Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2010

Учебные занятия

Н. В. Вихляева,
< dpk_mo@mail.ru >, Дмитровский ПК, г. Дмитров, Московская обл.

«Счастливый случай»

Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но всё же привкус романтики необходим, как и атмосфера радостной приподнятости, сопутствующая поиску, творчеству. Поэтому творчески работающие учителя ищут разные способы оживления занятия. И, по-видимому, самым эффективным в этом плане является нетрадиционный урок. Да, традиционные уроки есть и останутся основной формой обучения. Но время от времени необходимо использовать и оригинальные приёмы активизации учебной деятельности с учётом возраста и способностей обучаемых и особых дидактических требований к нетрадиционному уроку:

– учащиеся должны получить не только определённую сумму знаний, но и ощутить поэзию науки;

– знания, полученные на предыдущих уроках, должны расшириться и углубиться;

– интерес учащихся к предмету должен повыситься, появиться стимул к его изучению;

– учитель должен получить дополнительную возможность изучить индивидуальные способности учеников, выявить одарённых;

– в урок должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

Нет предела учительской фантазии. в копилке творчески работающего учителя самые разнообразные типы нетрадиционных уроков. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от правильных действий обеих участников учебного процесса: и учителя, и учеников. Основные требования к таким урокам можно свести к трём:

  1. Тщательная подготовка к урокам и учителя, и учащихся: детям даются предварительные задания, объясняется построение урока, они готовят наглядные пособия.
  2. Продумывание хода урока с учётом особенностей класса, совместное с учениками обсуждение последовательности операций на уроке, выдача конкретных заданий отдельным учащимся.
  3. Акцент на активную деятельность всех учащихся, чтобы в тот или иной вид деятельности на уроке были включены «сильные» и «слабые», «активные» и «равнодушные» [1].

Одним из наиболее эффективных форм нетрадиционных уроков являются уроки-игры. Приводим пример учебной игры, проведённой в преддверии Дня космонавтики со студентами группы «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Вопросы (подобранные учителем), может, и не трудные, но зато их много, и они охватывают весь изученный материал, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Подготовка началась за две недели до мероприятия: определили количественный состав равносильных команд (по 6 человек в каждой) и болельщиков, состав жюри. Команды придумали названия, девизы, эмблемы, выбрали капитанов, подобрали по три вопроса из истории космонавтики для команды соперников, подготовили приветствия. Команды болельщиков подготовили музыкальные номера из любимых песен космонавтов.

Все вместе продумали оформление кабинета: рукописные газеты, плакаты (на доске), выставка книг по теме «Космонавтика». С особым вниманием просмотрели документальный фильм о Ю.А. Гагарине «Сын Земли», зная, что на игре по нему будет викторина для болельщиков, а баллы за ответы болельщиков добавляются к баллам команд. Выучили песню, которую должны в конце исполнять все.

Цель мероприятия: проверка широты кругозора учащихся; формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Оборудование: таблицы с вопросами, секундомер, устройство для учёта баллов.

Оформление: на стенах кабинета развешаны газеты ко Дню космонавтики, на доске – эмблема игры «Счастливый случай», через плазменный экран на протяжении всей игры демонстрируется фильм «Сын Земли» – без звука.

Ход игры

1. Разминка

В быстром темпе учитель задаёт по 10 вопросов каждой команде [2].

1-я команда. Назовите единицы в СИ: • времени • энергии • импульса • ускорения.

рис.1 Вы находитесь в состоянии невесомости. • Пишет ли ваша перьевая ручка? • Космонавт, перемещаясь по кабине, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль? • Можно ли измерить массу при помощи рычажных весов? • Небольшая лодка притягивается канатом к большому теплоходу. Почему теплоход не движется по направлению к лодке? • Продемонстрируйте явление невесомости.

2-я команда. Назовите единицы в СИ: • массы • мощности • силы • удельного сопротивления • скорости.

Вы находитесь в состоянии невесомости: • Можно ли измерить давление воздуха в кабине корабля барометром-анероидом? • Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов? • Как в условиях невесомости перелить воду из одного сосуда в другой? • Чтобы сойти на берег, лодочник направился от кормы лодки к её носовой части. Почему при этом лодка отошла от берега? • Продемонстрируйте реактивное движение.

2. Музыкальная пауза

Болельщики 1-й команды исполняют одну из любимых песен космонавтов.

3. Домашнее лото

Каждая команда вытаскивает по 5 бочонков лото (всего в игре 13 бочонков) [3]. Бочонки № 11, 12 – «Счастливый случай», команда получает дополнительные вопросы и дополнительные очки. Бочонок № 13 – команда получает балл + ход.

• Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды? • Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с ним, если лошадь споткнётся? • Стальной шарик висит на нити. Отклоним его в сторону и отпустим. Какие превращения энергии происходят при этом? • Почему глина и мучное тесто при нагревании не размягчаются, а затвердевают? • (Вопросы на слайдах 5–9*.) • К какому типу двигателей следует отнести огнестрельное оружие? • Какое значение имеет для организма выделение пота?

Счастливый случай [4, 5]: • Чего в сундук не спрячешь? (Луч света.) • Сестра к братцу в гости идёт, а он от неё прячется. Что это? (Луна и Солнце.) • Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? (Молнию.) • (Вопрос на слайде 9 и, аналогичный, на слайде 10*.)

4. Музыкальная пауза

Болельщики 2-й команды исполняют одну из любимых песен космонавтов.

5. Вопросы команд друг другу (по три вопроса из истории космонавтики)

6. Викторина болельщиков

(Учитель задаёт болельщикам вопросы по фильму о Ю.А. Гагарине. Каждый правильный ответ – дополнительное очко своей команде и цветная эмблема отвечавшему – лично. В конце игры по количеству цветных эмблем определяется самый активный болельщик.): • Имя, отчество и фамилия первого космонавта планеты. • Где и когда родился Ю.А. Гагарин? (С. Клушино под Гжатском, 9 марта 1934 г.) • Кто родители Ю.А. Гагарина? (Отец Алексей Иванович, мать Анна Тимофеевна.) • Какое событие произошло в жизни С.П. Королёва в марте 1934 г.? (Он сделал доклад «О полётах реактивных аппаратов» на конференции по изучению страто­сферы в г. Москве.) • Когда была запущена первая ракета на жидком топливе? (17 августа 1933 г.) • Ю. Гагарин перед самой войной пошёл учиться в 1-й класс. А сколько он проучился тогда? (Месяц.) • Какой трагедией обернулась война для семьи Гагариных? (Угнали в Германию детей – Зою и Валентина.) • Когда освобождено было село Клушино советскими солдатами? (6 марта 1943 г. немцев выгнали со Смоленщины.) • Когда был освобождён из заключения С.П. Королёв? (В 1945 г.) • Кто создал немецкую ракету «Фау»? (Вернер фон Браун.) • Куда семья Гагариных переехала после войны? (В г. Гжатск.) • Где учился Юрий Гагарин после семилетней школы? (В ремесленном училище и в школе рабочей молодёжи.) • На какую профессию? (На литейщика.) • Где впоследствии учился Ю. Гагарин? (В Оренбургском авиационном училище.) • Назовите имя жены Ю.А. Гагарина. (Валентина.) • Когда был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.) • Где служил Ю. Гагарин после окончания авиационного училища? (В Заполярье.) • Сколько человек было в первом отряде космонавтов? (20.) • Какова, по мнению Алексея Архиповича Леонова, отличительная черта характера Ю. Гагарина? (Обязательность.) • Расскажите о решающем моменте в жизни космонавта номер один. • Какое знаменательное событие в космонавтике произошло в день 27-летия Ю. Гагарина – 9 марта 1961 г.? (Стартовал корабль «Восток» с манекеном, собакой Чернушкой и другой живностью.) • Какие слова произнёс Ю. Гагарин перед стартом? Впоследствии они стали крылатыми. («Поехали».) • Когда, в какой день недели и во сколько стартовал корабль «Восток» с первым космонавтом на борту? (В четверг 12 апреля 1961 г. в 9 ч 47 мин.) • Где учился Ю. Гагарин после полёта? (В военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.) • В каком воинском звании Ю. Гагарин стал космонавтом № 1? (В звании майора.) • Какое недоразумение случилось с Ю. Гагариным, когда он шёл по дорожке в аэропорту Внуково при встрече его правительством страны? Это недоразумение вызвало беспокойство многих. (Развязался шнурок.)

7. Музыкальная пауза

8. Заключительные вопросы командам [6]

Учитель в течение 2 мин в быстром темпе задаёт вопросы одной команде, потом другой. За каждый правильный ответ – 1 балл: • В воде не тонет и в огне не горит? (Лёд.) • Ты за ней, она от тебя; ты от неё, она за тобой. Что это такое? (Тень.) • Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает? (Молекулы быстрее движутся.) • Если тяжёлую покупку нести за верёвку, то ощущается сильная боль в пальцах. Почему? (Площадь мала, давление велико.) • Почему неудобно пользоваться чайником с коротким носиком? (Сообщающиеся сосуды – вода выливается.) • Два поезда идут навстречу друг другу: один – ускоренно на север, другой – замедленно на юг. Как направлены ускорения поездов? (Оба на север.) • Как движутся кабины в аттракционе «Колесо обозрения»? (Поступательно.) • Пружинные весы проградуированы на экваторе. Каковы будут показания этих весов на полюсе? (Они увеличатся.) • Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы? (Сила притяжения мала.) • В какой точке траектории летящий снаряд обладает наименьшей скоростью? (В наивысшей.) • Почему у глубоководных рыб плавательный пузырь выходит через рот наружу, если их извлечь из воды? (Давление внутри рыбы гораздо больше атмосферного.) • Станет ли КПД тепловых машин равным 100%, если трение в частях машины свести к нулю? (Нет, т. к. часть тепла отдаётся холодильнику.) • Свежеиспечённый хлеб весит больше, чем тот же хлеб остывший. Почему? (Влага испарилась.) • Когда зимой скорее сохнет бельё: в морозную погоду или в оттепель? Почему? (В морозную, потому что меньше влажность.) • Зачем боронуют почву на огороде после дождя? (Разрушают капилляры и тем самым уменьшают испарение влаги из почвы.) • Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Чем это объяснить? (Температура плавления бронзы ниже.) • Чему равна напряжённость электрического поля в центре равномерно заряженного проволочного кольца, имеющего форму окружности? (Нулю.) • Ученик по ошибке включил вольтметр вместо амперметра при измерении величины силы тока в лампе. Что при этом произойдёт с накалом нити лампы? (Сопротивление возросло, лампа не загорится.) • Длину провода увеличили в 4 раза. Как изменилось при этом сопротивление провода? (Увеличилось в 4 раза.) • В каком месте Земли магнитная стрелка обоими концами показывает на юг? (На южном магнитном полюсе, который почти совпадает с Северным географическим полюсом.)

9. Подведение итогов

Определяются команда-победитель и самые активные болельщики. Проводится награждение. Выставляются оценки.

10. Музыкальная пауза

Все вместе исполняют песню.

 

Литература

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. М.: Вако, 2006.
  2. Григорьев В., Мякишев Г. Силы в природе. М.: Наука, 1973.
  3. Маковецкий П. Смотри в корень. М.: Наука, 1979.
  4. Елькин В.И. Необычайные учебные материалы по физике. М.: Школа-Пресс, 2000.
  5. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1990.
  6. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: Просвещение, 2000.

 

ВихляеваНадежда Валентиновна Вихляева – учитель физики высшей квалификационной категории, отличник профессионально-технического образования РФ. Окончила МОПИ им. Н.К. Крупской по специальности «Физика», педагогический стаж 34 года. Использует элементы методики В.Ф. Шаталова. Большое внимание уделяет музыкальному оформлению уроков, считая, что музыка – «впереди планеты всей».



* Полностью презентация представлена как электронное приложение к № 12/2010. – Ред.