Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №12/2010

Учебные занятия

Т. В. Лёвочкина,
< garikl1@yandex.ru >, МОУ СОШ № 5, г. Дубна, Московская обл.;
Л. В. Пасюк,
< lilipas@mail.ru >, МОУ СОШ № 5, г. Дубна, Московская обл.

Периодический закон. Строение атома

рис.6Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по строению атома и Периодической таблице Д.И. Менделеева в свете изученных новых тем в курсах физики и химии.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска или экран, лабораторное оборудование (штатив, спиртовка, химические стакан, мензурка, цилиндр, колба, держатель, весы с разновесами и т. д.), бруски (алюминиевый и медный).

Раздаточный материал: карточки для групп, периодические таблицы, таблицы плотностей.

Ход урока

I. Организационный этап (3–5 мин). Класс делится на 8 заранее сформированных учителями групп: участковые, оперативники, эксперты-графики, патологоанатомы, эксперты-физики, криминалисты, аналитики, следователи. После вступительного слова учителей группы получают задания на карточках.

 

II. Работа в группах по карточкам (10 мин)

рис.2

«Эксперты-физики» Смирнова Света и Демянчук Маша

1. Участковые, зная свои участки, быстро и точно устанавливают «место преступления» (определяют местонахождение «похищенных» химических элементов, называют их и характеризуют) [1].

2. Оперативники первыми прибывают на «место преступления» и собирают вещественные доказательства (называют лабораторное оборудование, разложенное на столе, рассказывают о применении каждого) [1, 2].

3. Эксперты-графики по изображениям химических элементов определяют, что это за элементы, и описывают строение каждого [3].

рис.3

«Паталогоанатомы» Абросимова Юля и Чекмасова Полина

рис.5
рис.4

4. Эксперты-физики исследуют вещественные доказательства физическими методами: выбрав оборудование, определяют, из какого вещества сделаны два бруска [2].

5. Паталогоанатомы по выданным в конверте составным частям атомов (протоны, нейтроны и электроны – магнитные элементы в соответствующем количестве) составляют «портрет» химического элемента, устанавливают «имя» и составляют модель [1, 4].

6. Криминалисты по перечисленным свойствам и признакам газов определяют, какие это химические элементы [1]

7. Аналитики, проанализировав таблички с химическими элементами, определяют кратчайший путь в заданном направлении [4, 5].

8. Следователи обрабатывают полученный специалистами материал и выдают заключение (разгадывают ребусы) [4, 5].

 

рис.7 рис.8 рис.9

III. Защита заданий каждой группой с обсуждением и дополнениями класса (15 мин). Проходит в сопровождении презентации со слайдами-ответами (см. электронные приложения).

 

IV. Решение кроссворда, подведение итогов работы, выявление степени усвоения материала (5–8  мин)

1. Химический элемент Br.

2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая химические свойства этого вещества.

3. Вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

4. Тип химической реакции.

5. Один из признаков химической реакции.

6. Тип химической реакции.

7. Свойство атомов одного химического элемента присоединять определённое число атомов другого элемента.

Ключевое слово: известный русский химик и композитор, автор оперы «Князь Игорь».

рис.1

 

Ответы: 1. Бром. 2. Молекула. 3. Простые. 4. Разложения. 5. Осадок. 6. Соединения. 7. Валентность.

Ключевое слово: Бородин.

V. Задание на дом (2 мин): напишите сообщение об элементах, открытых в нашем городе – Дубне.

 

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; базовый уровень. М.: Дрофа, 2008.
  2. Пёрышкин А. В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; базовый уровень. М.: Дрофа, 2004.
  3. Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; базовый уровень. М.: Дрофа, 2004.
  4. Штемплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение,1993.
  5. Внеклассная работа по химии / Под ред. Э.Г. Злотникова М.: Владос, 2004.

 

Фото присланы автором

ЛёвочкинаТатьяна Львовна Лёвочкина – учитель физики I квалификационной категории, окончила Московский институт радиотехники, электроники и автоматики в 1997 г., педагогический стаж 9 лет. В этом году заканчивает двухгодичные курсы переподготовки учителей физики, у которых нет педагогического образования. Лауреат конкурса «Методическая находка» (2008 г.), лауреат городского конкурса «Внедрение информационных технологий в образование» (2007 г.). В педагогической деятельности следует завету В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Вместе с мужем воспитывает двух дочерей – одиннадцати и семи лет. Любит готовить, вышивать крестиком и бисером, вязать.