М.Ю.ДЕМИДОВА demidovaktv1@yandex.ru,
В.А.ГРИБОВ, Г.Г.НИКИФОРОВ, ФПК ФИПИ, г. Москва

Модель ЕГЭ по физике-2009

ПРОЕКТ. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ

 

(Опубликовано на сайте ФИПИ www.fipi.ru. Свои замечания просьба посылать по адресу demidovaktv1@yandex.ru).

С 2009 г. Единый государственный экзамен становится обязательным элементом итоговой аттестации выпускников средней школы и отбора абитуриентов в высшие учебные заведения. Одно­вре­менно должна осуществиться переориентация контрольноизмерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике на проверку требований Стандарта среднего (общего) образования по физике, принятого в 2004 г. (Приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). В связи с этим и была разработана новая модель ЕГЭ.

КИМ для ЕГЭ разрабатываются с 2001 г. В 2002 г. была принята модель экзаменационной работы, состоящая из трёх частей, которые различались как формой представления заданий, так и уровнем их сложности. Первая часть работы включала задания с выбором ответа базового и повышенного уровней. Вторая часть состояла из заданий с кратким ответом, которые представляли собой расчётные задачи повышенного уровня, после решения которых необходимо было записать ответ в виде числа. Третья часть представляла собой расчётные задачи высокого уровня сложности, к которым необходимо было привести развёрнутое решение. Эта модель существует до настоящего времени.

Поскольку ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и выбирается в основном теми, кто собирается поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приёмных испытаний, то Федеральной предметной комиссией по физике при Федеральном институте педагогических измерений (ФПК ФИПИ) для конструирования Кодификатора и Перечня видов деятельности был выбран Стандарт среднего (полного) образования по физике профильного уровня.

По Федеральному базисному учебному плану профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка не менее 5 ч/нед. в течение двух лет обучения. Понимая сложность полноценной организации профильного обучения по физике в школах с малым числом классов­комплектов и принимая во внимание сло­жившийся опыт преподавания физики по различным вариативным учебнометодическим комплектам, было решено ориентировать уровень сложности КИМ ЕГЭ на изучение предмета с недельной нагрузкой 4–5 ч/нед. При этом в общеобразовательных классах рекомендуется выделять на изучение физики на базовом уровне 3 ч/нед., а тем учащимся, которые собираются поступать в технические вузы, предоставить возможность «добрать» необходимый до профильного уровня объём часов в рамках специального элективного курса.

Кодификатор ЕГЭ, соответствующий профильному уровню Стандарта, сконструирован с учётом следующих условий:

1. Элементы содержания соответствуют дидактическим единицам, перечисленным в Обязательном минимуме содержания образования Стандарта. В кодификатор не включались элементы, выделенные в Стандарте курсивом, как не подлежащие итоговой проверке.

2. Элементы содержания, изложенные в части «Практическая деятельность», а также элементы (понятия, явления, законы, теории и т.п.), перечисленные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», использованы для уточнения и более детальной характеристики соответствующих дидактических единиц.

3. Содержание Стандарта по элементам кодификатора распределено с учётом «объёмности» входящих в данный элемент понятий и возможности их проверки в условиях письменного тестового контроля знаний.

Перечень видов деятельности составлен на основе операционализации требований, изложенной в разделе Стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников»: исключены те виды деятельности, которые невозможно проверить в условиях массовой письменной проверки или проверка которых нецелесообразна в рамках итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы. Задания ЕГЭ по физике ориентированы на проверку следующих видов деятельности: владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики, решение задач различных типа и уровня сложности, владение основами знаний о методах научного познания, освоение экспериментальных умений. Поскольку степень освоения экспериментальных умений (проводить измерения, наблюдения или опыты) можно проверять только при работе учащихся на реальном физическом оборудовании, объединение проверки экспериментальных умений с традиционной формой ЕГЭ признано технологически нецелесообразным. Поэтому было предложено проводить дополнительные испытания в рамках специально организованной процедуры в дополнительное время.

При разработке модели экзамена 2009 г. был проведён тестологический анализ банка тестовых заданий ЕГЭ. В целом задания с выбором ответа удовлетворяют поставленным целям. Однако среди таких заданий базового уровня практически не встречаются простые задания репродуктивного уровня, напрямую проверяющие знание основных определений, понятий, формул и т.п. Кроме того, не всегда удовлетворяют предъявляемым требованиям и задания, проверяющие понимание формул и законов на качественном уровне. Для такого рода вопросов невозможно конструирование качественных заданий с выбором ответа.

Использование в качестве заданий с кратким ответом расчётных задач выявило ряд сложностей: сильная зависимость от правильности арифметических расчётов и использования лишь указанных на титульном листе значений физических постоянных, невнимательность при переводе единиц физических величин и записи ответа в требуемом формализованном виде. Поэтому было решено перевести расчётные задачи повышенного уровня (ранее использовавшиеся в качестве заданий с кратким ответом) в первую часть работы – в задания с выбором ответа. Во второй же части работы использовать задания на соответствие, и проверять с их помощью те виды деятельности, задания для которых не конструируются в виде заданий с выбором ответа.

Содержательный анализ по видам деятельности показал явный недостаток в КИМах ЕГЭ заданий, проверяющих понимание смысла физических явлений, а также качественных задач по физике. Поэтому было принято решение увеличить долю заданий, проверяющих эти виды деятельности в первой части работы, а также добавить в третью часть одну качественную задачу с развёрну тым ответом.

Анализ временных затрат, необходимых для выполнения 40 заданий ныне существующей экзаменационной работы по физике, показал необходимость либо увеличения времени на выполнение работы, либо уменьшения числа заданий, включаемых в вариант. Было решено уменьшить количество заданий до 35 за счёт заданий не только в первой, но и в третьей части.

В рамках работы по совершенствованию структуры и содержания КИМов по физике была разработана технология проверки экспериментальных умений в рамках специально организованной процедуры на базе муниципальных диагностических центров (МДЦ). Такие центры создаются на базе опорных школ в рамках сетевой организации профильного обучения. В ходе эксперимента разработаны три модели МДЦ для различных типов населённых пунктов (город, посёлок городского типа, село). Предусматривается их круглогодичная работа в консультационном режиме.

Проверка уровня сформированности экспериментальных умений проводится в апреле–мае муниципальными предметными комиссиями, которые формируются муниципальными органами образования по согласованию с региональными Минобразования и являются частью региональной предметной комиссии.

В рамках научнометодического обеспечения эксперимента создан и апробирован специальный набор тематических комплектов лабораторного оборудования «ЕГЭ-лаборатория» (созданных Подмосковным филиалом РНПО «Росучприбор» на базе оборудования, включённого в Федеральный перечень оборудования кабинета физики*). При разработке комплекта были учтены специфика проведения процедуры проверки, особенности проверки выполнения заданий, специальные требования к надёжности оборудования. Наборы, входящие в «ЕГЭ-лабораторию», позволяют предметной комиссии ЕГЭ по физике конструировать большое количество экспериментальных заданий разного уровня сложности (базовый, повышенный, высокий) и проверять уровень овладения выпускниками различными видами деятельности.

***

ЕГЭ по физике в 2009 г. предполагается проводить в следующих формах: 1) экзаменационная работа по физике. Профильный уровень (см. ниже «Демонстрационный вариант 2009 г. Профильный уровень»); 2) экзаменационная работа по физике. Проверка экспериментальных умений (см. «Демонстрационный вариант 2009 г. Проверка экспериментальных умений по физике».)

Структура и содержание КИМ ЕГЭ 2009 г.

Экзаменационная работа по физике профильного уровня предназначена для выпускников 11 (12)х классов общеобразовательных учреждений, изучавших школьный курс физики на профильном уровне, и призвана оценить их общеобразовательную подготовку с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, в которых физика является одним из профильных предметов. ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускника и проводится в виде письменной экзаменационной работы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трёх частей и включает 35 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 25 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2... А25. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один. Часть 2 содержит 5 заданий, к которым требуется дать краткий ответ. Их обозначение в работе: В1; В2… В5. В экзаменационной работе предложены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Часть 3 содержит 5 заданий, для которых необходимо привести развёрнутый ответ. Их обозначение в работе: С1; С2… С5.

В экзаменационной работе проверяются знания и умения из следующих разделов (тем) курса физики: механика (кинематика, динамика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны); молекулярная физика (МКТ, термодинамика, свойства паров, жидкостей и твёрдых тел); электродинамика (электростатика, постоянный ток, ток в различных средах, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы СТО); квантовая физика (корпускулярно­волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра); строение Вселенной. Общее количество заданий по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики.

Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки различных видов деятельности. В зависимости от формы задания, проверяющие различные виды деятельности, распределены в работе следующим образом:

– владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов, принципов, постулатов): 19 заданий (17 с выбором ответа и 5 с кратким ответом);

– владение основами знаний о методах научного познания: 2 задания (с выбором ответа);

– решение задач различных типа и уровня сложности: 11 заданий (6 с выбором ответа и 5 с развёрнутым ответом).

Задания базового уровня включены в первую часть работы (17 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (3 задания с кратким ответом). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня распределены между первой частью работы (8 заданий с выбором ответа) и второй частью (2 задания с кратким ответом) и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одногодвух законов (формул) по какой­либо из тем школьного курса физики.

Пять заданий части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в изменённой или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двухтрёх разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Эти задания отражают уровень требований к вступительным экзаменам в вузы. Включение в третью часть работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 210 минут.

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое задание первой части работы оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в бланке №  1 ответ совпадает с верным ответом. Каждое задание второй части оценивается от 0 до 2 баллов. Задания В1–В5 оцениваются в 2 балла каждое, если верно указаны все три элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны один или два элемента, и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа.

Максимальный первичный балл за каждое задание третьей части работы зависит от типа задания и составляет от 2 до 4: С1 – 2 балла, С2–С4 – 3 балла, С5 – 4 балла. Задание с развёрнутым ответом оценивается двумя экспертами с учётом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

За выполнение экзаменационной работы выставляются две оценки: аттестационная по 5-балльной шкале и тестовая по 100балльной. Обе оценки подсчитываются на основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, и фиксируются в аттестате и сертификате для поступления в вузы соответственно.

Модель КИМ по проверке экспериментальных умений

Экзаменационная работа по проверке экспериментальных умений является дополнительным испытанием по выбору выпускника и может быть использована для корректировки результатов государственной (итоговой) аттестации и для отбора выпускников при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Эта экзаменационная работа проводится в течение апреля, в дни, определённые Приказом Рособрнадзора о сроках проведения ЕГЭ, в специальных диагностических центрах, оснащённых комплектами «ЕГЭ-лаборатория». Ввод процедуры проведения дополнительного испытания по проверке экспериментальных умений осуществляется постепенно, по мере готовности региональных диагностических центров.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из четырех заданий С1–С4, к которым необходимо дать развёрнутый ответ, отразив в нём все проделанные эксперименты. Задания различаются видом деятельности и уровнем сложности. Каждое задание относится к одному из разделов школьного курса физики: механике, молекулярной физике, электродинамике или оптике.

Экзаменационная работа по проверке экспериментальных умений разрабатывается на основе шести различных типов экспериментальных заданий:

1) прямые и косвенные измерения физических величин;

2) сравнение рассчитанных числовых значений физических величин с результатами их измерений;

3) наблюдение и объяснение явлений;

4) проверка статуса предложенных гипотез;

5) построение графика эмпирической зависимости одной физической величины от другой;

6) проведение исследования по проверке зависимостей между физическими величинами.

При этом формулировки заданий конструируются исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

– формулировать цель проведения (выдвигать гипотезы) опыта или наблюдения;

– определять порядок проведения опыта или наблюдения в зависимости от поставленной цели;

– выбирать измерительные приборы и оптимальный набор оборудования в зависимости от поставленной цели исследования, собирать экспериментальную установку;

– проводить прямые измерения физических величин и записывать их результаты с учётом абсолютной погрешности измерений;

– оценивать (в простейших случаях) погрешности косвенных измерений (с учётом имеющихся формул в справочных данных) и в соответствии с указаниями;

– представлять результаты исследования в виде таблицы (с учётом абсолютной погрешности измерений);

– представлять результаты исследования в виде графика (с учётом абсолютной погрешности измерений);

– делать выводы на основе полученных в опыте или наблюдении результатов;

– объяснять полученные результаты на основе известных физических явлений, законов, теорий;

– выполнять расчеты с учётом приближённого характера исходных данных.

В экзаменационной работе проверяются экспериментальные умения на основе материала из следующих разделов (тем) курса физики: механика (кинематика, динамика, элементы статики, законы сохранения в механике, механические колебания), молекулярная физика (МКТ, термодинамика, свойства паров, жидкостей и твёрдых тел), электричество (постоянный ток, ток в различных средах, магнитное поле, электромагнитная индукция), оптика (геометрическая и волновая).

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. При этом в каждом варианте используется два задания базового уровня, одно задание повышенного уровня и одно задание высокого уровня.

Примерное время на выполнение отдельных заданий колеблется в зависимости от их сложности и составляет от 15 до 40 мин. На выполнение всей экзаменационной работы отводится 120 мин. Максимальный первичный балл за задания зависит от типа задания и составляет от 2 до 4 баллов.

Все задания экзаменационной работы оцениваются двумя экспертами с учётом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой на основе поэлементного анализа указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального. В экзаменационном варианте в тексте каждого задания указываются требования к оформлению ответов.

За выполнение экзаменационной работы выставляется тестовая оценка по 20-балльной шкале, которая подсчитывается на основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы. Оценка по 20балльной шкале фиксируется в сертификате, который может быть использован для поступления в вуз.

Если выпускник участвовал в ЕГЭ по физике, то его аттестационная оценка по 5-балльной шкале, полученная по результатам экзамена, может быть повышена при условии, что его сумма баллов по 100балльной шкале ЕГЭ и по 20-балльной шкале для данного испытания попадает в соответствующий интервал, указанный в таблице пересчёта баллов в оценки.

Каждый экзаменуемый обеспечивается комплектом оборудования в соответствии с требованиями экзаменационной работы. Для проведения расчётов используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

Работа проводится с использованием специально сконструированного комплекта оборудования «ЕГЭ-лаборатория», состоящего из четырёх тематических наборов: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика» и «Оптика». Каждый набор состоит из двух блоков. Первый – комплексный тематический блок, соответствующий разделу курса, отражённому в названии, и предназначен для конструирования задания С4 высокого уровня сложности. Второй блок – мининабор оборудования по трём разделам курса, не включённого в первый блок, и предназначен для выполнения заданий базового и повышенного уровней. Кабинет ДМЦ, рассчитанный на 16 рабочих мест, имеет 4 комплекта «ЕГЭ-лаборатории», т.е. 16 наборов (по четыре набора по каждому разделу).

На экзамене в аудитории находится специалист по физике, обеспечивающий выполнение требований к проведению экзаменационной работы и соблюдение техники безопасности. Ему не разрешается отвечать на вопросы учащихся, связанные с выполнением заданий.

При разработке КИМ по проверке экспериментальных умений ЕГЭ 2009 г. используются несколько планов. В его основу положен принцип формирования в соответствии с проверяемыми видами деятельности. Эквивалентность вариантов экзаменационной работы обеспечивается одинаковой средней сложностью различных вариантов КИМ по проверке экспериментальных умений.

______________________________

*См. статью Песоцкого Ю.С. и др. «Оборудование кабинетов и технология обучения» в № 2/07. – Ред.

Продолжение в № 20/07