Принятые обозначения и сокращения: Д – демонстрации; ДЗ – домашнее задание; ЗУ – задачи урока; ОСУ – основное содержание урока; ОЭЗ – оборудование для экспериментальных заданий; ЭЗ – экспериментальные задания.
ВВЕДЕНИЕ (9 ч + 2 ч практикум по решению задач + 2 ч резерв)
Урок 1/1. Человек – часть Вселенной. Общая картина Вселенной
ЗУ. Показать, что человек – часть Вселенной; ознакомить с влиянием человека на окружающую среду; дать представление об общей картине Вселенной.
Д. Модель планетной системы, слайды или таблицы «Строение Солнечной системы», «Планеты», «Кометы», «Звёздные скопления», «Туманности», «Галактики».
ОСУ [5]. 1. Обратите внимание учащихся на то, что происхождение человека, особенности, которыми он обладает, связаны с физическими условиями и законами, проявляющимися на Земле; человек – объект природы; человек – субъект познания; человек – член сообщества себе подобных. На примерах покажите влияние, оказываемое человеком на окружающую среду: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу.
2. При обсуждении строения Солнечной системы желательно обратить внимание на то, что Солнце – ближайшая к нам звезда – центральное тело Солнечной системы – и «управляет» движением всех остальных тел (планет, астероидов, комет и др.); Солнце оказывает существенное воздействие на явления, происходящие на Земле; Земля – рядовая планета Солнечной системы; Луна – естественный спутник Земли; Солнечная система входит в состав нашей Галактики (наша Галактика и место в ней Солнца).
3. Используя фотографию галактики из туманности Андромеды (рис. 1 [2] или слайд), а также схематический рисунок галактики из видеофильма (плаката, слайда) «Галактики» дайте первые представления о строении нашей Галактики, её составе (звёзды, скопления звёзд, туманности, межзвёздный газ, межзвёздная пыль).
4. Анализируя рис. 1 [2], дайте представление о масштабах Вселенной. Обсудите задания 3, 5 [6].
ДЗ. § 1 [2] (Человек – часть Вселенной. Общая картина Вселенной); задания 2, 3 к § 1; 2, 4 [6].
Урок 2/2. Мир физики и астрономии
ЗУ. Дать представление о том, что изучают физика и астрономия как фундаментальные науки; ознакомить с основными задачами этих наук.
Д. Явления (механические – падение тел, колебательное движение нитяного и пружинного маятников; тепловые – расширение тел (жидкости); световые – отражение и преломление света, разложение белого света в спектр; звуковые – звучание камертона; электрические и магнитные – электризация тел, взаимодействие заряженных тел и магнитов; тепловое, магнитное и химическое действия тока).
ОСУ [5]. 1. С целью актуализации знаний обсудите задание 1 [6] (смысл слов «Вселенная», «материя», «вещество»).
2. Введите понятие «явление». Покажите разнообразные явления: механические, тепловые, световые, электрические и магнитные.
3. Обсудите основные задачи физики и астрономии как фундаментальных наук (не требуя от учащихся их воспроизведения). К этим задачам необходимо обращаться в течение всего курса физики, иллюстрируя конкретными примерами.
ДЗ. § 1 [2] (Что изучают физика и астрономия. Физика и астрономия как фундаментальные науки о природе); вопросы к § 1; для любознательных: подготовить краткое сообщение об Аристотеле.
Урок 3/3. Методы изучения природных явлений в физике и астрономии
ЗУ. Ознакомить с основными методами изучения природы, используемыми в физике и астрономии; показать связь физики с другими науками.
Д. Падение тел (или взаимодействие заряженных тел), измерение температуры (или размеров тел с помощью измерительной линейки), модели атомов или молекул, глобус Земли (и/или Луны).
ОСУ [5]. 1. Введите понятия «опыт», «эксперимент», «метод», «гипотеза», «модель». Обсудите суть методов познания природы – наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, – сопровождая демонстрациями: наблюдение падения тел (или взаимодействие заряженных тел), измерение температуры (или размеров тел с помощью измерительной линейки), моделирование (модели атомов или молекул, глобус – модель Земли, модель Луны).
2. Ознакомьте с научным методом познания: первый этап – накопление фактов; второй этап – формулируется гипотеза о связях или родстве изучаемых явлений, их механизме и скрытых особенностях участвующих в них тел; третий этап – этап выявления следствий; четвёртый этап – экспериментальная проверка следствий. (На данном уроке следует только познакомить учащихся со схемой процесса познания, детально она будет разъясняться на конкретных примерах в дальнейшем. Важно обратить внимание школьников на то, что в физике и астрономии сочетаются как теоретические, так и экспериментальные методы изучения природы. Целесообразно обратить внимание на то, что в астрономии основные методы – наблюдение, анализ различных видов космического излучения.)
3. Ознакомьте учащихся с работами Аристотеля и Галилея. Используя § 2, раскройте смысл утверждения «Математика – язык физики и астрономии»; покажите связь физики с другими науками (биологией, химией, географией, астрономией), с техникой.
4. Обсудите и выполните задания № 7, 8 [6].
ДЗ. § 2 [2]; вопросы и задание к § 2; задание 1 (понятия «явление», «опыт», «эксперимент», «гипотеза», «модель») [6]; для любознательных: подготовить краткое сообщение о Галилее.
Урок 4/4. Физические и астрономические величины
ЗУ. Ознакомить с метрической системой мер; ввести понятия «эталон массы» (килограмм), «эталон длины» (метр); дать первые представления о Международной системе единиц; ознакомить с астрономическими эталонами физических величин.
Д. Весы учебные с гирями, линейки измерительные.
ОЭЗ. Рычажные весы, набор гирь, цилиндр, брусок, тело неправильной формы.
ОСУ [5]. 1. Начните урок с обсуждения старых русских единиц физических величин: аршин, сажень, пядь и др.; карат, пуд, куль и др. Расскажите о метрической системе мер. Обратите внимание на введение эталонов килограмма, метра, секунды.
2. Обсудите и выполните задание 10 [6].
3. Выполните экспериментальное задание 17 [6], предварительно обратив внимание на правила взвешивания тел (с. 18 [2]).
ДЗ. § 3 [2]; вопросы к § 3; задания 9, 11 [6].
Урок 5/5. Плотность вещества
ЗУ. Актуализировать понятие «вещество». Ввести понятие «плотность вещества»; ознакомить с формулой расчёта плотности и её единицей, с правилом оформления задач.
ОСУ [5]. 1. Дайте формулировку плотности вещества, запишите формулу расчёта плотности и поясните входящие в неё величины. Введите единицы плотности – кг/м3 и г/см3. Запишите и поясните связь между ними.
2. Потренируйте школьников в определении физического смысла плотности вещества, используя табл. 1 [2]. Обратите внимание на разницу в значениях плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.
3. Обсудите качественные вопросы: сравните объёмы тел равной массы, состоящих из разных веществ, например, деревянного и железного (медного, свинцового) кубиков; сравните объёмы равных масс воды и керосина (дистиллированной воды и нефти и т.п.).
4. Решите задачу 1 к § 4. Обсудите правила оформления задач.
ДЗ. § 4 [2] (Плотность вещества); вопросы 1, 2 к § 4; задания 13, 15 [6].
Урок 6/6. Решение задач
ЗУ. Потренировать в решении задач на использование формулы расчёта плотности вещества и табличных данных.
ОСУ [5]. 1. Обсудите ответы на задание 14 [6]. Решите задачи 2, 3 к § 4. (С методологической точки зрения важно обратить внимание школьников на материал для любознательных «Масштабы физических величин»: расстояние-радиус, возраст Вселенной и человека, масса объектов окружающего мира, плотность вещества, – указав на то, что числовые параметры человека находятся в середине огромного диапазона характеристик микро- и макромира.) Познакомьте учащихся с Приложениями 1, 2 учебника: «Приставки СИ и множители для образования кратных и дольных единиц», «Запись больших и малых чисел».
ДЗ. § 4 [2] (Плотность вещества); задания 16, 17 [6].
Урок 7/7. Основные понятия: взаимодействие тел, сила, давление, работа и энергия
ЗУ. Дать первые представления об основных естественнонаучных понятиях (взаимодействие, сила, работа, энергия).
Д. Динамометры лабораторные (на 1 и 4 Н), динамометр демонстрационный, барометр-анероид.
ОЭЗ. Лабораторный динамометр, набор грузов по механике.
ОСУ [5]. 1. Используя разнообразные примеры, подведите учащихся к выводу, что влияние тел друг на друга – взаимодействие. Для характеристики взаимодействия тел введена особая величина – сила. Введите обозначение силы, единицу силы – ньютон (сила, действующая на тело массой 102 г), – прибор для измерения силы – динамометр. Сила, с которой Земля притягивает все тела, находящиеся на ней или вблизи неё, – сила тяжести.
2. Ознакомьте с понятием «давление». Запишите формулу для расчёта давления и поясните входящие в неё величины. (На данном этапе запоминать эту формулу и решать задачи с её использованием не надо.) Важно, чтобы ученики поняли, что воздушная оболочка Земли (атмосфера) притягивается к Земле и оказывает на её поверхность давление – атмосферное. Покажите прибор для измерения атмосферного давления – барометр-анероид. Введите единицу давления – паскаль, – познакомьте со значением нормального атмосферного давления (105 Па).
3. Введите понятие «работа силы». На данном этапе учащимся запоминать формулу для расчёта работы не надо. Важно понять, что если под действием силы тело перемещается, то при этом совершается работа. Единица работы в СИ – джоуль.
4. Способность тела совершить работу – энергия. Различают два вида энергии – потенциальную и кинетическую. Качественно поясните зависимость потенциальной энергии от массы тела и высоты, на которую поднято тело над землёй; зависимость кинетической энергии от массы тела и скорости его движения. Обратите внимание на то, что тело может обладать одновременно и потенциальной, и кинетической энергией, а также на то, что один вид энергии может превращаться в другой вид энергии.
5. Целесообразно систематизировать материал об основных понятиях в виде схемы.
ДЗ. § 4 [2]; вопросы 3–10 к § 4; для любознательных: подготовить краткие сообщения о Ньютоне, Паскале, Джоуле.
Урок 8/8. Роль измерений в физике и астрономии
ЗУ. Ознакомить с понятиями «прямые измерения», «косвенные измерения», «инструментальная погрешность», «нижний» и «верхний» пределы измерения, цена деления
ОЭЗ. Измерительный цилиндр (мензурка), термометр, динамометр, измерительная линейка, барометр-анероид.
ОСУ [5]. 1. Введите понятия «прямое измерение», «косвенное измерение», «погрешность измерения», «инструментальная (приборная) погрешность измерения». Особое внимание обратите на то, что никакое измерение не может быть выполнено абсолютно точно; при каждом измерении вносится приборная или инструментальная погрешность. На примере любого измерительного прибора покажите, как определяется его инструментальная погрешность, как записывается результат измерений с учётом инструментальной погрешности прибора.
2. Используя барометр-анероид, определите и запишите значение атмосферного давления. Обсудите вопрос о том, какое давление считается нормальным атмосферным давлением. Потренируйте учащихся в переводе единиц физических величин из мм рт.ст. в Па и наоборот.
3. Расскажите об особенностях астрономических измерений.
ДЗ. § 5 [2]; вопросы 1–3 к § 5; задание 2 к § 5.
Урок 9/9. ЛР № 1 «Определение цены деления и инструментальной погрешности измерительного прибора»
ЗУ. Продолжить формирование умений определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления и инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результат измерений с учётом инструментальной погрешности прибора.
ОЭЗ. Мензурка (или другой измерительный цилиндр), термометр, стакан с водой, динамометр, набор грузов; измерительная линейка.
ОСУ. Выполните все задания описания ЛР № 1 и оформите их, как показано в задании № 21 [6].
ДЗ. Задания 2–5 к § 5 [2].
Урок 10/10. ЛР № 2 «Измерение объёмов различных тел»
ЗУ. Сформировать умения определять объём тела прямым и косвенным способами, записывать результат измерений.
ОЭЗ. Измерительный цилиндр (мензурка), тело (металлический шарик или цилиндр, фарфоровый ролик, кусок металла и др.), нить, брусок в виде параллелепипеда (металлический, пластмассовый или деревянный), измерительная линейка.
ОСУ [5]. Выполните ЛР № 2 в двух вариантах по своему усмотрению: либо все учащиеся выполняют оба варианта работы, либо одна группа выполняет «Измерение объёма тела прямым способом», а вторая – «Измерение объёма тела косвенным способом». Оформление целесообразно выполнить, как описано в задании 22 [6].
ДЗ. Задания 18–20 [6]; повторить § 4 [2] «Плотность вещества», с. 19, 20.
Урок 11/11. ЛР № 3 «Измерение плотности твёрдого тела»
ЗУ. Актуализировать знания учащихся о плотности как характеристике вещества; сформировать умения определять плотность вещества по результатам измерения массы и объёма тела, пользоваться табличными данными.
ОЭЗ. Мензурка (или другой измерительный цилиндр), твёрдое тело (цилиндр, брусок и др.), подвешенное на нити; рычажные весы; набор гирь.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания о плотности вещества: что характеризует плотность вещества; формула для расчёта плотности: = m/V; единицы плотности: г/см3, кг/м3; связь между единицами: 1 г/см3 = 1000 кг/м3. Обсудите физический смысл некоторых табличных данных.
2. Повторите правила взвешивания тела с помощью рычажных весов. Дайте инструкцию по выполнению лабораторной работы.
Оформление ЛР – по заданию № 23 [6].
ДЗ. Задания 2, 3 на с. 33 [2]; экспериментальные задания 1, 2 на с. 33, 34 [2].
Урок 12/12. Повторительно-обобщающий урок по «Введению»
ЗУ. Cистематизировать учебный материал.
ОСУ [5]. 1. Обсудите теоретические вопросы: основные задачи физики и астрономии, методы изучения природы, основные понятия и величины, эталоны физических величин.
2. Выполните экспериментальные задания 3–5 на с. 34 учебника и обсудите результаты экспериментов.
3. Для любознательных: экспериментальное задание 24 «Измерение плотности жидкости» [6].
ДЗ. Задания 1–9 из рубрики «Проверь себя» [6].
Урок 13/13. КР № 1 по «Введению»
ЗУ. Проверить усвоение умений определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления и инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результат измерений, переводить единицы измерений физических величин.
ОСУ. КР № 1 [9]. Целесообразно сочетать теоретические задания с экспериментальными. Например, выполнить задания из карточек 1 (вариант 1) и 3 (вариант 2). Сочетания задаёт учитель.
Тепловое движение. Строение и свойства тел (30 ч + 5 ч практикум по решению задач + 2 ч резерв)
Урок 1/14. Что изучает молекулярная физика. Атомы и молекулы
ЗУ. Oзнакомить с гипотезами строения вещества, двумя методами изучения вещества в молекулярной физике и термодинамике.
Д. Модели молекул разных веществ.
ОСУ [5]. Что изучает молекулярная физика? Методы изучения вещества: молекулярно-кинетический и термодинамический. Строение атомов и молекул. (Целесообразно ознакомить школьников с гипотезами строения вещества Демокрита и Гассенди, обратив внимание на то, что их атомно-молекулярные модели строения вещества – упрощённые.)
ДЗ. § 6, 7 [2] (Строение атома); вопросы к § 6; задания к § 7 [2]; задания 25–27 [6].
Урок 2/15. Размеры и масса атомов (молекул)
ЗУ. Ознакомить с порядком линейных размеров и масс атомов (молекул).
Д. Слайды с изображениями молекул разных веществ, оценка размеров и массы молекулы.
ОСУ [5]. Знакомство с размерами и массой частиц целесообразно начать с демонстрационного эксперимента. На примере образования тонкой плёнки 0,5%-ного раствора олеиновой кислоты в спирте (рис. 17 [2]) покажите, как рассчитать диаметр молекулы олеиновой кислоты. (Материал даётся в ознакомительном плане, без требования воспроизведения расчёта.) Введите внесистемные единицы длины – ангстрем и микрометр. На основе анализа табл. 2, 4 учебника учащиеся могут сделать вывод о порядке диаметра и массы молекул (атомов) разных веществ.
С помощью рис. 18–20 учебника (или слайдов с изображением молекулы ДНК; молекулы одного из ферментов, действующих в живом организме; молекулы РНК вируса табачной мозаики) убедите школьников в том, что атомы и молекулы можно увидеть с помощью электронных и туннельных микроскопов (покажите слайд с электронным микроскопом). Предложите собрать модели разных молекул, используя «Набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул».
ДЗ. § 7 [2]; вопросы к § 7; задания 28–30 [6].
Урок 3/16. Взаимодействие частиц вещества
ЗУ. Ознакомить с особенностями взаимодействия частиц вещества.
Д. Сцепление свинцовых цилиндров. Прилипание стеклянной пластинки к воде и керосину.
ОЭЗ. Две парафиновые свечи, спиртовка (или другой нагреватель), две одинаковые стеклянные пластинки, пипетка, сосуд с водой.
ОСУ [5]. 1. На основе демонстраций и выполнения экспериментальных заданий № 1–2 к § 8 учащиеся могут сделать вывод о существовании сил притяжения между частицами. Объясните особенности взаимодействия атомов в молекуле: силы притяжения и отталкивания действуют одновременно; значение силы притяжения и отталкивания (равнодействующая сил взаимодействия) зависит от расстояния между частицами; природа сил притяжения и отталкивания – электромагнитная; силы притяжения и отталкивания – короткодействующие; величина сил взаимодействия не зависит от общего числа частиц в веществе.
2. Выполните экспериментальные задания 1–3 к § 8. Обсудите ответы на задания 1, 2 к § 8.
ДЗ. § 8 [2]; вопросы к § 8; задания 31–33 [6].
Урок 4/17. Диффузия
ЗУ. Ознакомить с фактом, подтверждающим непрерывное хаотическое движение частиц вещества, объяснить причину диффузии.
Д. Диффузия паров брома в воздухе, насыщенного раствора медного купороса в дистиллированной воде, газов через пористую перегородку. Видеофрагмент «Диффузия».
ОЭЗ. Три пробирки (одна с ватой, смоченной одеколоном, другая с кристалликами марганцовки, третья с водой), лист бумаги.
ОСУ [5]. Диффузия служит доказательством непрерывного хаотического движения частиц вещества. Она характерна для газов, жидкостей и твёрдых тел, но скорость её протекания различна. Опираясь на демонстрацию диффузии через пористую перегородку (диффузию водорода и углекислого газа в воздухе), объясните роль осмоса в жизнедеятельности человека, животных и растений. Выполните задание 35 [6], обсудите его результаты. Выполните экспериментальное задание 36 [6].
ДЗ. § 9 [2]; вопросы к § 9; задания 34, 37, 38, [6].
Урок 5/18. Броуновское движение
ЗУ. Ознакомить с фактом, подтверждающим существование частиц вещества и их непрерывное хаотическое движение; объяснить причину броуновского движения.
Д. Механическая модель броуновского движения. Слайды «Фотографии броуновских частиц», «Броуновское движение» из набора диапозитивов.
ОСУ [5]. 1. Броуновское движение – результат теплового движения частиц среды, – служит доказательством существования частиц вещества и их непрерывного хаотического движения. Опыт Перрена – в ознакомительном плане как экспериментальное исследование броуновского движения. (Учащиеся должны понять сходство и различие между диффузией и броуновским движением.)
2. Обсудите вопросы 1, 2 к § 10.
ДЗ. § 10 [2]; задания к § 10 [2], 39–41 [6].
Урок 6/19. Скорость теплового движения частиц. Основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества
ЗУ. Ввести понятие «тепловое движение частиц», дать представление о распределении молекул по скоростям, ознакомить с экспериментальным определением скорости теплового движения частиц газа, сформулировать и обосновать основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.
Д. Показ слайдов из комплекта диапозитивов по молекулярной физике.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «тепловое движение частиц» – беспорядочное движение большой совокупности частиц, из которых состоят тела. Экспериментальное определение скорости теплового движения частиц газа (опыт Штерна) целесообразно рассмотреть в следующей последовательности: цель опыта – прямое измерение скоростей теплового движения атомов серебра; схема установки (рис. 27 [2]); условия осуществления опыта (в системе создаётся вакуум, поддерживается постоянная температура и скорость вращения); ход опыта, его краткое описание; наблюдаемый результат (его интерпретация) – полоска атомов серебра неоднородна по толщине и размыта по краям.
2. На основе систематизации материала о взаимодействии частиц вещества, явлении диффузии, броуновского движения перейдите к формулировке основных положений атомно-молекулярного учения о строении вещества.
3. Обсудите ответы на вопросы 4, 5 к § 11 [2].
ДЗ. § 11 [2]; вопросы 1–3 к § 11; задания 42–45 [6].
Урок 7/20. Температура. Термометр
ЗУ. Ввести понятия «внутренняя энергия», «температура», «тепловое равновесие»; ознакомить с устройством жидкостного термометра, с разнообразием термометров; научить определять предел измерения и инструментальную погрешность термометра.
Д. Термометры демонстрационные и лабораторные.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания из «Введения»: энергия, виды энергии, преобразования одного вида энергии в другой (на примерах). Введите понятие «внутренняя энергия»; дайте первые представления о связи температуры и кинетической энергии хаотического движения частиц вещества. На примерах покажите, что температура характеризует состояние теплового равновесия системы тел (тела).
2. Ознакомьте с обозначением температуры, со шкалой Цельсия, наименованием величины. Объясните, как пользоваться термометром, как определить нижний и верхний пределы измерения температуры, инструментальную погрешность термометра.
3. Выполните задание № 48 [6] и обсудите результаты. Выполните и обсудите задание 1 к § 12.
ДЗ. § 12 [2]; задания 45–47 [6].
Урок 8/21. ЛР № 4 «Измерение температуры»
ЗУ. Сформировать умение измерять температуру жидкости, записывать результаты измерений и делать выводы на основе измерений.
ОЭЗ. Лабораторный термометр, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.
ОСУ [5]. Используя описание ЛР (§ 12), выполните задания и оформите по примеру задания 49 [6]. Выполните и обсудите задания 4 к § 12 и 50 [6].
ДЗ. Вопросы и задание 3 к § 12 [2].
Уроки 9/22, 10/23. Вещество во Вселенной
ЗУ. Обсудить вопрос о состоянии вещества на Земле как космическом теле; обратить внимание на то, что газ – основное состояние вещества во Вселенной.
Д. Слайды или фрагменты из видеофильмов «Планета Земля», «Звёзды и межзвёздная среда», фрагменты интерактивного курса «Открытая астрономия».
ОСУ [5]. 1. Используя рис. 31 (слайд или фрагменты из видеофильма «Планета Земля»), обсудите вопрос о внутреннем строении Земли. Дайте представление о причине сохранения воздушной оболочки Земли. Газ – основное состояние вещества во Вселенной (примерно 98–99%), твёрдого вещества не более 1–2% (межзвёздная пыль и тела типа планет), жидкого – ещё меньше. Газ сосредоточен в основном в звёздах. Пространство между звёздами заполнено разреженным газом. Газ образует облака нейтрального водорода, холодные и плотные облака молекулярного водорода – газовые туманности. Покажите слайды с различными туманностями.
2. Выполните задание к § 13, обсудив ответы на вопросы к нему. Повторите и обобщите материал, используя тестовые задания, а также кроссворд из раздела «Проверь себя» [6, с. 28, 29].
ДЗ. § 13 [2]; вопросы к § 13; задания 51–54 [6].
Урок 11/24. Свойства газов. Применение свойств газов
ЗУ. Ознакомить с основными признаками газообразного состояния вещества, со свойствами газов, с применением этих свойств в различных технических устройствах и в быту.
Д. Раздувание резинового шара под колоколом воздушного насоса. Увеличение давления газа при его нагревании.
ОЭЗ. Прозрачный цилиндр или медицинский шприц, стеклянная трубка с поршнем, затянутая тонкой резиновой плёнкой.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный и фронтальный эксперименты, объясните на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества основные свойства газов: вещества в газообразном состоянии не сохраняют ни формы, ни объёма; газы могут неограниченно расширяться; газ оказывает давление на стенки сосуда по всем направлениям одинаково; газы легко сжимаемы и упруги.
2. Выполните задание после подзаголовка «Свойства газов» [2, с. 65].
3. Рассмотрите применение свойств газов в технике и в быту.
ДЗ. § 14 [2]; вопросы 1, 2, 4, 5 к § 14; задание 55 [6].
Урок 12/25. Свойства жидкостей
ЗУ. Ознакомить со свойствами жидкости, с особенностями теплового движения молекул в жидкости, с особенностями теплового расширения воды.
Д. Тепловое расширение воды. Наблюдение плохой теплопроводности воды. Изменение формы жидкости.
ОЭЗ. Стеклянная трубка с поршнем или медицинский шприц, сосуд с водой.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на демонстрационный и лабораторный эксперименты, ознакомьте с основными свойствами жидкости: сохраняет занимаемый ею объём, но легко меняет свою форму; плохо сжимается. Плохую сжимаемость жидкостей учащиеся могут наблюдать во фронтальном эксперименте, описанном на с. 67 учебника.
2. Особенностями теплового движения объясняется особое свойство жидкостей – текучесть.
3. На основе демонстрационного эксперимента ознакомьте учащихся с тепловым расширением воды (это используется в жидкостных термометрах); с особенностями теплового расширения воды (сжатие при нагревании от 0 до 4 °С и расширение при охлаждении от 4 °С до 0); наибольшая плотность воды при 4 °С; вода – плохой проводник тепла.
3. Обсудите и выполните задание к § 15.
ДЗ. § 15 [2]; вопросы к § 15; задание 56 [6].
Урок 13/26. Поверхностное натяжение жидкостей*
ЗУ. Ознакомить с особенностями «поведения» молекул в поверхностном слое жидкости, ввести понятие «поверхностное натяжение», ознакомить с методом измерения поверхностного натяжения.
Д. Измерение поверхностного натяжения методом отрыва петли.
ОЭЗ. Динамометр, сосуд с водой, проволочная петля; проволочные каркасы разной конфигурации, стакан с мыльным раствором и игла.
ОСУ [5]. 1. Объясните «поведение» молекул вблизи поверхности и внутри жидкости (рис. 44, § 16 учебника). Выполните экспериментальное задание «Образование мыльных плёнок на каркасах». Оформите результаты, как в задании 57, п. 3 [6]. Для измерения поверхностного натяжения используйте динамометр ДПН из набора по физическому практикуму. Используя проволочные петли разной длины, снимайте и записывайте значения силы поверхностного натяжения. На основе экспериментальных данных сравните отношения F/l.
2. Введя единицы поверхностного натяжения, потренируйте учащихся в определении физического смысла поверхностного натяжения различных жидкостей (табл. 7 учебника).
3. Выполните и обсудите задания 3, 4 к § 16.
ДЗ. § 16 [2]; задания № 1, 2 к § 16; задание 57 (п. 1, 2) [6].
Урок 14/27. ЛР № 5 «Изменение поверхностного натяжения воды»*
ЗУ. Пронаблюдать изменение поверхностного натяжения жидкости; продолжить формирование умений формулировать гипотезу и проверять её экспериментально.
ОЭЗ. Три кристаллизатора, сосуд с дистиллированной водой, мыльный раствор, раствор сахара в воде, две чистые пипетки, две тонкие лучинки (спички без головки), пробирка с натёртой пробкой.
ОСУ [5]. Оформите результаты эксперимента так, как в задании 58 [6].
ДЗ. § 16 [2]; экспериментальные задания 1, 2 к § 16.
Уроки 15/28, 16/29. Капиллярность. ЛР № 6 «Наблюдение капиллярного поднятия жидкости». Значение поверхностного натяжения в природе, технике и быту*
ЗУ. Ознакомить с одним из проявлений поверхностного натяжения жидкости; ввести понятия «смачивание» и «несмачивание»; объяснить на основе атомно-молекулярного учения капиллярный подъём и опускание жидкости; продолжить формирование умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Д. Явление смачивания и несмачивания твёрдого тела жидкостью. Набор капилляров. Подъём жидкости в капиллярных трубках.
ОЭЗ. Высокий стакан с подкрашенной водой, две чистые стеклянные трубки с внутренним каналом разного диаметра, две стеклянные пластинки одинакового размера, спичка без головки.
ОСУ [5]. 1. Покажите подъём и опускание жидкости в капиллярных трубках, введите понятия «капилляр», «мениск». Объясните капиллярный подъём и опускание жидкости на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества.
2. Выполните ЛР «Наблюдение капиллярного подъёма жидкости» (с. 74 учебника). Оформите результаты эксперимента, как в задании 59 [6].
3. Обоснуйте значение смачивания и несмачивания, капиллярности в быту, технике, в природе, в жизни живых организмов; покажите роль поверхностно-активных веществ в повышении или понижении поверхностного натяжения жидкости.
ДЗ. § 17, 18 [2]; вопросы к ним; экспериментальные задания к § 17, 18.
Урок 17/30. Испарение и конденсация
ЗУ. Объяснить процессы испарения и конденсации на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества; ввести понятия «испарение», «конденсация», продолжить формирование экспериментальных умений.
Д. Конденсация водяного пара.
ОЭЗ. Два термометра, вата (или марля), пипетка, сосуд с жидкостью.
ОСУ [5]. 1. Объясните процесс испарения на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества. При этом целесообразно обратить внимание на то, что испарение нельзя отнести к процессу превращения вещества, оно не приводит к образованию новых веществ; при испарении жидкость охлаждается, т.к. из жидкости высвобождаются молекулы, обладающие большей энергией.
2. Используя демонстрацию «Конденсация водяного пара», объясните процесс конденсации на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества. Обратите внимание школьников на то, что процесс конденсации сопровождается выделением энергии; процессы испарения и конденсации происходят одновременно: какая-то часть молекул покидает жидкость, какая-то часть возвращается в неё.
ДЗ. § 19 [2] (до «Истечение газа из атмосфер звёзд и планет»); задание 1 к § 19 (оформить, как в задании 54 [6]); задание 60 [6].
Урок 18/31. ЛР № 7 «Зависимость испарения жидкости от различных факторов»
ЗУ. Продолжить формирование умений проводить эксперимент, делать анализ и обобщение.
ОЭЗ. Два предметных стекла, стеклянная палочка, пробирки с жидкостью (водой, спиртом, одеколоном, валериановыми каплями и др.), две пипетки, спиртовка (свеча), бумажный веер, спички.
ОСУ [5]. Оформите результаты эксперимента, как в задании 61 [6]. Для любознательных: экспериментальное задание 62 [6].
ДЗ. § 19 [2] (до «Истечение газа из атмосфер звёзд и планет»); задания 2–4 к § 19 (с. 84).
Урок 19/32. Испарение в природе
ЗУ. Ознакомить с проявлением испарения на космических объектах.
Д. Слайды с изображением солнечной короны, планетарных туманностей, комет. Кадры из видеофильма «Малые тела Солнечной системы». Иллюстрации из интерактивного курса «Открытая астрономия».
ОСУ [5]. Испарение – распространённое природное явление. Учащиеся должны узнать, что:
– из внешних слоёв атмосфер звёзд и планет происходит истечение газа в окружающее пространство. Особенность: истечение частиц происходит не с поверхности жидкости, а из внешних и более разреженных газовых оболочек звёзд или планет;
– образование солнечного ветра – истечение (испарение) ионизованного газа из солнечной короны;
– испарение вещества ядра кометы – причина образования хвоста кометы. Рассмотрите строение кометы: ядро, голова, хвост; обратите внимание на состав ядра кометы, изменение размеров хвоста с приближением кометы к Солнцу и удалением от него.
ДЗ. § 19 [2]; задание 63 [6].
Урок 20/33. Значение испарения в жизни живых организмов, технике и быту
ЗУ. Углубить знания о значении испарения в технике и быту, жизни живых организмов.
Д. Испарение воды растениями.
ОСУ [5]. Обсудите важную роль испарения в жизни живых организмов (в частности, для терморегуляции), в быту и технике. Обсудите ответы на вопросы к § 20.
ДЗ. § 20 [2]; задание 65 [6].
Уроки 21/34–23/36. Влажность воздуха
ЗУ. Ввести понятия «насыщенный пар», «давление насыщенного пара», «парциальное давление», «относительная влажность воздуха»; ознакомить с устройством и принципом действия психрометра, научить определять относительную влажность воздуха с использованием психрометра и психрометрической таблицы.
Д. Устройство и принцип действия психрометра.
ОЭЗ. Пробирка с водой, воздушный шарик, нагреватель (спиртовка со спичками или другой); термометр, кусок ваты, пипетка, стакан с водой, психрометрическая таблица.
ОСУ [5]. 1. На основе атомно-молекулярного учения о строении вещества объясните: процессы, происходящие в закрытом сосуде, – установление динамического равновесия между жидкостью и газом; свойство насыщенного пара – давление при постоянной температуре не зависит от объёма. Если в школе имеется гигрометр, то целесообразно продемонстрировать измерение относительной влажности воздуха по шкале прибора и сравнить значение влажности, определённое с помощью психрометра с использованием психрометрической таблицы.
2. Влажность воздуха – природный фактор окружающей среды. На примерах из § 21 обоснуйте значение влажности для здоровья человека, необходимость регулирования её на производстве, для сохранения произведений искусства, книг.
3. Выполните и обсудите задания 67, 68 [6].
4. Выполните экспериментальные задания 70, 71 [6].
ДЗ. § 21 [2]; вопросы к § 21; задания 66, 69 [6].
Уроки 24/37, 25/38. Кипение жидкости
ЗУ. Ввести понятия «кипение», «температура кипения»; объяснить процесс кипения жидкости (причины роста и подъёма пузырька), обосновать отличие кипения от испарения, показать зависимость температуры кипения жидкости от давления.
Д. Нагревание и кипение воды. Кипение воды при пониженном давлении.
ОЭЗ. Пробирка с этиловым спиртом, стакан с горячей водой, термометр, держатель.
ОСУ [5]. 1. Кипение – особый вид испарения, происходящего как с поверхности, так и внутри самой жидкости. В отличие от испарения, которое происходит с поверхности при любой температуре, кипение происходит при определённой и постоянной для каждой жидкости температуре.
2. Во время демонстрации кипения воды обратите внимание школьников на то, что температура кипения может быть как выше, так и ниже 100 °С. Дистиллированная вода кипит при 100 °С на уровне моря при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт.ст. 105 Па). Покажите зависимость температуры кипения от давления (выше и ниже нормального атмосферного). После эксперимента обсудите вопрос о практическом применении кипения при пониженном и повышенном давлении. Вопрос о перегретой жидкости дайте в ознакомительном плане.
3. Обсудите данные табл. 9, 10. Экспериментальное задание к § 22 предложите для индивидуальной работы, но с обязательным обсуждением результатов эксперимента. Обсудите задание 70 [6].
ДЗ. § 22 [2]; вопросы к § 22; задания 72, 73 [6].
Уроки 26/39, 27/40. Строение твёрдых тел
ЗУ. Познакомить с двумя группами твёрдых тел, со строением монокристаллов, с их получением и применением; ввести понятия «кристаллы», «аморфные тела», «кристаллическая решётка», дать представление о ближнем и дальнем порядках.
Д. Образование кристаллов. Модели пространственной решётки кристаллов. Видеофильм «Кристаллы».
ОЭЗ. Коллекция минералов и горных пород; пробирки с песчинками, крупинками соли и сахара; лупа.
ОСУ [5]. 1. Опираясь на знания учащихся о том, что вода может находиться в твёрдом состоянии, познакомьте с кристаллическими и аморфными телами. Приведите примеры тел, находящихся в кристаллическом и аморфном состояниях. После выполнения экспериментального задания «Изучение коллекции твёрдых тел», используя рис. 66 и вклейку учебника или кадры из видеофильма «Кристаллы», покажите внешний вид монокристаллов. Продемонстрируйте образование кристаллов в микропроекции.
2. Разъясните особенности теплового движения частиц в твёрдом состоянии: колебательное движение частиц около положения равновесия. При введении понятия о кристаллической решётке продемонстрируйте кристаллические решётки разных веществ.
3. Выполните и обсудите задания 75, 78 [6].
ДЗ. § 23 [2]; вопросы к § 23; задания 76, 77 [6].
Уроки 28/41, 29/42. Упругие и пластические деформации. Закон Гука
ЗУ. Ознакомить с механическими свойствами твёрдых тел; ввести понятия «абсолютное и относительное удлинение», «механическое напряжение», «модуль упругости», «деформация», «упругость», «пластичность», «сила упругости»; познакомить с законом Гука для упругих деформаций.
Д. Виды упругих деформаций. Видеофильм «Пластические деформации».
ОСУ [5]. 1. В центре внимания должны быть вопросы: виды деформаций твёрдых тел, механические свойства твёрдых тел – упругость и пластичность. На примере упругой деформации резинового жгута введите понятия: «сила упругости», «абсолютное удлинение», «относительное удлинение образца», «механическое напряжение». Дайте математическую запись закона Гука для упругих деформаций: поясните физический смысл всех величин, входящих в формулу. Используя табл. 12 учебника, потренируйте в определении физического смысла модуля упругости разных веществ.
2. Обсудите и выполните задания 1–4 к § 24; 81 [6].
ДЗ. § 24 [2] (до «Пример решения задачи»), 25; вопросы к § 24, 25; задания 79, 80 [6].
Урок 30/43. Решение задач на закон Гука
ЗУ. Потренировать в умении пользоваться табличными данными, сформировать умение решать графические и расчётные задачи с использованием закона Гука.
ОСУ [5]. Обсудите «Пример решения задачи». Решите задачи 1–4 к § 24.
ДЗ. Задачи 5, 6 к § 24 [2]; задача 1 из «Повторительно-обобщающего раздела» учебника (с. 205).
Урок 31/44. Анизотропия и изотропия тел*
ЗУ. Ознакомить с физическими свойствами твёрдых тел, ввести понятия «анизотропия», «изотропия».
Д. Анизотропия теплопроводности кристаллического гипса. Видеофильм «Кристаллы».
ОСУ [5]. 1. Сравните физические свойства графита и алмаза, состоящих из одних и тех же атомов углерода. Рассмотрите анизотропию механических и тепловых свойств. В ходе демонстрационного эксперимента проиллюстрируйте анизотропию теплопроводности кристаллического гипса. Рассмотрите (в ознакомительном плане) жидкие кристаллы.
2. Выполните и обсудите задание 83 [6].
ДЗ. § 26 [2]; вопросы к § 26; задание 82 [6].
Урок 32/45. Повторительно-обобщающий урок
ЗУ. Повторить и систематизировать материал о различных агрегатных состояниях вещества; продолжить формирование интеллектуальных умений.
ОСУ [5]. Обсудите и выполните задание 84 [6].
ДЗ. Вопросы 1–10 («Проверь себя») [6, с. 57–59].
Уроки 33/46, 34/47. Плавление и отвердевание твёрдых тел. ЛР № 8 «Плавление кристаллических тел»
ЗУ. Углубить представления школьников о процессах плавления и кристаллизации; объяснить процессы плавления и кристаллизации на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества; продолжить формирование умений проводить эксперимент, пользоваться измерительными приборами, оформлять результаты измерений в виде таблицы, строить на основе экспериментальных данных график и проводить его анализ.
ОСУ [5]. 1. На основе атомно-молекулярного учения о строении вещества объясните процессы плавления и отвердевания. Обратите внимание школьников на табл. 17, 18 учебника: температуры плавления различных чистых веществ и сплавов. Обратите внимание на то, что твёрдые тела не только плавятся, но и испаряются. Переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкое состояние, называется возгонкой или сублимацией.
2. Выполните ЛР № 8 [2]. Оформление, как в задании 87 [6].
3. Выполните и обсудите задания 88 [6].
ДЗ. § 27 [2]; задания 85, 86, 89 [6].
Урок 35/48. Кристаллы в природе*
ЗУ. Ознакомить с гипотезой происхождения Земли, образованием горных пород и минералов; обсудить тему «Кристаллы – основа жизни на Земле».
Д. Образцы горных пород. Слайд, таблица или кадры из видеофильма «Происхождение и развитие небесных тел».
ОЭЗ. Гранит (или другие образцы горных пород), лупа.
ОСУ [5]. 1. Дайте первое представление о происхождении и эволюции Солнечной системы (гипотеза О.Ю.Шмидта). Используя § 28, обратите внимание на образование минералов из магмы и пересыщенных водных растворов. После рассмотрения образцов горных пород обратите внимание на причину разнообразия форм и размеров минералов.
2. Обоснуйте тезис «понятия кристалл и жизнь не являются взаимоисключающими», пользуясь примерами из § 28: жемчуг – поликристалл; отолиты, являющиеся частью вестибулярной системы животных, – кристаллы; ДНК – кристалл.
3. Выполните и обсудите задания 90–92 [6].
ДЗ. § 28 [2]; задания 11–14 («Проверь себя», с. 59, 60) [6].
Урок 36/49. Подготовка к КР по теме «Тепловое движение. Строение и свойства тел»
ЗУ. Систематизировать материал, потренироваться в решении качественных и графических задач.
ОСУ. Обсудите задание 91 [6], а также задания 15, 16; проведите анализ и сравнение (раздел «Проверь себя») [6, с. 61, 62].
ДЗ. Каждому ученику выполнить по два варианта тренировочного теста по теме «Тепловое движение. Строение и свойства тел» [9].
Урок 37/50. КР №2 по теме «Тепловое движение, строение и свойства тел»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме.
ОСУ [5]. КР № 2 [9].
2. ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (17 ч + 1 ч практикума по решению задач)
Урок 1/51. Солнечное излучение и жизнь на Земле
ЗУ. Обратить внимание на суть термодинамического метода изучения тепловых явлений; ознакомить с распределением солнечного излучения на Земле; обсудить проблему влияния солнечного излучения на жизнь на Земле.
ОСУ [5]. 1. Термодинамический метод позволяет изучать свойства вещества, не рассматривая их внутреннего строения; в основе термодинамического метода лежат законы энергетических превращений. Использование этого метода позволяет провести анализ процессов, идущих с выделением или поглощением энергии.
2. Обратите внимание на то, что Солнце – рядовая звезда, звёзды – важнейшие астрономические объекты: в них сосредоточено более 95% всего вещества, наблюдаемого в природе. Звёзды обладают запасом энергии и излучают её в окружающее пространство. Используя табл. 20 учебника, ознакомьте с примерами звёзд (обратите внимание на температуры их поверхностных слоёв и связанный с ними цвет звезды). Сравнивая Солнце и Полярную звезду, обратите внимание на то, что температура поверхностных слоёв этих звёзд примерно одинаковая – одинаков и цвет звёзд (спектральный класс звёзд G).
3. Используя рис. 90 «Распределение солнечного излучения на Земле», покажите роль атмосферы в поддержании температуры в пределах, подходящих для жизни разнообразных живых организмов. Обсудите вопрос о верхнем и нижнем пределах диапазона температур, относящихся к области активной жизни.
4. Обсудите и выполните задания 93, 94 [6].
ДЗ. § 29 [2]; повторите § 4 (Работа. Энергия), 11 (Тепловое движение частиц), 12 (Энергия частиц).
Урок 2/52. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
ЗУ. Углубить понятие «внутренняя энергия»; познакомить с понятиями «теплообмен», «количество теплоты», со способами изменения внутренней энергии.
Д. Образование тумана в сосуде.
ОЭЗ. Лист картона, алюминиевая фольга.
ОСУ [5]. 1. Актуализируйте знания учащихся (энергия; потенциальная энергия; кинетическая энергия; внутренняя энергия). Обсуждение сопровождайте примерами. Полная энергия тела – сумма механической энергии тела и внутренней энергии тела: Е = Ер + Еk + U. На примерах поясните, что механическая энергия может частично превращаться во внутреннюю энергию, но полная энергия тела сохраняется.
2. На основе демонстрационного и лабораторного экспериментов подведите учащихся к выводу, что внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: путём совершения работы и путём теплообмена. Обратите внимание школьников на то, что теплообмен необратим (при теплообмене энергия всегда передаётся от более нагретого тела к менее нагретому телу).
3. Выполните и обсудите задания 96–98 [6].
ДЗ. § 30 [2]; вопросы и экспериментальное задание к § 30; задание 95 [6].
Урок 3/53. Теплопроводность
ЗУ. Ознакомить с одним из видов теплообмена – теплопроводностью; продолжить формирование умений выдвигать гипотезу и проверять (или опровергать) её экспериментально.
Д. Сравнение теплопроводности стали, меди, алюминия, латуни и стекла.
ОЭЗ. Стержни из меди, стекла и стали; железная, алюминиевая и медная проволоки; пластилин, гвозди, спички, нагреватель (спиртовка или другой).
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «теплопроводность». Опираясь на демонстрационный эксперимент, объясните причину хорошей теплопроводности металлов. Используя результаты фронтального эксперимента, сделайте вывод о разной теплопроводности веществ (экспериментальные задания из § 31, с. 135, 136).
2. Обсудите примеры веществ, обладающих плохой теплопроводностью. Объясните причину того, что газы и пары являются теплоизоляторами. Обратите внимание на то, что при теплопроводности перенос вещества не происходит.
3. Для любознательных: экспериментальные задания 1, 2 к § 31 (с. 135, 136), а также задания 1, 2 на с. 140 учебника. Оформление результатов так, как в заданиях 99, 105 [6].
ДЗ. § 31 [2] (Теплопроводность); вопросы 1–4 к § 31; задание 103 [6].
Урок 4/54. Конвекция
ЗУ. Ознакомить с механизмом конвекции; продолжить формирование умений проводить наблюдения и делать выводы на основе анализа результатов эксперимента.
Д. Конвекция в жидкостях и газах.
ОЭЗ. Пробирка с водой, кристаллики марганцовки, стеклянная палочка, нагреватель (спиртовка), держатель для пробирки, вертушка из алюминиевой фольги.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «конвекция». Опираясь на демонстрационный и фронтальный эксперименты (экспериментальные задания 1, 2 на с. 137 учебника), объясните процесс конвекции жидкостей и газов. Обратите внимание на то, что в процессе конвекции происходит перенос вещества. Конвекция характерна для жидкостей и газов. Объясните различие между естественной и вынужденной конвекцией.
2. Оформление результатов фронтального эксперимента так, как в задании 100 [6].
ДЗ. § 31 [2] (Конвекция); вопросы 6, 7 и экспериментальное задание 3 к § 31 (оформление результатов так, как в задании 107 [6]).
Урок 5/55. Лучистый теплообмен
ЗУ. Ознакомить с особенностями лучистого теплообмена; продолжить формирование умений проводить наблюдения и делать выводы на основе анализа результатов эксперимента.
Д. Лучистый теплообмен. Излучение и лучепоглощение чёрной и белой поверхностями.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «лучистый теплообмен». Введите представление о диапазонах электромагнитного излучения. (Белый свет – это видимое излучение. Наряду с видимым Солнце изcпускает радиоизлучение, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучение.) Пока обратите внимание только на особенности ИК- и УФ-излучений, их влияние на живой организм.
2. На основе демонстрационного эксперимента убедите учащихся в том, что тела с тёмной поверхностью лучше поглощают энергию и сильнее нагреваются, передающая среда для лучистого теплообмена необязательна.
3. Обсудите задание 102 [6] (устройство и принцип действия бытового термоса).
ДЗ. § 31 [2] (Лучистый теплообмен); вопросы 7–12 к § 31; задания 101, 104, 108 [6].
Урок 6/56. Теплообмен в природе
ЗУ. Систематизировать материал о различных видах теплообмена; показать на примерах, что различные виды теплообмена сопровождают природные процессы и деятельность человека.
Д. Таблицы, слайды или рисунки из учебника (образование бриза, внутреннее строение Солнца, строение cолнечной атмосферы, активные образования на Солнце). Кадры из видеофильма «Солнце». Иллюстрации из интерактивного курса «Открытая астрономия».
ОСУ [5]. 1. Выделите характерные особенности каждого вида теплообмена.
2. Рассмотрите разнообразные примеры естественной и вынужденной конвекции: обмахивание веером (вынужденная конвекция); круговорот воздушных масс, возникновение дневного и ночного бризов (естественная конвекция); теплообмен в мантии Земли, связь между конвекцией и землетрясениями.
3. Рассмотрите теплообмен на Солнце. Вначале обратите внимание на химический состав Солнца, затем рассмотрите его внутреннее строение, строение атмосферы; обсудите основные виды теплообмена внутри Солнца и в атмосфере.
4. Обратите внимание на то, что конвекция и лучистый теплообмен играют важную роль в процессе терморегуляции организма человека.
5. Выполните и обсудите задание 110 [6].
ДЗ. § 32 [2]; задание к § 32; задание 109 [6].
Урок 7/57. Первый закон термодинамики
ЗУ. Ознакомить с законом сохранения энергии на примере тепловых явлений.
Д. Нагревание и охлаждение воздуха в результате совершения работы. Нагревание тел при трении. Преобразование световой энергии в электрическую энергию. Образование тумана в сосуде.
ОСУ [5]. 1. Повторите понятие «энергия», виды энергии, преобразование одного вида энергии в другой (в сопровождении демонстраций).
2. На основе экспериментов подведите учащихся к выводу о том, что энергия не исчезает и не создаётся, а превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому, при этом её значение сохраняется. Это фундаментальный закон природы – закон сохранения энергии.
3. Перед введением первого закона термодинамики вспомните с учащимися, что понимают под внутренней энергией, как можно её изменить.
4. Закон сохранения энергии, распространённый на тепловые явления, – это первый закон термодинамики. Познакомьте с его формулировкой, математической записью, обсудите вопросы: в каком случае А > 0? А < 0? Q > 0? Q < 0? U > 0? U < 0?
5. Опираясь на демонстрационный эксперимент с образованием тумана в сосуде, введите понятие «адиабатный процесс» и обсудите вопрос об охлаждении газа в земной атмосфере как примере адиабатного процесса.
6. Решите и обсудите задачи 1–3 к § 33.
ДЗ. § 33 [2]; пример решения задачи на с. 149 учебника; задание 111 [6].
Урок 8/58. Решение задач
ЗУ. Продолжить формирование умений применять первый закон термодинамики, оформлять решение задач и записывать вывод; продолжить формирование умений проводить наблюдения и делать выводы на основе анализа результатов эксперимента.
ОЭЗ. Термостойкий стакан, штатив или держатель, нагреватель, вода, лабораторный термометр, масло машинное, набор тел по калориметрии, сосуд с горячей водой.
ОСУ. Решите задачи 4, 5 (с. 149 учебника); экспериментальные задания 112–114 [6], обсудите результаты их выполнения.
ДЗ. Задания из раздела «Проверь себя»: задания 1 (дополните схемы), 1–6 (выберите правильный ответ) [6]; задачи 5, 6 из «Повторительно-обобщающего раздела» учебника (с. 206).
Урок 9/59. Расчёт количества теплоты при теплообмене
ЗУ. Ввести понятие «удельная теплоёмкость вещества»; ознакомить с единицами количества теплоты и удельной теплоёмкости вещества; потренировать в умении пользоваться формулой расчёта количества теплоты при теплообмене, табличными данными.
Д. Сравнение теплоёмкостей различных металлов.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «количество теплоты», её обозначение – Q – и единицу в СИ – джоуль (Дж). Опираясь на результаты экспериментов предыдущего урока, поясните, что количество теплоты, полученное или отданное телом, зависит от массы тела и изменения его температуры (Q ~ m, Q ~ t), а также от вещества, из которого изготовлено тело, – от удельной теплоёмкости вещества. На демонстрационном эксперименте покажите различную теплоёмкость разных металлов. Используя табл. 22–25, потренируйте школьников в определении физического смысла удельных теплоёмкостей разных веществ.
2. Обсудите ответы на вопрос 4, а также решите задачи 3–5 к § 32.
ДЗ. § 34 [2]; пример решения задачи (на с. 152, 153); задачи 1, 2 к § 34; задания 115, 116 [6].
Урок 10/60. Решение задач на расчёт количества теплоты при теплообмене
ЗУ. Сформировать умения решать расчётные, графические и экспериментальные задачи.
ОСУ. Выполните задания 117–119 и обсудите их результаты [6]. Решите задачи 7–9 на с. 155 учебника.
ДЗ. Задача 6 на с. 154 [2]; повторить § 19 (Испарение и конденсация), 22 (Кипение); задания 1, 2 задания 1, 2 к § 34.
Урок 11/61. Расчёт количества теплоты при кипении и конденсации
ЗУ. Ознакомить с понятием «удельная теплота парообразования», с формулой для расчёта количества теплоты, полученного при кипении и отданного при конденсации; сформировать умение решать расчётные и графические задачи.
ОСУ [5]. 1. Повторите объяснение процессов испарения и конденсации на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества.
2. Введите формулу для расчёта количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации: Q = rm. Поясните величины, входящие в эту формулу, и введите единицу удельной теплоты парообразования. Используя табл. 26 учебника, потренируйте учащихся в определении физического смысла удельной теплоты парообразования для различных веществ.
3. Решите задачи 4, 5 на с. 160 [2].
4. Выполните экспериментальное задание 127 [6, с. 86].
ДЗ. § 35 [2] (Кипение и конденсация); задачи 1–3 к § 35; повторить § 27 [2] (Плавление и отвердевание твёрдых тел).
Урок 12/62. Расчёт количества теплоты при плавлении и отвердевании (кристаллизации)
ЗУ. Ввести понятие «удельная теплота плавления», ознакомить с формулой для расчёта количества теплоты при плавлении и кристаллизации, потренировать в умении пользоваться расчётной формулой, табличными данными, продолжить формирование умений решать графические и расчётные задачи.
ОСУ [5]. 1. Повторите объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе атомно-молекулярного учения о строении вещества.
2. Введите формулу для расчёта количества теплоты, полученного при плавлении или выделившегося при кристаллизации. Поясните, что условились считать Q > 0, если идёт процесс плавления, Q < 0, если идёт процесс кристаллизации. Используя табл. 27 учебника, потренируйте в определении физического смысла удельной теплоты плавления вещества.
3. Вспомните формулы для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделенного при его охлаждении, а также для расчёта количества теплоты, полученного в процессе парообразования или отданного при конденсации. Потренируйте в определении физического смысла удельной теплоёмкости вещества и удельной теплоты парообразования.
4. Обсудите выполнение задания 125 (п. 6) [6]. Вместе с учащимися заполните таблицу:
Расчёт количества теплоты |
Расчётная формула |
Знак Q |
1. |
5. Выполните задания 125 (п. 7, 8) [6], обсудите результаты их выполнения.
ДЗ. § 35 [2] (Плавление и отвердевание); пример решения задачи в конце § 35; задания 120–124 [6].
Урок 13/63. Решение задач
ЗУ. Сформировать умения определять по графику характер теплового процесса, производить расчёт по известной формуле, находить табличные данные, оформлять решение задач и записывать вывод; продолжить формирование умений проводить наблюдения и делать выводы на основе анализа результатов эксперимента.
ОСУ [5]. 1. Выполните и обсудите результаты выполнения заданий 125 (п. 9–12), 128 [6].
2. Для любознательных: задания 126, 129 [6].
ДЗ. Задания 2 (дополните схемы), 7–12 (выберите правильный ответ) [6, раздел «Проверь себя»].
Урок 14/64. Топливо и последствия его сгорания. Расчёт количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива
ЗУ. Обсудить экологические последствия сгорания топлива; ознакомить с основной характеристикой топлива – удельной теплотой сгорания, с формулой для расчёта количества теплоты, выделившегося при полном сгорании топлива; сформировать умения решать расчётные задачи, проводить оценку полученного результата, использовать табличные данные.
ОСУ [5]. 1. Выполнить задание 1 к § 36 (оформление в задании 131 [6]).
2. При обсуждении вопроса «Топливо и последствия его сгорания» целесообразно заполнить схему, показанную в задании 132 [6].
3. Обсудите ответы на задания 2, 3 к § 36.
4. Запишите формулу для расчёта количества теплоты, выделившегося при полном сгорании топлива, поясните входящие в неё величины. Используя табл. 28 [2], объясните физический смысл удельной теплоты сгорания различных видов топлива.
5. Ознакомьте с внесистемными единицами количества теплоты (кал и ккал) и покажите их связь с джоулем (Дж).
6. Обратите внимание школьников на то, что в организме человека роль горючего играет пища. Разные виды пищи содержат различный запас энергии. Вместе с учащимися проанализируйте табл. 29.
7. Решите задачи 5, 9 к § 36 (с. 169, 170).
8. Для любознательных: задание к § 36.
ДЗ. § 36 [2]; пример решения задач к § 36 (с. 166, 168); задачи 1–3, 6, 7 к § 36; Для любознательных: задания 130, 133, 134 [6].
Урок 15/65. Тепловые двигатели. Принцип действия циклического теплового двигателя. Принцип действия паровой машины
ЗУ. Ввести понятия «тепловая машина», «тепловой двигатель»; объяснить принцип действия циклического теплового двигателя, устройство и принцип действия паровой машины.
Д. Работа пара. Модели паровой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания.
ОСУ [5]. 1. Введите понятие «тепловая машина». На основе демонстрационного эксперимента убедите школьников в том, что в тепловых двигателях внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
2. Продемонстрируйте модели тепловой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, не объясняя принцип их действия. Используя рис. 125 учебника, объясните принцип действия циклического теплового двигателя. Обратите внимание на роль нагревателя, рабочего тела, холодильника; почему в качестве рабочего тела используется газ или пар, а не жидкость или твёрдое тело.
3. Продемонстрируйте принцип действия паровой машины. Используя модель паровой машины, объясните устройство и принцип её действия. Поясните, что является нагревателем, рабочим телом, холодильником.
4. Расскажите об истории создания тепловых двигателей.
ДЗ. § 37 [2] (до «Двигатель внутреннего сгорания»); задачи 10, 11 к § 36; задание 135 [6].
Урок 16/66. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая или газовая турбина. КПД тепловых двигателей
ЗУ. Ознакомить с устройством и принципом действия двигателя внутреннего сгорания, турбины; ввести понятие «КПД теплового двигателя» и ознакомить с формулами расчёта КПД; сформировать умение решать задачи на расчёт КПД теплового двигателя.
Д. Опыт с воздушным огнивом. Модель двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Модель турбины.
ОСУ [5]. 1. На основе демонстрационного эксперимента с воздушным огнивом поясните принцип действия ДВС – дизеля. Поясните, что является нагревателем, рабочим телом, холодильником (см. задания 1–3 на с. 180 учебника).
2. Используя модель, объясните работу четырёхтактного карбюраторного двигателя. Поясните, что является нагревателем, рабочим телом, холодильником.
3. Используя модель турбины, познакомьте с её устройством и объясните принцип действия паровой или газовой турбины. Покажите, что является нагревателем, рабочим телом, холодильником.
4. Введите понятие «КПД теплового двигателя»; запишите формулы его расчёта, поясните величины, входящие в них. Потренируйте в определении физического смысла КПД различных тепловых двигателей. Поясните, что КПД не может быть больше 100%, что для повышения КПД теплового двигателя необходимо увеличить количество теплоты, переданного от нагревателя рабочему телу, и (или) снизить количество теплоты, отданного холодильнику.
ДЗ. § 37 [2]; пример решения задачи; задание 136 [6]; для любознательных – «Разгадайте кроссворд» [6].
Урок 17/67. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач
ЗУ. Обратить внимание школьников на экологические проблемы, связанные с эксплуатацией различных видов тепловых двигателей; систематизировать материал.
ОСУ [5]. 1. Одно из важных направлений в решении проблемы воздействия транспорта на окружающую среду – это снижение потерь и повышение КПД. ДВС стали одним из главных загрязнителей атмосферы, их вклад составляет около 30%.
2. Повторите материал о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии, формулы расчёта количества теплоты, систематизируйте материал темы в виде схемы:
3. Выполните один из вариантов тренировочного теста по теме «Основы термодинамики» [9].
ДЗ. Подготовиться к выполнению КР: выполнить другой вариант тренировочного теста по теме «Основы термодинамики»; задачи 2, 3, 6–10 на с. 205, 206 учебника; тестовые задания 7, 8 из раздела «Проверь себя» [6].
Урок 18/68. КР по теме «Основы термодинамики»
ЗУ. Проверить качество усвоения учебного материала по теме «Основы термодинамики».
ОСУ. КР [9].
Уроки 69–70. Человек и окружающая среда
ОСУ [5]. 1. Используя задания 1, 2 на с. 189 [2], обсудите вопросы: влияние человека на окружающую среду; космический мусор; здоровье человека и окружающая среда.
2. Выполните итоговый тест за курс 7-го класса [9] и обсудите результаты его выполнения.
3. Для любознательных: задачи 11–14 (по выбору учащихся) из «Повторительно-обобщающего раздела [2, с. 206].
_______________________________
*Здесь и далее: материал, который подлежит изучению, но не входит в текущий и итоговый контроль знаний.