Цели урока:
– учащиеся должны усвоить, что: слово «физика» происходит от греческого слова [фюзике], что означает природа; всё, что нас окружает и существует независимо от наших знаний, называют материей; материя существует в двух видах – поле и вещество; любое тело, имеющее форму или объём, называют физическим телом; то, из чего состоят тела, называют веществом; любое изменение, происходящее с физическим телом, называют физическим явлением; учёные получают знания о природе двумя способами – через наблюдение и опыт;
– учащиеся должны уметь: различать физические тела, явления, вещества, различать методы изучения физики; решать пропорции, выражать значения величин длины, времени, площади, массы в СИ; решать уравнения относительно искомой величины; объяснять, как образуется ночной и дневной бриз.
Оборудование: карточки-задания; деревянная, алюминиевая, пластмассовая и глиняная ложки; яблоко, призма, источник света, шапочка с кисточкой; нарисованная ванна, простынь, рычаг, винт, динамометр, стеклянный сосуд с водой, «золотая» корона, зеркало; записи музыки И.-С.Баха, сиртаки; ведомость учёта знаний.
Ход занятия
Учитель. В этом году вы начинаете изучать новый предмет – физику. Какой вопрос вам хочется мне задать?
Вид доски
Ученик. Что означает слово «физика»?
Учитель. Физика – одна из самых древних наук. Ввёл это слово в науку Аристотель. Слово «физика» происходит от греческого слова [фюзике], что означает природа. В русский язык это слово ввёл М.В.Ломоносов. Значит, физика – это наука о природе. Какие ещё науки о природе вы знаете?
Ученик. Природу изучают география, биология, химия, зоология, астрономия.
Учитель. Что же изучает эта удивительная наука – физика? В физике кроме обычных слов используют специальные слова или термины, обозначающие физические понятия. Физическое тело – это любой предмет, который имеет форму и объём. Например, ложка, ручка, стол, стул, трактор, Солнце. Ложка – физическое тело, а дерево, алюминий, глина – это вещества. То, из чего состоят предметы называют веществом. Материей мы называем ткань, из которой шьют одежду, а в физике мы будем называть материей всё, что нас окружает и существует независимо от наших знаний о ней. Она существует в двух видах: в виде вещества и в виде поля (свет, радиоволны). Какие изменения могут происходить с физическим телом, например, с ложкой?
Ученик. Ложку может нагреть, расплавить, уронить, согнуть.
Учитель. Вы привели примеры физических явлений. Что назовём физическим явлением?
Ученик. Изменения, которые происходят с физическими телами.
Учитель. Мы различаем такие явления природы: тепловые, механические, световые, магнитные, звуковые. Например, таяние мороженого – тепловое явление; движение машины – механическое; молния – световое и электрическое; притяжение кнопок магнитом – магнитное; звучание гитары – звуковое. Выполним устно задачу-упражнение:
Распознайте слова, обозначающие тела, вещества, явления: книга, дым, горение, мензурка, алюминий, северное сияние, дождь, стакан, эхо, падение тела, железо, ураган, очки, парафин, компас, бензин, вода, тетрадь, притяжение шарика к магниту, гроза, корова.
Ученик. Книга – это тело, дым – тело, горение – явление, мензурка – тело (и т.д.).
Учитель. Чтобы успешно учиться, вам потребуются знания, которые вы получили в курсе географии и математики. Проведём вводную контрольную. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (1 балл.)
Распознайте слова, обозначающие тела, вещества, явления и запишите их в три колонки: молния, снег, Солнце, подушка, пение, загар, цветок, вода, фонтан. (9 баллов.)
Что называют атмосферой? (1 балл.)
Каким прибором измеряют атмосферное давление? (1 балл.)
Как образуется дневной бриз? (Бриз – это ветер, который дует с моря на сушу ночью и с суши на море утром). (1 балл.)
Найдите а, если (1 балл.)
Найдите F, если (1 балл.)
Сделайте перевод единиц:
1 см = ... м; 1 см2 = ... м2;
1 кг = ... г; 1 л = ... дм3 = = ... м3 (5 баллов.)
Учитель. Мои помощники проверят ваши работы и выставят в ведомость количество набранных баллов по каждому предмету. Ребята, всё, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих учёных из разных стран. У нас есть машина времени, которая поможет встретиться с некоторыми учёными. (Звучит сиртаки, запускается метроном, электрофорная машина даёт искру.)
Ребята, мы попали в Сиракузы, к царю Гиерону, который жил за 250 лет до нашей эры.
Царь Гиерон. Слуги, позвать сюда Архимеда!
Архимед. Многих лет тебе, мой повелитель!
Царь (снимает с головы корону). Я хочу проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Узнай, не ломая её, если в ней примесь? (Уходит.)
Архимед. Сначала я нашёл, что плотность чистого золота в 19,3 раза больше плотности воды. Значит, надо было найти плотность короны. Взвесить корону было легко, но как найти её объём? Форма короны неправильная. Много дней я мучился над отгадкой. (С полотенцем в руках идёт к плакату с ванной, «погружается» в неё и кричит: «Эврика!»)
Архимед (подходит к царю). Я выполнил твою задачу – взвесил корону сначала в воздухе, а потом в воде (демонстрирует). По разнице в весе я рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны. Определив объём короны, я определил её плотность, и она оказалась меньше плотности чистого золота.
Царь. Значит, мастер – вор и мошенник? Наказать его! А тебя, Архимед, я спрашиваю: какие ещё открытия ты сделал в науке?
Архимед. Я открыл правило рычага, изобрёл винт и сжёг с помощью вогнутого зеркала вражеский флот.
Царь. Ты, Архимед, великий учёный, твоё имя будут знать все юные физики!
Учитель. А сейчас мы попадём в XVII век. (Звучит музыка Баха, появляется учёный.) Кто вы?
Ньютон. Я сэр Исаак Ньютон. За мою жизнь в Англии сменился не один король.
Учитель. Когда и где вы родились?
Ньютон. Я родился 5 января 1643 г. в деревне Вульсторп, в семье мелкого фермера. Мой отец умер незадолго до моего рождения. Я рос слабым ребёнком, но от природы был самолюбив. Любил много читать, решать математические задачи, мастерить игрушки. В 18 лет я поступил в Кембриджский университет на правах неимущего студента и обязан был прислуживать богатым студентам. Через 4 года началась эпидемия чумы, и я вернулся в свою деревню.
Учитель. И там вы открыли закон всемирного тяготения?
Ньютон. Да. Я сидел в саду, пил чай под яблоней и подумал: почему яблоки, листья всегда падают отвесно? почему не в сторону, а к центру Земли? Значит, должна существовать сила, подобная силе тяжести, простирающаяся на всю Вселенную. Яблоки и наш спутник Луна помогли мне открыть закон всемирного тяготения, которому подчиняется всё во Вселенной. Я много и терпеливо работал и настолько увлекался занятиями, что часто забывал обедать, спал по 4–5 часов и быстро прошёл путь от бакалавра до профессора.
Учитель. Сколько же лет вам было тогда?
Ньютон. 22 года.
Учитель. А сколько лет вы прожили?
Ньютон. Я умер в ореоле славы в возрасте 84 лет.
Учитель. Какие открытия в физике вы сделали?
Ньютон. Я открыл законы движения тел, исследовал световые лучи, доказал опытом, пропустив обычный белый свет через призму, что он состоит из семи цветов (называет и демонстрирует). Как мы, учёные, получаем знания о явлениях природы?
Ученик. Учёные проводят наблюдения и опыты.
Ньютон. Чем отличаются наблюдения от опытов?
Ученик. Во время опытов обычно выполняют измерения, используя приборы.
Ньютон. Домашнее задание: прочитайте в учебнике* § 1, 2, 3, 6; составьте план проведения наблюдения. А сейчас я прошу положить руку на учебник физики и прочитать клятву юных физиков.
Ученики (произносят хором за Ньютоном). Я, ученик(ца) 7-го класса, клянусь любить физику. Я буду наблюдательным, терпеливым и не отступлю, если меня постигнет неудача. Клянусь учить законы, управляющие физическими явлениями, решать задачи и получить навыки работы с приборами. Клянусь, клянусь, клянусь!
Учитель. Послушайте итог своей работы на уроке.
Критерии оценки:
физика: 10 баллов – «5», 9–8 баллов – «4», 7–6 баллов – «3»;
география: 3 балла – «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3»;
математика: 7 баллов – «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3».
Учитель. Молодцы! Спасибо за урок!
Татьяна Николаевна Лисюкова окончила окончила Ульяновский ГПИ им. И.Н.Ульянова в 1981 г. 25 лет работает в одной и той же, Лаишевской, школе; учитель первой квалификационной категории. Реализует технологию деятельностного подхода обучения физике и метод ученических проектов. В этом году проект «Сохраняет ли школа зрение своих учеников?» (9-й класс) помог сменить освещение: вместо ламп накаливания с матовыми плафонами в школе были установлены лампы дневного света. А до этого освещённость кабинетов была ниже нормы в 5 раз (люксметр предоставила кафедра общей физики педагогического университета). Сейчас восьмиклассники завершают проект «Висящие сосульки» (делают модель пещеры со сталактитами и сталагмитами), готовят компьютерные презентации по физическим явлениям (диффузия, испарение, теплопередача). Татьяна Николаевна с мужем Александром вырастили троих детей, в декабре прошлого года отметили серебряную свадьбу. В свободное время любит писать пейзажи, натюрморты, портреты, расписывать пасхальные яйца и фотографировать природу. В 2006 г. стала лауреатом областного конкурса «За гранью педагогического мастерства».
____________________________