Учебные занятия
Г. А.
Капецкая,
учитель химии, г. Светлогорск, Республика Беларусь;
Л. М.
Кулаковская,
учитель физики, гимназия г. Светлогорск, Республика Беларусь
Физики и химики
Может быть, мы обязаны науке больше,
чем какому-либо другому виду человеческой деятельности, возникновением чувства
необходимости коллективных усилий.
Ф. Жолио-Кюри
Правила игры
В конкурсе принимают участие четыре команды из параллельных 10-х классов. Каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название. Участие в первой и во второй играх разыгрывается по жребию. В третьей игре участвуют победители первой и второй игр. За ходом конкурса следит жюри, которое помогает ведущему вести счёт игры. Отвечает первой на вопрос та команда, капитан которой первым подал сигнал готовности. Если команда отвечает правильно, она получает 1 балл, если ответ неправильный – отвечает на вопрос команда соперников. Побеждает команда, которая наберёт больше баллов. Время на обдумывания ответа 20 с. Кроме того, каждой команде предлагается по одному вопросу из «чёрного ящика». Ассистент ведущего выносит «чёрный ящик», в котором находится предмет, собственно говоря, и являющийся ответом на заданный вопрос. Второй ассистент ведущего, «таймер», следит за временем.
Ведущий.
Герои тигля и реторты!..
Угрюмый, он очаг разжёг,
и вот уж не спеша растёрты
коренья в тайный порошок.
А в книге говорится:
«Бросьте,
сперва сумевши размолоть,
в кипящий тигль немного злости,
чуть серы, зависти щепоть.
Затем подлить учёной спеси
и соль подсыпать полгорсти!..»
Из этой невозможной смеси
что может вдруг произойти?
И в колбе золото, желтея,
вдруг замерцает, но сперва
та отвлечённая идея
сольётся с телом естества.
Алхимик воздевает руки,
не может взять всё это в толк...
Что знаем мы о той науке,
где мешан марганец и долг?!
А может быть, они постигли
то, что мерещится вдали,
и варится в угрюмом тигле
слиянье неба и земли?
Стихотворением Евгения Винокурова «Алхимик» мы начинаем наш конкурс, посвящённый учёным – химикам и физикам. В брэйн-ринге будут вопросы вполне серьёзные простые и сложные, а будут и весёлые, шуточные. Как установили сотрудники Медицинского центра Мэрилендского университета в Балтиморе (США), смех обладает целительными свойствами. Руководитель этих работ Майкл Миллер утверждает, что «полчаса физических упражнений три раза в неделю и пятнадцать минут искреннего смеха ежедневно должны быть частью здорового образа жизни».
Первая игра
1. Известно, что алхимики искали «философский камень», который всё превратит в золото. А как они называли средство от всех болезней? (Панацея.)
2. Первым научным рассмотрением коррозии металлов мир обязан гению великого русского физика и химика, который, к тому же, был и просветителем, и технологом, и поэтом. (М.В. Ломоносов.)
3. Элемент № 84 его первооткрыватель, лауреат двух Нобелевских премий, назвала в честь своей родины. Назовите фамилию учёного. (Мария Склодовская-Кюри. Элемент № 84 – полоний, назван в честь Польши.)
4. В 1897 г. английский физик, исходя из проникающей способности радиоактивного излучения, разделил его на α- и β-лучи. (Э. Резерфорд.)
5. В 1952 г. Г. Сиборг с сотрудниками обнаружили в радиоактивной пыли, собранной после взрыва термоядерного устройства, этот элемент со своеобразным, «юбилейным», номером. (Элемент № 100 – фермий.)
6. В 1897 г. независимо друг от друга Дж. Томсон и Э. Вихерт открыли эту отрицательно заряженную частицу. (Электрон.)
7. Химик снимал с ноги мокрый носок, а физик – сухой. Кому было легче и почему? (Мокрый носок снимать труднее, т. к. под действием сил поверхностного натяжения воды он прилипает к ноге.)
8. Однажды один недалёкий учёный заметил прореху на рукаве М.В. Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает оттуда?». «Нет, – ответил Михаил Васильевич, это... (...глупость заглядывает туда»).
9. Выдающийся немецкий физик Вильгельм Рентген получил письмо, в котором автор просил прислать... рентгеновских лучей, т. к. у него револьверная пуля застряла в грудной клетке. Рентген ответил: «Рентгеновских лучей прислать не могу,.. пришлите мне... (...свою грудную клетку»).
Вопросы из «чёрного ящика»
1. Некоторые биохимики шутят: «Жизнь – это одушевлённая...» Что? (Вода.)
2. В 1742 г. этот учёный разделил температурную шкалу между точкой паяния льда и точкой кипения воды на 100 делений. Так получился данный прибор. (Термометр. Учёный – А. Цельсий.)
Тайм-аут
Инсценировка «Баллады об агрегатных состояниях» (Физический калейдоскоп. С. 43–44.)
Мы тела изучаем разные:
Жидкие, твёрдые, газообразные...
Посмотрите, какие занятные
Состояния агрегатные.
Если тесно молекулы связаны
И в решётке боками толкаются,
Они будто за что-то наказаны, –
Твёрдым тело тогда называется.
Если просто без дела шатаются
С траекториями самыми разными
И друг с другом почти не встречаются,
Значит, тело – газообразное.
Промежуточное состояние,
Где молекулы движутся с хитростью,
Привлекая наше внимание,
Называется просто жидкостью.
При нагреве обычной жидкости
Часть её всегда испаряется,
А обратный процесс на практике
Конденсацией называется.
Коль молекулам жидкости холодно,
Они вместе сидеть желают,
Залезая друг другу на голову, –
Так все жидкости отвердевают.
Коль молекулы быстро запрыгают,
В тесноте им сидеть не понравится,
И ногами они задрыгают –
Тело твёрдое сразу расплавится.
Вторая игра
1. Саша Бутлеров самостоятельно проводил опыты по химии, которые закончились взрывом. За это его выставили перед классом с табличкой на груди ... В будущем он, действительно, стал им. Что было написано на табличке? («Великий химик».)
2. В 1597 г. А. Либавий издал курс «Алхимия», в одном из разделов которого описывались вещества и способы их получения. Как назывался данный раздел? («Химия».)
3. В 1977 г. этот учёный, один из авторов закона сохранения массы, установил тождество процессов дыхания и горения. (А. Лавуазье.)
4. Он изобрёл могучее средство для ведения войны, о чём очень сожалел, поэтому, наверное, и завещал часть средств из своего капитала на премию за деятельность по укреплению мира. (А. Нобель.)
5. На могиле этого великого физика высечены слова: «...пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». (И. Ньютон.)
6. Чтобы действовала вся электро- и радиотехника, а также АЭС, ядерное оружие используется данное явление. Когда Майкла Фарадея спросили о возможности использования его открытия, он ответил: «Можно будет делать какие-либо игрушки». Назовите это явление. (Электромагнитная индукция.)
7. В 1842 г. Ю. Майер дал первую формулировку закона, который нам более известен как ... (Закон сохранения энергии.)
8. Химик спросил у физика: «Почему трудно стоять на одной ноге?» Что ответил физик? (Значительно уменьшается площадь опоры.)
9. Альберт Эйнштейн был в гостях у знакомых. Когда он собрался уходить, пошёл дождь, и ему предложили шляпу. «Зачем? – возразил физик, – ведь шляпа сохнет... (...дольше, чем мои волосы»).
Вопросы из «чёрного ящика»
3. В ящике находится книга об известном литературном герое, который хорошо играл на скрипке, был по образованию химиком, но прославился совсем на ином поприще, в котором, кстати, знания по химии ему очень пригодились. Назовите этого героя. (Шерлок Холмс.)
4. Говорят, химику Куртуа помог открыть этот элемент... кот, который прыгнул на стол, опрокинул на настой из золы водорослей смесь серной кислоты и железа, в результате чего над столом поднялись фиолетовые пары. В ящике – очень часто применяемый в медицине раствор данного простого вещества. (Йод.)
Тайм-аут
Инсценировка стихотворения «Об электричестве и магнетизме» (Физич. калейдоскоп, с. 50–51).
Мы зарядим электроскоп, побудем рядом,
И вдруг заметим – нет заряда!
Стекание заряда быстро происходит.
Вопрос: «Куда же весь заряд уходит?»
И Шерлок Холмс, наверно, был бы рад,
Найдя то тело, что «крадёт» заряд.
Попробуйте бандитов отыскать,
Вину их доказать – и наказать.
***
Молекулы, ионы, протоны, электроны...
Различить их каждый сможет:
Закон Кулона здесь поможет.
Заряжены ионы – они теряют
и воруют электроны.
Коль электроны кто-то потерял –
он был небдителен,
Такой ион, ты так и знай, обычно положителен.
Коль электронов кто-то нахватал, старательный,
Такой ион в природе – отрицательный.
В природе заряды разделяются
На «+» и «–», так уж называются.
Два «плюса», так же, как два «минуса»,
Ты даже не пытайся сблизить – не придвинутся.
Но если просто «плюс» и «минус» взять,
Их друг от друга нам не оторвать.
В электролитах царствуют ионы,
В металлах торжествуют электроны.
Заряженных частиц идёт поток,
Так электрический родится ток.
Третья игра
1. В 1842 г. Чарльз Гудийр случайно уронил на горячую печь кусочек каучука, обработанного серой. Так он неожиданно получил... Что? (Резину.)
2. В 102 г. китайский учёный Цай-Лунь вещество, которое ранее производили только из отходов производства шёлка, получил из древесной коры, конопли и тряпок. Покажите это вещество. (Бумага.)
3. Этот великий учёный писал: «Всего более четыре предмета составили моё имя: ...закон, исследование упругости газов, почитание растворов как ассоциаций и “Основы химии”. Это всё моё богатство». Назовите закон и его автора. (Периодический закон. Д.И. Менделеев.)
4. 2002 г. проводился под эгидой ЮНЕСКО как 200-летний юбилей этого белорусского учёного. Его почитают в Чили, его именем названо более 80 объектов на Земле и за её пределами. (Игнатий Домейко.)
5. Ещё в 1160 г. до н. э. в Китае употребляли особый прибор с иглами для ориентировки в путешествиях. Какие это были иглы? (Магнитные иглы.)
6. В Падуанском университете среди портретов самых знаменитых людей Европы на самом видном месте висит портрет нашего земляка – белоруса. Он не был ни физиком, ни химиком, но его заслуги перед наукой столь велики, что мы не могли не включить вопрос об этом известнейшем учёном. (Франциск Скорина.)
7. Химик открыл дверь и впустил в комнату кошку. «Да, на улице холодно», – сказал физик. Как он это определил? (При холодной погоде шерсть у кошки особенно пушистая, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха.)
8. Автор третьего начала термодинамики Вальтер Нернст разводил карпов. Когда его спросили, почему он не разводит кур, учёный ответил: «Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит на свои деньги... («...обогревать мировое пространство») .
9. Д.И. Менделеев был человеком очень вежливым. Так, характеризуя своих способных помощниц, он не мог грубо сказать, что барышни в математике «собаку съёли», он выразился значительно деликатнее. Как? («...собачку скушали».)
Вопросы из «чёрного ящика»
5. Немецкий химик Франц Габер получил Нобелевскую премию за открытие способа получения синтетического аммиака, что делало более дешёвым производство азотной кислоты и селитры. В ящике – вещество, которое позволило химикам грустно пошутить, что своим открытием Габер «открыл» также и первую мировую войну? (Селитра – составная часть пороха.)
6. В 1817 г. Ж. Каванту и П. Пельтье выделили из того, что находится в этом ящике вещество, которое способствует «консервированию» солнечной энергии. (Зелёный лист. Вещество – хлорофилл.)
Литература
- Майко Т.М., Верташова Н.И. Интеллектуальные игры как путь повышения престижа знаний учащихся // Хiмiя: праблемы выкладання. 1996.Вып. 5.
- Мычко Д.И. Случай и открытие // Хiмiя: праблемы выкладання. 2003. № 4.
- Научные открытия. Знаменательные даты // Хiмiя: праблемы выкладання. 1997. Вып. 6; 2002. № 1; 2003. № 1.
- Савиткин Н.И. Поучительные и курьёзные случаи из истории химии // Химия в школе. 1997. № 5.
- Физический калейдоскоп. Мн.: Бел ассоц. «Конкурс», 2005. 96 с.
- Химические знания в глубокой древности // Хiмiя: праблемы выкладання, 1997, вып. 7.
- Жемчужины мысли. Мн.: Беларусь, 1991. 477 с.