. Современному человеку трудно представить себя без таких достижений, как сотовый телефон, калькулятор и, наконец, компьютер. Наши дети – самая любознательная часть населения, поэтому всё новое, в том числе и вычислительная техника, их весьма интересует. Школе нужно эффективно использовать и, по возможности, удовлетворять этот детский интерес. В классах стали появляться компьютеры, интернет, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Следующая проблема – научить преподавателей эффективно использовать эту технику, чтобы компьютерные технологии заняли достойное место на любом уроке, а не только на информатике.
Урок – это спектакль, режиссёром которого является учитель, и сценарий он тоже пишет сам. Наибольшее поле деятельности для этого предоставляет, на наш взгляд, программа PowerPoint. Предлагаю разработку урока на её основе.
Цель урока: вспомнить отличие молекулярного строения вещества в различных агрегатных состояниях; ввести понятие агрегатных превращений; рассмотреть энергетические процессы, происходящие при агрегатных превращениях.
Оборудование: программа-презентация, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Повторение и актуализация знаний
На экране слайд 1 презентации* с темой урока. Тема детям знакома с 7-го класса, поэтому достаточно нескольких вопросов, чтобы актуализировать их знания, слайд 2. Чтобы напомнить молекулярное строение вещества в трёх агрегатных состояниях, используем динамическую модель «Агрегатные состояния», слайд 2, б, к которому переходим из слайда 2 по гиперссылке «Агрегатные». Учащиеся самостоятельно рассказывают об отличиях в строении и особенностях движения молекул в трёх основных состояниях вещества. Обращаю особенное внимание на порядок расположения молекул в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. Далее перехожу к новой теме: «В каком из состояний, по-вашему, энергия молекул воды будет максимальной? Почему? Сравните кинетические и потенциальные энергии молекул в трёх состояниях».
II. Изучение нового материала
Объявляю ещё раз тему урока. C помощью эффектов мультипликации привожу слайд 2 к виду 2, б. По ходу трансформации кадра ребята называют и дают определения агрегатным превращениям. Мои комментарии требуются только в процессах сублимация и десублимация, я их иллюстрирую примерами (высыхающий лёд, сухой лёд, нафталин и т.д.). Каждое из фазовых превращений комментирую с точки зрения энергетических изменений (процесс с поглощением или выделением энергии). Предлагаю остановиться подробнее на агрегатном превращении твёрдого вещества в жидкое и рассмотреть этот процесс экспериментально. Провожу натурный эксперимент с плавлением кристаллического тела (таблеток нафталина). Для успешной обработки результатов нам требуется таблица, слайд 3, – прошу нарисовать её в тетрадях. Так как процесс протекает очень быстро и наблюдать за ним не очень удобно, рассматриваем фотоснимки, сделанные заранее, а данные с них заносим в таблицу (слайды 4–12).
«Ну а теперь вспомним навыки построения графиков. Используем данные в таблице и построим график плавления вещества», слайд 13. Выберем удобный
масштаб, удобно расположим оси температуры и времени». Дети самостоятельно строят график, далее кадр постепенно трансформируется к виду 13, а.
С помощью трансформирующегося слайда 14 изучаем основные участки и точки графика плавления, вводим определение температуры плавления. Вопросы: «В каких точках вещество находится в твёрдом, а в каких – в жидком состоянии? Почему на участке плавления температура не меняется? На что тратится подводимая к веществу энергия на каждом из участков графика?»
Слайд 15 настраивает учащихся на работу с таблицей «Температура плавления». На экране последовательно появляются вопросы: «Какой из металлов приведённых в таблице, самый тугоплавкий? Какой из металлов самый легкоплавкий? Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить медь, цинк? Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? В каком состоянии (жидком или газообразном) находятся серебро и вольфрам при температуре 1000 °С?»
С помощью слайдов 16, 17 формируются основные понятия для процесса, обратного плавлению, – кристаллизации.
III. Закрепление изученного материала и задание на дом
Предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу, слайд 18 (с. 144 учебника, I вариант: № 157 (а, б); II вариант: № 157 (в, г). На слайде 19 даю домашнее задание: § 37, 38, № 158.
Литература
Гомулина Н.Н., Тимакина Е.С. Возможность использования электронных образовательных изданий по физике. – Физика в школе, 2006, № 4, с. 10–13.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8: Изд. 3-е. – М: Просвещение, 2001.
Компакт-диски: Физика. 7–11 классы. Практикум. (Козел С.М., Орлов В.А., Гомулина Н.Н., Кавтрев А.Ф. – М.: Дрофа, 2005); 1С: Образование. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7–11 классы (М.: Дрофа – ЗАО ИПКЦ «Формоза–Альтаир» при участии РЦИ Пермского ГТУ, 2005); Открытая физика. Версии 1.0; 2.5. (Долгопрудный: Компания «Физикон»).
Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7–8: Изд. 6-е, перераб. – М.: Просвещение, 1994.
____________________________
*Полностью презентация (без гиперссылок и эффектов мультипликации) выложена в рубрике «Дополнительные материалы» на сайте газеты https://fiz.1sept.ru. – Ред.