Т.А.СИМОНОВА,
МОУ лицей № 3, г. Прохладный,
Кабардино-Балкарская Респ.

simonof@list.ru

Путешествие в Страну физики и химии

Итоговый урок, 6-й класс (или первый*, 7-й класс)

Цель урока: обобщить полученные знания.

Ход урока

Учитель. Мы начинаем урок-путешествие. Так называется и наш учебник, который мы изучали два года. Откроем первую главу нашей увлекательной книги, которая называется «В гостях у алхимика». Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас в XIII веке. Именно тогда алхимия процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово доктору алхимии.

Алхимик. Здравствуйте, дорогие друзья! Людская молва преувеличивает мою славу, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей?

Учитель. Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик. О, это замечательная палочка, с её помощью я могу превращать воду в вино и творить множество других чудес.

Учитель. Так мы вам и поверили!

Алхимик. Вы осмеливаетесь не верить мне – доктору алхимии, которого знает весь мир?! Ну тогда смотрите! (Берёт стакан, делает над ним несколько пассов, ставит на стол, перемешивает в стакане палочкой – вода становится розовой, похожей на вино.)

Объяснение опыта. В стакане щёлочь (NaOH или KOH), а палочка смочена фенолфталеином.

Учитель. Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик. А сейчас я приготовлю из воды напиток, подходящий для ребят. (На столе два стакана наполненных на 2/3 бесцветными жидкостями. Проделав над ними несколько пассов, алхимик выливает жидкость из первого стакана во второй, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)

Объяснение опыта. В стакане № 1 находится раствор Na2CO3, а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении выпадает осадок:

Na2CO3 + BaCl2 BaCO3 + 2NaCl.
Белый осадок

Алхимик. Вот этот напиток утолит жажду ваших учеников. А теперь можно превратить «молоко» в «воду». (Берёт стакан № 3 с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3, и выливает её в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превращается в воду, жидкость становится прозрачной, выделяется газ.)

Объяснение опыта. К осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты:

BaCO3 + 2HCl BaCl2 +H2O + CO2.

Вот видите, получилась вода, да ещё газированная!

Учитель. Спасибо, уважаемый! А зачем в тарелку насыпан песок?

Алхимик. Сейчас из него выползет змея! (Поджигает в центре тарелки песок, из массы выползает тёмно-серая «змея».) Не бойтесь, это добрая змея!

Объяснение опыта. В тарелку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре делают углубление и помещают туда смесь из 2 г питьевой соды и 13 г сахарной пудры, поджигают. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением углекислого газа, и выползает «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».

Учитель. Спасибо, уважаемый алхимик! Ребята, перейдём к следующей главе нашей книги «В гостях у Физикона и Химилы».

Физикон. Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам загадки на тему «Физика вокруг нас».

– Какого цвета белый цвет? (Белый цвет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.)

– Как получить от одной палки тень разной длины? (Нужно наклонять её под разными углами по направлению к Солнцу.)

– На улице гроза, идёт сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? (Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Скорость распространения света 300 000 км/с, а скорость звука в воздухе при нормальных условиях – 340 м/с.)

Учитель. Спасибо, Физикон, за интересные задачи. А что ты ещё приготовил?

Физикон. Я принёс «чёрный ящик», а вот что в нём, ребята догадаются после того, как я им покажу несколько опытов.

Объяснение опыта. Стакан № 1 – с водой, стакан № 2 – с раствором соли.

Объяснение опыта. Очки пластиковые, материя шёлковая.

Объяснение опыта. Нить на металле нагревается медленнее, т.к. теплопроводность и масса металлического стержня больше, чем стеклянной пробирки.

Объяснение опыта. От маленького кружка – его масса и размер меньше, нагревается он быстрее.

Учитель. Спасибо, Физикон за то, что ты познакомил ребят с некоторыми опытами по физике!

Физикон. И, наконец, изюминка нашего урока! (Вызывает учащегося распаковать «чёрный ящик». Ученик сначала вынимает один ящик, из него – второй, из второго – третий и т.д. В последнем – тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка, но ребята из класса пока не могут увидеть её. Учитель предлагает ученику у доски посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу (предупредив, чтобы тот не говорил классу, что увидел). Затем по очереди подходят другие учащиеся. Когда поток учащихся иссякнет, извлекают тарелку с изюминкой и показывают всем.)

Учитель (поясняя). Это и есть изюминка нашего урока. Один маленький вопрос: «Куда исчезла энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?» (Пошла на испарение влаги и биологические процессы.)

________________________

*Такой урок можно провести в начале года в 7-м классе, если в 6-м дети обучались по курсу Гуревича А.Е. и др. «Физика–химия-5–6». – Ред.