Принятые обозначения и сокращения: Д – демонстрации; ДЗ – домашнее задание; ЗУ – задачи урока; ОСУ – основное содержание урока; ОЭЗ – оборудование для экспериментальных заданий; ЭЗ – экспериментальные задания.
КИНЕМАТИКА (13 ч + 2 ч практикум по решению задач + 2 ч резерв)
Урок 1/1. Что изучает механика? Сведения о движении тел
ЗУ. Ознакомить с основными понятиями кинематики – «траектория», «путь», «перемещение»; ввести представление о механическом движении.
Д. Механическое движение. Слайды или рисунки, иллюстрирующие различные траектории движения тел, различие понятий «путь» и «перемещение». Видеофильм «Механика».
ОЭЗ. Мяч, шарик, гвоздик на нити, ластик.
ОСУ [5]. 1. На конкретных примерах поясните, что движение присуще всем телам живой и неживой природы, космическим и земным. Движение – одно из основных свойств материи. Обратите внимание на свойства пространства (протяжённо, трёхмерно), свойства времени (непрерывно и направленно).
2. После введения понятий «траектория», «путь», «перемещение» обсудите различие понятий «путь» и «перемещение».
3. При обсуждении вопроса о механическом движении покажите примеры механического движения; обратите внимание на то, что движение происходит в пространстве, с течением времени, движение вечно (неуничтожимо).
4. Выполните задание 3 [7], обсудите результат.
ДЗ. § 11 [3]; задания 1, 2 [7].
Урок 2/2. Система отсчёта. Относительность движения
ЗУ. Ввести понятия «тело отсчёта», «система отсчёта»; обсудить вопрос об относительности движения.
Д. Относительность покоя и движения. Видеофильм «Системы отсчёта и относительность движения».
ОЭЗ. Лист бумаги, карандаш, измерительная линейка (или треугольник), диск, штатив, метровая линейка, кусок мела.
ОСУ [5]. 1. После введения понятий «тело отсчёта», «прямоугольная система координат» обсудите вопрос о том, что такое система отсчёта, обратите внимание на то, что её выбор произволен (зависит от целей исследования).
2. На демонстрационном и фронтальном экспериментах убедите учащихся, что понятия «покой», «движение» и «форма траектории» относительны.
3. В методологическом отношении важно обсудить вопрос «Движение Земли и относительность движения»: геоцентрическая система мира Аристотеля–Птолемея, гелиоцентрическая система мира Коперника; их роль в развитии науки.
4. Выполните задание 5 [7], обсудите результат.
ДЗ. § 2 [3]; задание 4 [7]; для любознательных: подготовить сообщения об Аристотеле, Птолемее, Копернике.
Урок 3/3. Поступательное движение. Материальная точка
ЗУ. Ввести понятия «поступательное движение», «материальная точка».
Д. Поступательное движение.
ОСУ [5]. 1. Из анализа примера, описанного в учебнике, демонстрационного эксперимента введите понятие «поступательное движение».
2. На конкретных примерах из § 3 [3] обоснуйте необходимость введения понятия «материальная точка», убедите в том, что материальная точка не имеет геометрических размеров, но обладает массой. Обсудите ответы на вопросы после § 3.
ДЗ. § 3; задания 6, 7 [7].
Урок 4/4. Определение положения тела
ЗУ. Ознакомить со способами определения положения тела.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте учащихся с двумя способами определения положения тела: координатным и траекторным. В центре внимания должен быть координатный метод определения положения тела, связь между проекциями вектора перемещения с изменением координаты тела.
2. Выполните задания 8 [7], обсудите результат.
ДЗ. § 4 [3]; повторить из курса географии «Географические координаты» (географическая широта и географическая долгота).
Урок 5/5. Географические и небесные координаты*.
ЗУ. Ознакомить с принципом определения положения тел (светил) на небе по их координатам.
Д. Глобус Земли. Географическая карта полушарий Земли. Модель небесной сферы.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания учащихся о географических широте и долготе. Потренируйте в определении долготы и широты различных точек земной поверхности на географической карте полушарий и на глобусе Земли.
2. До введения небесных координат склонение и прямое восхождение (экваториальная система координат) дайте представление о небесной сфере, познакомьте с основными точками, линиями и плоскостями небесной сферы. Целесообразно объяснить, что наше представление о небесной сфере отличается от древних только тем, что мы принимаем вращение Земли, а не неба. Радиус небесной сферы – величина сколь угодно большая по сравнению с размерами Земли. Каждой звезде соответствует вполне определённое место на сфере, которое можно охарактеризовать двумя числами – координатами, – причём мера координат – угловая. Обратите внимание на то, что ось вращения Земли практически не меняет своего направления в пространстве, поэтому положение полюсов мира на небесной сфере остаётся неизменным. Вращение Земли порождает иллюзию вращения небесной сферы. Желательно глобус Земли и звёздный глобус показать на вертикальной оси, т.к. наклон оси земного глобуса часто принимается учениками за наклон оси мира к плоскости горизонта. Аналогию между понятиями можно развить дальше путём сравнения земного глобуса и небесной сферы: гринвичский меридиан – нулевой круг склонения; земная параллель – небесная (суточная) параллель; географический меридиан – круг склонения светила; географическая широта – склонение; географическая долгота – прямое восхождение. Необходимо обратить внимание школьников на то, что отличает систему географических координат от небесных координат: географические координаты рассматриваются на реальной земной сферической поверхности, а небесные координаты – на воображаемой небесной сфере. Поясните, что как широта и долгота, так и прямое восхождение и склонение определяются не только дугами на сфере, но и центральными углами в соответствующих плоскостях.
3. Выполните задание 11 [7], обсудите результат.
ДЗ. § 5 [3]; задание 10 [7]; для любознательных: ознакомьтесь с теоретическим материалом «Определение географической широты места по наблюдению Полярной звезды», выполнить задание 12 [7] («Измерение высоты Полярной звезды»).
Уроки 6/6, 7/7. Равномерное прямолинейное движение
ЗУ. Ознакомить с характеристикой равномерного движения – скоростью; с формулами расчёта координаты и пути при равномерном прямолинейном движении.
Д. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Видеофильм «Кинематика».
ОЭЗ. Стеклянная трубка, наполненная маслом, измерительная линейка, секундомер, шарик.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент и используя «Набор по механике», введите понятие равномерного прямолинейного движения и ознакомьте с его характеристикой – скоростью. Запишите формулу расчёта скорости тела и уравнение движения тела. На конкретном примере выведите формулу расчёта координаты тела: x = x0 ± t. Поясните смысл величин и их знаков в уравнении для расчёта координаты тела.
2. Выполните экспериментальное задание 15 и обсудите результаты; затем – задание 14 [7].
ДЗ. § 6 [3]; вопросы к § 6; задание 13 [7].
Уроки 8/8, 9/9. Способы описания равномерного прямолинейного движения
ЗУ. Ознакомить со способами описания равномерного прямолинейного движения.
ОСУ [5]. 1. На конкретных примерах обоснуйте графическое изображение движения, ознакомьте с табличным и кинематическим способами описания движения.
2. В систематизированном виде материал может быть представлен таблицей.
3. Обсудите задания 16 (п. 4–7), 17 [7].
ДЗ. § 7 [3]; задания 16 (п. 1–3) [7]; и из раздела «Проверь себя»: 1 («Установите соответствие»), 1–5 («Выберите правильный ответ») [7].
Урок 10/10. Средняя и мгновенная скорости тела. Скорости звёзд и планет
ЗУ. Ознакомить со способом измерения мгновенной скорости движения тела в заданной точке траектории.
Д. Мгновенная скорость.
ОСУ [5]. Опираясь на демонстрационный эксперимент, введите понятие «мгновенная скорость». На конкретных примерах покажите, что при переменном движении средняя скорость на различных участках траектории неодинакова. В общем случае она отличается от среднего арифметического значения скоростей в отдельных точках большого участка траектории.
2. Проанализируйте табличные данные (см. табл. 3, 4 [3]). Приведите примеры скоростей космических объектов: скорость движения Земли вокруг Солнца 30 км/с; большинство звёзд, сравнительно близких к Солнцу, движутся вокруг него со скоростями, не превышающими 30 км/с; скорость движения звёзд галактического диска вокруг ядра Галактики в окрестностях Солнца 200 км/с.
3. Обсудите задание 18 (п. 4–9) [7].
ДЗ. § 8 [3]; задание 18 (п. 1–3) [7]; для любознательных: задание 18 (п. 10, 11) [7].
Урок 11/11. Равноускоренное прямолинейное движение
ЗУ. Ознакомить с характеристикой равноускоренного движения – ускорением; а также с формулами расчёта ускорения и скорости при равноускоренном движении.
Д. Прямолинейное равноускоренное движение. Измерение ускорения.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, ознакомьте с особенностями равноускоренного движения, с принципом измерения ускорения тела.
2. Запишите формулу расчёта ускорения, ознакомьте с единицей ускорения в СИ, выведите формулу расчёта скорости тела. Обоснуйте графики зависимости ускорения и скорости тела от времени движения. Поясните «Пример решения задачи» из § 9.
3. Обсудите задание 20 [7].
ДЗ. § 9 [3]; задание 19 [7].
Урок 12/12. Путь и координата при равноускоренном прямолинейном движении
ЗУ. Ознакомить с формулами расчёта координаты и пути при равноускоренном движении.
Д. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью.
ОСУ [5]. 1. На конкретном примере выведите формулу расчёта пути s = 0 t ± at2/2 и координаты тела: x = x0 ± 0t ± аt2/2. Поясните смысл величин и их знаков в уравнении для расчёта пути и координаты тела.
2. Используя «Набор по механике», продемонстрируйте определение пути, пройденного телом при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью.
3. Обсудите задание 23 (п. 2) [7].
ДЗ. § 10 [3]; задания 21, 23 (п. 1) [7].
Урок 13/13. ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять результаты эксперимента.
ОСУ [5]. Работа по описанию в учебнике (с. 57). Оформление результатов эксперимента так, как в задании 22 [7].
ДЗ. Задание 23 (п. 3) из раздела «Проверь себя» (2: «Установите соответствие»; 5 и 6: «Выберите правильный ответ») [7].
Урок 14/14. Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение
ЗУ. Систематизировать материал о равноускоренном движении; показать применение графического и аналитического описаний равноускоренного движения.
ОСУ [5]. 1. В систематизированном виде материал можно представить таблицей.
2. Обсудите задания 23 (п. 4), 24 (п. 2, 3, 5) [7].
ДЗ. Задачи 1, 3, 4 после § 10 [7].
Урок 15/15. Движение по окружности
ЗУ. Дать представление об особенностях движения тела по окружности; ввести понятие «нормальное (центростремительное) ускорение».
ОСУ [5]. 1. Рассмотрите кинематические характеристики движения тела по окружности: частота, период и угловая скорость движения.
2. Вывод формулы для расчёта нормального (центростремительного) ускорения в 8-м классе не предусмотрен. Введите это понятие, обратив внимание на следующее: ускорение характеризует быстроту изменения направления скорости тела; ускорение направлено по радиусу к центру вращения; модуль ускорения рассчитывается по формуле a = 2/R = 2R.
3. Обсудите задания 25, 28 [7].
ДЗ. § 11 [7]; задания 26, 27 [7].
Урок 16/16. Решение задач. Подготовка к КР № 1
ЗУ. Провести систематизацию материала, продолжить формирование умений решать задачи.
ОСУ [5]. 1. Выполните один из вариантов тренировочного теста по теме «Кинематика» [10].
2. Выполните задания из раздела «Проверь себя» (3: «Установите соответствие»; 7: «Выберите правильный ответ», решить задачу на 32, 33 [7]).
3. Решите задачи 2 и 3 после § 11 [7].
ДЗ. Вариант тренировочного теста по теме «Кинематика» [10]; задачи 1 и 4 после § 11.
Урок 17/17. КР № 1 по теме «Кинематика»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Кинематика».
ОСУ [5]. КР по теме «Кинематика» [10].
ДИНАМИКА (14 ч + 5 ч практикум по решению задач + 2 ч резерв)
Урок 1/18. Причины движения тел. Инерция. Масса тела
ЗУ. Ознакомить с явлением инерции; продолжить формирование понятия «масса тела».
Д. Явление инерции. Инертность тела. Сравнение масс двух тел по их взаимодействию.
ОЭЗ. Два стальных шарика разных диаметров, алюминиевый и железный цилиндры, штатив.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, обсудите экспериментальный факт – движение и покой относительны; явление инерции и его проявление; инертность тела; масса – мера инертных свойств вещества.
2. Выполните экспериментальное задание на с. 70 [3] и обсудите результат; обсудите задание 31 [7].
ДЗ. § 12 [3]; задание и вопрос к § 12; задания 29, 30 [7].
Урок 2/19. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта
ЗУ. Ознакомить с первым законом Ньютона, введите понятие «инерциальная система отсчёта».
Д. Первый закон Ньютона.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «инерциальная система отсчёта». Демонстрация или набор по динамике позволяет понять содержание первого закона Ньютона – результата теоретического обобщения экспериментальных данных.
2. Обсудите вопрос об открытии Г.Галилеем и И.Ньютоном первого закона динамики. Ознакомьте с принципом относительности Галилея.
ДЗ. § 13 [3]; задание 32 [7]; задания 1 и 2 после § 13; для любознательных: подготовить сообщение о И.Ньютоне.
Урок 3/20. Взаимодействие тел. Сила. Сложение сил
ЗУ. Продолжить формирование понятий «взаимодействие» и «сила».
Д. Примеры механического взаимодействия тел. Сила. Измерение силы. Сложение сил.
ОСУ [5]. 1. Приведите примеры механического взаимодействия тел и на их основе разъясните термин «взаимодействие». Целесообразно рассмотреть статические (деформация) и динамические (ускорение) результаты механического взаимодействия тел.
2. Актуализируйте знания о взаимодействии тел; обозначение и единица силы – ньютон; способ измерения силы – динамометр. Учащиеся должны усвоить: сила – причина ускорения тела; сила – векторная величина. Сложение сил покажите на эксперименте.
3. Выполните задание 34 [7].
ДЗ. § 14 [3]; вопрос 4 после § 14; задание 33 [7].
Урок 4/21. Второй закон Ньютона
ЗУ. Ознакомить с уравнением движения тела; научить применять первый и второй законы Ньютона для решения простейших задач.
Д. Второй закон Ньютона.
ОСУ [5]. 1. На основе анализа результатов демонстрационных экспериментов запишите математическую запись второго закона Ньютона: поясните величины, входящие в это уравнение. Разъясните, что второй закон Ньютона, как и первый закон, является теоретическим обобщением экспериментальных данных, что никакими конкретными опытами закон установить нельзя (опыты лишь иллюстрируют справедливость закона).
2. Обсудите задание 35 (п. 2, 3) [7], задачу 2 после § 15.
ДЗ. § 15 («Второй закон Ньютона – основной закон динамики»); задание 35 (п. 1) [7]; задача 1 после § 15 [7].
Урок 5/22. Третий закон Ньютона
ЗУ. Продолжить формирование понятия «взаимодействие», познакомить с формулировкой и математической записью третьего закона Ньютона.
Д. Третий закон Ньютона.
ОСУ [5]. 1. На основе демонстрационных экспериментов и опытов проиллюстрируйте статическое и динамическое взаимодействие. Из анализа результатов эксперимента и опытов, приведённых в § 15, запишите третий закон Ньютона: |F1| = –|F2|.
2. Обсудите следствия, вытекающие из закона: силы всегда проявляются парами, они равны по модулю, действуют по одной прямой, направлены в противоположные стороны, всегда одной природы, приложены к разным телам.
3. Ознакомьте с ещё одним методом определения массы: сравнение с эталонной массой.
4. Обсудите вопросы после § 15.
ДЗ. § 15 [3]; задание 36 (п. 1) [7].
Урок 6/23. Гравитационное поле
ЗУ. Дать представление о фундаментальных взаимодействиях, гравитационном поле.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с четырьмя фундаментальными взаимодействиями: гравитационным, слабым, электромагнитным, сильным. Обратите внимание на радиус действия и круг процессов, где их проявление наиболее существенно.
2. Постоянно ощущаемое и наблюдаемое взаимодействие тел с Землёй в силу своей обычности и привычности учащиеся не воспринимают как проявление взаимодействия. В демонстрационном эксперименте либо в видеофильме «Всемирное тяготение» покажите гравитационное взаимодействие двух тел. Обратите внимание школьников на то, что это взаимодействие (тяготение) – универсальное взаимодействие между любыми видами материи.
3. Используя § 16, форзацы и вклейки, убедите учащихся в том, что гравитационное взаимодействие существенно для всех тел Вселенной. Особенность гравитационного поля – всепроникающая способность.
ДЗ. § 16 [3]; вопросы после § 16; задание 37 [7].
Уроки 7/24, 8/25. Закон всемирного тяготения
ЗУ. Ознакомить с законом всемирного тяготения и условием его применимости.
ОСУ [5]. 1. Ознакомьте с математической записью закона всемирного тяготения, поясните физический смысл гравитационной постоянной, обратите внимание на условия применимости закона и на то, что масса – мера гравитационных свойств вещества.
2. Обсудите вопрос об открытии и проверке закона всемирного тяготения Ньютоном; вернитесь к причине образования приливов и отливов на Земле. Важно показать, что закон был сформулирован и доказан на основе астрономических наблюдений.
3. Разберите пример решения задачи, приведённый в § 17 (с. 94).
ДЗ. § 17 [7]; задание после § 17; задание 38 [7].
Уроки 9/26, 10/27. Сила тяжести. Сила тяжести на различных планетах Солнечной системы
ЗУ. Продолжить формирование понятия «сила», вывести формулу расчёта силы тяжести.
ОЭЗ. Металлический и пластмассовый шарики, цилиндр, нить, лист картона, отвес, карандаш, динамометр, тело неправильной формы, набор грузов по механике.
ОСУ [5]. 1. Используя закон всемирного тяготения, выведите формулу расчёта силы тяжести: F = mg. Поясните физический смысл величин, входящих в формулу. Обратите внимание: сила тяжести – гравитационной природы сила; значение ускорения свободного падения зависит от широты местности; для разных планет Солнечной системы значение ускорения свободного падения различно.
2. Используя второй закон Ньютона, закон всемирного тяготения и формулу нормального ускорения, выведите формулу для расчёта первой космической скорости. Желательно рассмотреть типы орбит и движение искусственных спутников Земли. Познакомьте учащихся с влиянием силы тяжести на живые организмы – геотропизмом.
3. Обсудите экспериментальные задания 40, 42, 43 [7]. Решите задачи 2, 3, 4 после § 18 [7].
ДЗ. § 18 [3]; задачи 1, 5 после § 18; задание 39 [7].
Урок 11/28. Свободное падение тел
ЗУ. Ознакомить с тем, что свободное падение тел – частный случай движения тела под действием силы тяжести.
Д. Падение тел в воздухе при атмосферном давлении и в разреженном воздухе: одновременное падение различных тел в вакууме.
ОСУ [5]. 1. Расскажите об опытах Галилея. Используя трубку Ньютона, продемонстрируйте движение трёх тел внутри трубки. Обоснуйте, что свободное падение – равноускоренное движение.
2. Обсудите задания 45 (п. 1, 2), 46 (п. 2–4) [7].
ДЗ. § 19 [3]; вопросы и задачи после § 19; задания 44, 46 (п. 1) [7].
Уроки 12/29, 13/30. Сила упругости. ЛР № 2. Закон Гука
ЗУ. Продолжить формирование понятия «сила», умений формулировать гипотезу и проверять её экспериментально.
ОЭЗ. Резиновый жгут (для авиамоделей); штатив с лапкой; бумажная чашечка; набор гирь массой 2 г, 4 г, 6 г, 8 г; измерительная линейка.
ОСУ [5]. 1. В ходе выполнения лабораторной работы № 2 «Исследование зависимости удлинения резины от силы упругости» учащиеся должны убедиться в том, что сила упругости прямо пропорциональна деформации тела. Оформление приведено в задании 47 [7]. Запишите закон Гука для упругих деформаций: Fупр = –kl; поясните величины, входящие в формулу, и физический смысл знака «минус».
2. Объясните, что сила упругости – электромагнитной природы сила (сумма межмолекулярных или межатомных сил, возникающих при деформации тела). Поскольку в разделе «Молекулярная физика. Основы термодинамики» учащиеся ознакомились с законом Гука для упругих деформаций: – то здесь можно показать, что коэффициент упругости (жёсткость) зависит от упругих свойств материала, его первоначальной длины, площади поперечного сечения образца.
ДЗ. § 20 [3]; вопросы после § 20; задание 48 (п. 1) [7].
Урок 14/31. Решение задач
ЗУ. Продолжить формирование умений решать расчётные и графические задачи.
ОСУ. Обсудите выполнение заданий 48 (п. 2, 3), 50 [7]; задачи 3 и 4 после § 20.
ДЗ. Задания 49, 50 [7]; задачи 1 и 2 после § 20.
Уроки 15/32, 16/33. Вес тела. Невесомость*
ЗУ. Продолжить формирование понятия «сила».
Д. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость.
ОЭЗ. Динамометр лабораторный, груз из набора по механике, цилиндр металлический.
ОСУ [5]. 1. Объясните: вес тела – сила электромагнитной природы; вес приложен к опоре или подвесу. Используя первый, второй и третий законы Ньютона, выведите формулу расчёта веса тела при движении тела вверх и вниз с ускорением а < g, при движении вниз с ускорением а = g. Объясните причину невесомости. В результате объяснения материала должна быть заполнена таблица «Вес тела» (задание 51 [7]).
2. На демонстрационном эксперименте покажите изменение веса при ускоренном движении тела по вертикали, состояние невесомости.
3. Обсудите вопрос «Невесомость и её влияние на живой организм», выполните задания 52, 53 [7].
4. Решите задачи 2 и 3 после § 21 [7].
ДЗ. § 21 [3]; вопросы, задачи 1 и 4 после § 21. [7].
Урок 17/34. Сила трения. Сухое трение
ЗУ. Продолжить формирование понятия «сила».
Д. Силы трения покоя и скольжения. Законы сухого трения. Трение качения.
ОСУ [5]. 1. Обсудите причины возникновения силы трения, виды сил трения (трение покоя, скольжения, качения), проявление трения в природе, технике и быту.
2. Используя демонстрационный эксперимент, покажите, что существует сила трения покоя, что она больше силы трения скольжения и подчиняется законам сухого трения (независимость силы трения скольжения от площади соприкасающихся поверхностей, зависимость от материала трущихся поверхностей); что сила трения качения меньше силы трения скольжения. Познакомьте с формулой расчёта силы трения Fтр = N; поясните величины, входящие в эту формулу. Обратите внимание на то, что сила трения – электромагнитной природы; сила трения, приложенная к телу, направлена противоположно движению тела. Рассмотрите форму записи расчёта силы трения, когда тело находится на горизонтальной поверхности и на наклонной плоскости.
3. Обсудите результаты выполнения экспериментального задания «Измерение силы трения покоя» (оформление показано в задании 54 [7]).
ДЗ. § 22 [3]; вопросы 1–8 после § 22; задания 1–8 на с. 58, 59 [7].
Урок 18/35. ЛР № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения»
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
ОСУ. ЛР № 3 по описанию в [3]. Оформление результатов эксперимента приведено в задании 55 [7].
ДЗ. Задания 57, 58, 61 [7]; ознакомиться с материалом «Роль сухого трения в природе, технике и быту».
Уроки 19/36, 20/37. Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 2
ЗУ. Повторить учебный материал по динамике, продолжить формирование умений решать задачи.
ОСУ. 1. Выполните экспериментальные задания 56, 60 [7] и обсудите результаты.
2. Разберите «Пример решения задачи», приведённый в § 22 (с. 133).
3. Выполните задание 59 [7]; решите задачи 2 и 3 после § 22.
4. Из раздела «Проверь себя» [7]: выполните задание «Проведите анализ и сравнение»; задание 9 (с. 59).
5. Выполните вариант тренировочного теста по теме «Динамика» из пособия [10].
ДЗ. Задачи 3 и 4 из «Повторительно-обобщающего раздела» (с. 256 учебника); тестовые задания 7–12 (с. 250, 251); вариант тренировочного теста по теме «Динамика» [10].
Урок 21/38. КР № 2 по теме «Динамика»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Динамика».
ОСУ. КР № 2 [10].
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ (9 ч + 2 ч практикум по решению задач)
Урок 1/39. Импульс тела. Импульс силы
ЗУ. Ввести понятия «импульс тела», «импульс силы».
Д. Импульс силы. Импульс тела.
ОСУ [5]. 1. Используя демонстрационный эксперимент, покажите зависимость импульса силы от действующей силы и времени её действия; создайте предпосылку для введения понятия «импульс тела». Введите это понятие, запишите формулу расчёта импульса тела, поясните величины, входящие в эту формулу, познакомьте с единицей импульса тела в СИ.
2. Введите понятие «импульс силы», запишите формулу расчёта, поясните величины, входящие в эту формулу, познакомьте с единицей импульса силы в СИ.
3. Выведите другую форму записи второго закона Ньютона и поясните, что изменение импульса тела равно импульсу силы.
4. Обсудите задания 64, 65 [7].
5. Решите задачи 4 и 5 после § 23.
ДЗ. § 23 [7]; задачи 1 и 3 после § 23; задания 62, 63 [7]; для любознательных: подготовить краткое сообщение о Р.Декарте.
Уроки 2/40, 3/41. Закон сохранения импульса
ЗУ. Ввести понятие «замкнутая система тел»; ознакомить с законом сохранения импульса.
Д. Квазиизолированные системы. Закон сохранения импульса.
ОСУ [5]. 1. Впервые учащиеся знакомятся с понятием «изолированная (замкнутая) система» – идеализация, широко используемая в науке. Введите представления об абсолютно неупругом и абсолютно упругом ударах.
2. Используя демонстрационный эксперимент, проиллюстрируйте квазизамкнутые системы; покажите, что в изолированной системе векторная сумма импульсов взаимодействующих тел остаётся постоянной. Выведите закон сохранения импульса; дайте его формулировку и математическую запись; обсудите вопрос об условии применимости закона. При решении задач чаще удобна запись закона сохранения импульса в виде: Используя эту запись, приведите алгоритм решения задачи: выбор замкнутой системы тел, запись закона сохранения импульса в вектор-форме и в проекциях на координатную ось.
3. Решите задачи 2, 4 после § 24.
ДЗ. § 24 [3]; [7]: ознакомьтесь с примером решения задачи (с. 145 учебника); задача 1 после § 24; задание 66 [7].
Урок 4/42. Реактивное движение
ЗУ. Познакомить с проявлением закона сохранения импульса.
Д. Реактивное движение. Полёт ракеты. Слайды, фрагменты видеофильмов.
ОСУ [5]. Реактивное движение – проявление закона сохранения импульса. Особенности реактивного движения. Использование ракет в освоении космического пространства. Идеи К.Э.Циолковского об их использовании для космических полётов. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый полёт человека в космос. Часть урока можно посвятить обсуждению космических экспедиций по Солнечной системе – исследованиям Луны, Меркурия, Венеры, Марса и его спутников, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна.
ДЗ. § 25 [3]; вопросы к § 25; для любознательных: подготовьте краткие сообщения о К.Э.Циолковском, С.П.Королёве, Ю.А.Гагарине; повторите из курса 7-го класса понятие «работа силы» (см. § 4 «Введение»).
Уроки 5/43, 6/44. Механическая работа
ЗУ. Ознакомить с общей формулой работы, продолжить формирование экспериментальных умений и умений решать задачи.
ОСУ [5]. Дайте формулировку работы, общую формулу расчёта работы: А = |F| • |s| • cos. Поясните величины, входящие в неё, подчеркните, что работа – скалярная величина. Обсудите вопрос о том, в каком случае работа положительна, отрицательна, равна нулю. Обоснуйте, что работа силы тяжести не зависит от формы траектории, а определяется только начальным и конечным положениями тела.
2. Выполните экспериментальное задание «Измерение механической работы» по описанию в учебнике (оформление дано в задании 68 [7]).
3. Обсудите задание 61 (п. 1, 2) [7]; решите задачи 3–5 после § 26.
ДЗ. § 26 [3]; задачи 1 и 2 после § 26; задание 67 [7]; ознакомиться с примерами решения задач (с. 156, 157).
Урок 7/45. Мощность
ЗУ. Ознакомить с формулой мощности, продолжить формирование умений решать задачи.
ОСУ [5]. 1. Дайте определение мощности, запишите формулу расчёта: N = A/t, – введите единицу мощности. Выведите формулу для вычисления мощности, когда известны действующая сила и скорость движения тела: N = F.
2. Ознакомьте с мощностями тепловых двигателей некоторых машин и установок (табл. 9 [3]).
3. Решите задачи 2–5 после § 27.
ДЗ. § 27 [3]; задача 1 после § 27; задания 70, 71 [7]; повторить из курса 7-го класса понятие «энергия» (см. § 4 «Введение»).
Урок 8/46. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия
ЗУ. Углубить знания об энергии; ознакомить с формулами расчёта потенциальной и кинетической энергии тела.
Д. Потенциальная энергия поднятого тела и деформированной пружины. Кинетическая энергия скатывающегося шара.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания учащихся об энергии, полученные в курсе 7-го класса: энергия – способность тела совершить работу; единица энергии в СИ – джоуль (Дж); виды энергии – потенциальная и кинетическая; преобразование одного вида энергии в другую (на примерах). Теорема о кинетической энергии.
2. Используя демонстрационный эксперимент, запишите формулы расчёта потенциальной и кинетической энергий тела. Обратите внимание на необходимость выбора нулевого уровня потенциальной энергии при расчёте потенциальной энергии тела, на то, что энергия – скалярная величина, что потенциальная энергия может быть отрицательной величиной, а кинетическая энергия – всегда положительна.
3. Обсудите задание 73 (п. 1, 2) [7].
ДЗ. § 28 [3]; задача 1 после § 28; задания 72, 73 (п. 3) [7]; ознакомиться с примером решения задачи (с. 163).
Урок 9/47. Закон сохранения механической энергии
ЗУ. Углубить знания о преобразовании одного вида механической энергии в другой; вывести закон сохранения механической энергии, продолжить формирование экспериментальных умений и умений решать задачи.
Д. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Принцип действия водяного тарана. Изменение механической энергии при совершении работы.
ОСУ [5]. 1. На демонстрационном эксперименте с набором «Механика» покажите преобразование потенциальной энергии тела в кинетическую энергию и обратно, сохранение механической энергии в поле силы тяжести.
2. Выведите закон сохранения механической энергии, пояснив условия его применимости, – замкнутая система тел. Поясните, что в условиях реального опыта изменение механической энергии всегда больше совершённой работы. Это связано с тем, что неизбежно часть энергии системы необратимо преобразуется во внутреннюю энергию системы (из-за трения, неупругих деформаций).
3. Обсудите задание 74 [7]; решите задачи 1 и 2 после § 29.
ДЗ. § 29 [3]; вопросы и задания после § 29.
Урок 10/48. ЛР № 4 «Изучение закона сохранения механической энергии». Решение задач
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты, проводить анализ и оценку, решать задачи.
ОСУ [5]. 1. ЛР № 4, оформление см. в задании 75 [7].
2. Выполните задания 76 и из раздела «Проверь себя» [7].
3. Выполните один из вариантов тренировочного теста по теме «Законы сохранения в механике» [10].
ДЗ. Задания 13–19 (с. 251–253 учебника, задачи 8, 9 (с. 257) (выберите правильный ответ) [7]; вариант тренировочного теста по теме «Законы сохранения в механике» [10].
Урок 11/49. КР № 3 по теме «Законы сохранения в механике»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Законы сохранения в механике».
ОСУ [5]. КР № 3 по [10].
РАВНОВЕСИЕ ТЕЛ. ДАВЛЕНИЕ (9 ч + 1 ч практикум по решению задач + 2 ч обобщающие занятия)
Урок 1/50. Равновесие твёрдых тел. Виды равновесия
ЗУ. Ознакомить с видами равновесия тел; продолжить формирование экспериментальных умений.
Д. По рис. 170–172 [3].
ОЭЗ. Цилиндр металлический, линейка измерительная, карандаш.
ОСУ [5]. 1. Что изучается в статике. Виды равновесия. Объясните причину неустойчивого, устойчивого и безразличного равновесия.
2. Выполните экспериментальное задание «Изучение равновесия тела, имеющего ось опоры», оформление результатов дано в задании 77 [7].
3. Обсудите ответы на задания 1, 2 к § 30 [3].
ДЗ. § 30 [3]; вопросы после § 30 [7].
Урок 2/51. Условия равновесия твёрдого тела
ЗУ. Ознакомить с условиями равновесия твёрдого тела.
Д. Правило моментов. Его применение.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, введите условия равновесия тел:
– невращающееся тело находится в равновесии, если геометрическая сумма приложенных к нему сил равна нулю (F = 0);
– тело, имеющее неподвижную ось вращения, находится в равновесии, если алгебраическая сумма моментов всех приложенных к нему сил относительно оси вращения равна нулю (М = 0).
Обратите внимание, в каком случае момент силы считается положительным, в каком – отрицательным. Введите понятие «плечо силы».
3. Выполните задания 79, 80 [7].
ДЗ. § 31 [3]; задание 78 [7].
Уроки 3/52, 4/53. Условия равновесия рычага. ЛР № 5 «Изучение равновесия рычага под действием приложенных к нему сил»
ЗУ. Ознакомить с условием равновесия рычага; продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Равновесие сил и равенство работ на рычаге. Инструменты, приборы, в которых используется рычаг. Диапроекция с изображением использования рычагов в теле человека.
ОСУ [5]. 1. Рычаг как простой механизм. Условия равновесия рычага: F1/F2 = d2/d1. В справедливости условия равновесия учащиеся убеждаются при выполнении ЛР № 5, описанной в [3]. Оформление см. в задании 82 [7].
2. Обратите внимание на применение (использование) рычагов в технике и быту, в живой природе. Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство рычажных весов, пробочного пресса, щипцов для раскалывания орехов. Рычаги в теле человека.
3. Выполните задания 83–85 [7].
ДЗ. § 32 [3]; задание 81 [7].
Уроки 5/54, 6/55. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия простого механизма
ЗУ. Ввести понятия «простой механизм», «КПД простого механизма», ознакомить с простыми механизмами, продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Набор блоков. Работа сил на наклонной плоскости. КПД простого механизма.
ОСУ [5]. 1. Неподвижный и подвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила механики».
2. Введите понятия «полезная» и «полная» работы, «КПД простого механизма, «наклонная плоскость», её КПД. Выполните экспериментальное задание «Измерение КПД наклонной плоскости» (оформление результатов дано в задании 86 [7]).
3. Выполните задание 87 [7]; решите задачи 1 и 2 после § 33.
ДЗ. § 33 [3]; [7]: задание после § 33; ознакомиться с примером решения задачи; задание 20 на с. 253 учебника.
Урок 7/56. Давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины
ЗУ. Углубить понятие «давление», ознакомить с законом Паскаля, с принципом действия гидравлической машины, продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Передача давления жидкостью. Устройство и действие гидравлического пресса.
ОЭЗ. Брусок деревянный, динамометр, линейка измерительная.
ОСУ [5]. 1. Повторите представления о давлении, полученные в 7-м классе: формула расчёта, единица давления – паскаль (Па) (см. § 4 «Введение»). Используя опыт, познакомьте с особенностями передачи давления жидкостям и газам. Сформулируйте закон Паскаля.
2. Объясните устройство и принцип действия гидравлического пресса, каким образом на прессах получают выигрыш в силе.
3. Выполните экспериментальное задание «Измерение давления твёрдого тела на опору», оформите результаты, как в задании 88 [7].
4. Выполните задания 2 и 3, решите задачи 3–5 после § 34.
ДЗ. § 34 [3]; [7]: задание 1 и вопросы после § 34; задачи 1 и 2 после § 34
Урок 8/57. Гидростатическое давление
ЗУ. Ознакомить с гидростатическим давлением, продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Сила давления на дно сосуда. Давление жидкости на стенки сосуда. Прибор для демонстрации давления в жидкости.
ОЭЗ. Сосуд с жидкостью, линейка измерительная.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, обсудите вопросы: свободная поверхность жидкости; наличие давления внутри жидкости и его возрастание с глубиной; существование давления сверху и снизу; одинаковость давлений на одном и том же уровне по всем направлениям. Ознакомьте с выводом формулы расчёта гидростатического давления, поясните входящие в неё величины.
2. Выполните экспериментальное задание «Измерение давления и силы давления жидкости на дно и стенки сосуда», оформите результаты, как в задании 89 [7].
3. Решите задачи 1–3 после § 35 [7].
ДЗ. § 35 [3]; вопросы к § 35 задание 90 [7]; для любознательных: ознакомиться с материалом «Давление в морских и океанических глубинах».
Урок 9/58. Атмосферное давление
ЗУ. Углубить представления об атмосферном давлении, ознакомить с устройством и принципом действия барометра-анероида, с влиянием атмосферного давления на организм человека, дать первые представления о распределении атмосферного воздуха по высоте над Землёй и характеристиками атмосфер планет Солнечной системы.
Д. Прибор для демонстрации атмосферного давления. Барометр-анероид.
ОСУ [5]. 1. Повторите представления о существовании атмосферного давления, нормальном значении атмосферного давления (см. § 4 «Введение»). Введите понятие «атмосферное давление». Используя табл. 10, познакомьте с зависимостью давления атмосферы от высоты над Землёй. Ознакомьте со способом измерения атмосферного давления, устройством и принципом действия прибора для измерения атмосферного давления.
2. Докажите на примерах влияние повышенного и пониженного давления на организм человека. Убедите в том, что некоторые планеты и спутники планет имеют атмосферы (табл. 11 [3]). Сравните химический состав атмосферы планеты Земля и других планет Солнечной системы.
3. Выполните задания 91 и 92 [7]; решите задачу после § 36.
ДЗ. § 36, вопросы и задания к § 36.
Урок 10/59, 11/60. Закон Архимеда. ЛР № 6 «Измерение выталкивающей силы, действующей на прогружённое в жидкость тело»
ЗУ. Ознакомить с фактом существования и формулой расчёта выталкивающей силы, условиями плавания тел; продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Экспериментальная проверка закона Архимеда.
ОЭЗ. Резиновый шнур, тело, динамометр, сосуд с водой, цилиндр измерительный (мензурка), цилиндр металлический, сосуд с насыщенным раствором поваренной соли.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на результаты выполнения экспериментального задания 93 [7], введите понятие «выталкивающая сила» и обсудите вопрос о направлении и точке приложения этой силы. Выведите формулу расчёта выталкивающей (архимедовой) силы. Ознакомьте с формулировкой закона Архимеда и экспериментально проверьте его справедливость.
2. Выполните ЛР № 6; оформление дано в задании 95 [7].
3. Опираясь на эксперимент, ознакомьте с условиями плавания тел. Выполните задание 97 [7].
4. Для любознательных: устройство ареометра, задание 97 [7].
ДЗ. § 37 [3]; задание 94 [7]; для любознательных: подготовить краткое сообщение об Архимеде.
Урок 12/61. Сообщающиеся сосуды. Водопровод
ЗУ. Ознакомить с условием равновесия жидкостей в сообщающихся сосудах.
Д. Сообщающиеся сосуды. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Устройство и действие водопровода.
ОСУ [5]. 1. Расположение уровней однородной жидкости в сообщающихся сосудах. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов – шлюзы, водопровод. Обсуждение этих вопросов с обязательным иллюстрированием.
2. Выполните задания 99, 100 [7]; решить задачи 1 и 2 § 38.
3. Выполните тренировочный тест или КР 4 по теме «Равновесие тел. Давление» [10].
ДЗ. § 38 [3]; задание 98 [7]; задания из раздела «Проверь себя» [7, с. 88, 89].
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (9 ч)
Урок 1/62. Колебательное движение. Свободные колебания нитяного и пружинного маятников. Характеристики механических колебаний
ЗУ. Ознакомить с примерами колебательных движений; ввести понятие «свободные колебания», ознакомить с основными характеристиками колебаний (амплитуда, период, частота, энергия).
Д. Примеры колебательных движений. Осциллограмма колебаний. Затухание свободных колебаний. Амплитуда свободных колебаний. Частота и период свободных колебаний.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, введите понятие «механические колебания», обсудите свойства, которыми обладают колебательные системы (имеется состояние устойчивого равновесия; после выведения системы из состояния устойчивого равновесия возникает сила, возвращающая систему в это состояние; инертность колеблющегося тела). Продемонстрируйте колебания нитяного и пружинного маятников. Покажите способ записи осциллограммы колебаний. Введите понятие «свободные колебания» и обратите внимание на то, что свободные колебания являются затухающими.
2. Ознакомьте с основными характеристиками колебаний: амплитуда, период, частота, энергия. Анализируя формулы расчёта периода колебаний нитяного и пружинного маятников, подведите к выводу: период колебаний зависит от параметров колебательной системы.
3. Выполните задание 102 [7].
ДЗ. § 39, 40 [3]; задания 101, 104 (п. 3) [7].
Урок 2/63. ЛР № 7 «Изучение колебаний нитяного маятника». Решение задач
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
ОЭЗ. Нить длиной не менее метра, небольшой груз, часы, штатив.
ОСУ. Выполните задания 103, 104 [7]; задание 7 на с. 260 учебника; решите задачи 3–5 после § 40.
ДЗ. Задачи 1, 2, 6 к § 40.
Урок 3/64. Превращение энергии при колебательном движении. Решение задач
ЗУ. Показать применение закона сохранения энергии для свободных механических колебаний.
Д. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний.
ОСУ [5]. 1. Повторите понятия и законы – «энергия», «потенциальная» и «кинетическая» энергии, закон сохранения механической энергии. Убедите, что в отсутствие сил трения максимальное значение потенциальной энергии равно максимальному значению кинетической энергии: зависимость энергии колеблющегося тела от квадрата амплитуды координаты (или квадрата амплитуды скорости колебаний).
2. Выполните экспериментальное задание «Измерение полной энергии и максимальной скорости тела, колеблющегося на пружине», оформите результаты так, как в задании 105 [7].
3. Выполните задание 106 [7].
ДЗ. § 41 [3]; задания 1, 2 к § 41; задачи 1 и 2 к § 41.
Урок 4/65. Вынужденные колебания. Механический резонанс и его роль в технике*
ЗУ. Выявить условия возникновения вынужденных колебаний; условия возникновения резонанса.
Д. Примеры вынужденных колебаний. Амплитуда вынужденных колебаний. Явление резонанса. Способы устранения резонансных колебаний.
ОСУ [5]. Опираясь на демонстрационный эксперимент, покажите, что вынужденные колебания возникают в результате непрерывного действия на систему периодической силы; амплитуда вынужденных колебаний зависит от амплитуды вынуждающей силы, трения системы, частоты вынужденных колебаний; условия возникновения резонанса; способы устранений резонансных колебаний. Часть урока посвятите обсуждению вопроса о применении резонанса и борьбе с ним.
ДЗ. § 42 [3]; вопросы к § 42.
Урок 5/66. Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны. Характеристики волн
ЗУ. Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде; ознакомить с основными характеристиками волн.
Д. Машина волновая. Наблюдение поперечных волн. Наблюдение продольных волн.
ОЭЗ. Сосуд с водой, пипетка, спичка без головки.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «волна». Используя демонстрационный эксперимент, покажите распространение колебаний в среде. Покажите, что знания об особенностях сил взаимодействия между частицами позволяют объяснить механизм возникновения продольной и поперечной волн.
2. Характеристики волн: скорость распространения, длина волны, частота волны, энергия волны (как энергия распространяющихся колебаний). Формула связи скорости распространения и длины волны. Обратите внимание на различную скорость распространения поперечных и продольных волн. Свойства волн: отражение и преломление. Целесообразно обратить внимание школьников на использование продольных и поперечных волн в исследовании внутреннего строения Земли.
3. Выполните экспериментальное задание «Наблюдение за распространением волн на поверхности» (с. 230 учебника; задания 108, 109 [7].
4. Решите задачи 3 и 4 к § 44.
ДЗ. § 43, 44 [3]; вопросы к § 43, 44; задания 1 и 2 к § 44; задание 107 1[7].
Урок 6/67. Звуковые волны. Скорость звука
ЗУ. Сформировать представления о звуке, ввести характеристику звука – скорость звука.
Д. Источники звука. Приёмники звука. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний. Характеристики звука.
ОСУ. 1. Опираясь на демонстрационный эксперимент, дайте представления о возникновении и восприятии звуковых волн; объясните процесс распространения звука (наличие источника звука, передающей среды и приёмника звука); обратите внимание на то, что звуковые волны – продольные.
2. Познакомьте с формулой расчёта скорости звука, поясните входящие в неё величины. Используя табл. 12 [3], сравните скорость распространения звука в различных средах.
3. Выполните задания к § 45; решите задачи 2 и 3 к § 45.
ДЗ. § 45 [3]; вопросы и задания к § 45; задача 1 к § 45; задания из рубрики «Проверь себя» на с. 95 [7].
Урок 7/68. Высота и громкость звука. Эффект Доплера. Шум
ЗУ. Ввести понятия «высота звука», «тембр звука», «громкость звука»; объяснить различие понятий «музыкальный звук» и «шум».
Д. Звучание камертона. Отскакивание шарика от звучащего камертона.
ОСУ [5]. 1. Используя демонстрационный эксперимент, введите характеристики звука: высота тона и громкость. Изменение тона звука связано с эффектом Доплера – изменением частоты колебаний, воспринимаемых наблюдателем, при движении источника колебаний и наблюдателя относительно друг друга. Возникновение эффекта Доплера поясните на примерах: изменение тона звука обгоняющего нас гудящего поезда или пролетающего самолёта. В классах с хорошей подготовкой учащихся можно ознакомить с формулой изменения частоты при удалении и приближении источника звука. Проанализируйте диаграмму слышимости звуков (рис. 246 учебника).
2. Введите представления о музыкальных звуках, чистом тоне. Ознакомьте с устройством и принципом действия камертона. Обратите внимание на то, что везде в мире для настройки музыкальных инструментов принят камертон, частота колебаний ножек которого 440 Гц, что соответствует звуку «ля» первой октавы. Обратите внимание на содержание материала «Шум и его влияние на организм человека».
3. Одно из свойств звуковых волн – отражение звука. Объясните применение этого свойства в медицине и технике.
4. Выполните задания к § 46.
ДЗ. § 46 [3]; вопросы к § 46; для любознательных: подготовить краткие сообщения о Х.Доплере, А.Белле; задания 23–27 на с. 254, 255 учебника.
Урок 8/69. Повторительно-обобщающий урок
ЗУ. Систематизировать материал раздела «Механика».
ОСУ [5]. Обратите внимание на то, что механика изучает движение и взаимодействие тел. Признак механического движения – изменение положения тела (или частей тела) в пространстве относительно других тел, условно принимаемых за неподвижные. Признак взаимодействия тел в инерциальных системах отсчёта – изменение скорости тел или их деформация. Физические величины, характеризующие движение: скорость, импульс, кинетическая энергия. Физические величины, характеризующие взаимодействие тел: сила, энергия взаимодействия (потенциальная энергия), численное значение которой зависит от выбора нулевого уровня потенциальной энергии.
2. Обсудите схему:
3. Заполните таблицу «Классификация сил»
4. Заполните таблицу «Законы сохранения в механике»
Урок 9/70. КР № 5 по разделу «Механика»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по разделу «Механика».
ОСУ. Итоговая КР [10].
_____________________________
*Здесь и далее: материал, который подлежит изучению, но не входит в текущий и итоговый контроль знаний.