Учебные занятия
В. А.
Бакирова,
МОУ Беляногорская СОШ, п. Белянская Гора, Рузский р-н, Московская обл.
Первоначальные сведения о строении вещества
Учащиеся уже знают, что все вещества состоят из молекул, которые имеют сложное строение; знают, что молекулы находятся в непрерывном движении, что скорость движения молекул зависит от температуры; знают о силах взаимодействия молекул; имеют представление об агрегатных состояниях вещества, которые отличаются одно от другого расположением и взаимодействием молекул.
Перед уроком формируются две команды по 5–6 человек, ученики подбирают им названия, выбирают капитанов. Остальные учащиеся – болельщики. Ребята заинтересованы, активно участвуют, работа в командах поддерживает их стремление быть первым. За урок они успевают повторить материал несколько раз в различных ситуациях.
Ход урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем слушать сказку. И не просто слушать, но и помогать её героям, вспоминая физику. Работать вы будете командами. Помните, что от активности каждого из вас зависит успех команды. Все члены команды-победительницы получат «5», члены команды, занявшей второе место, – «4». Индивидуальную оценку за активную работу и верные ответы в помощь участникам команд получат болельщики.
Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова: «О, сколько нам открытий чудных,//Готовит просвещенья дух…» (А.С. Пушкин).
Итак, слушаем сказку. Слушайте внимательно, да физику вспоминайте.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь – Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Всё умела. Но больше всего физику она любила. У неё даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И всё шло хорошо. Но однажды налетел чёрный вихрь и унёс Настасью неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич: «Кто спасёт мою дочь, тому я её в жёны отдам». Нашёлся храбрец – Иван-крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошёл, куда глаза глядят.
Идёт, а навстречу ему старушка «Куда путь держишь?» – спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придётся, – говорит она. – Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает».
«Вот и хорошо, – отвечает Иван, – Уж что-что, а физику-то я знаю!» Дала тогда ему старушка клубок шерстяных ниток и говорит: «Он отведёт тебя, куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: что такое клубок – вещество или физическое тело?» Задумался Иван.
А ну-ка, ребята, давайте, ему поможем. (Учащиеся отвечают.)
Покатился клубок и привёл Ивана к деревьям. А на них вместо зелёных листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги, Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево – с названиями веществ, на другое – с названиями физических тел, на третье – с названиями физических явлений». Принялся Иван за работу.
И вы, ребята, должны ему помочь. (Ученики разбирают карточки с названиями физических тел, физических веществ и физических явлений: 1) стекло, стакан, резина, футбольная камера, древесина, карандаш, сталь, ножницы, пластмасса, линейка, гром, кипение, метель, выстрел, плавление; 2) свинец, дробь, сталь, рельса, спирт, колба, медь, чашка, алюминий, вертолёт, снегопад, наводнение, буран, молния.)
Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зелёной листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, что оживил нас!»
Покатился клубок дальше. Идёт Иван за ним, глядь, перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел было мимо пройти, а он говорит: «Погоди, добрый молодец, дальше не пройдёшь, коли не ответишь на мои три вопроса». «Задавай», – говорит Иван, и услышал (команды вытаскивают себе вопросы и отвечают на них): • Что ты знаешь о молекулах? • Можно ли отличить воду, полученную из молока, от воды, выделенной из сока или морской воды? Почему? • Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода? • Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при её нагревании и охлаждении? • В чём сходство и различие в движении молекул газов и жидкостей? жидкостей и твёрдых тел? • Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменились их расположение и движение?
Вопросы болельщикам: • в каком состоянии находятся при комнатной температуре следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лёд, кислород, алюминий, молоко, азот?
Справился Иван с заданием и пошёл дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото: ни обойти, ни объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовёт его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь – говорит, – камень, на котором сидишь. Там письмо заветное. Сумеешь ответы найти – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи Премудрой!»
Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нём задания.
Первое задание: допишите фразы:
– первой команде: • Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется… • То, из чего состоит физическое тело, называется… • Частицы, из которых состоят молекулы, называются…
– второй команде: • Сохранение объёма и формы – это свойства… • Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский учёный… • Сохранение объёма, но не формы – это свойство…
– болельщикам: • Между молекулами действуют силы… • Источником физических знаний являются… и…
Да... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непростое.
Второе задание
– первой команде: • Покажите схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком и твёрдом) и объясните, чем вызвано различие воды в этих состояниях.
– второй команде: • Почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твёрдых телах?
Как только Иван выполнил это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идёт Иван, торопится. Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий: ни обойти, ни перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень огромный стоит, а на нём слова написаны: «Если найдёшь физические ошибки в рассказе, то перекинется через ров мост, а не найдёшь, – так и останешься на этой стороне».
Ребята! Слушаем рассказ и ищем в нём физические ошибки (дважды прокручивается аудиозапись).
Встретились однажды два друга – Коля и Витя. Давно они не виделись «А я уже физику знаю», – хвалится Коля. «И я тоже знаю»,– говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.
– Я знаю, – говорит Коля, – что мельчайшая частица данного вещества – это молекула.
– Подумаешь! – отвечает Витя – Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов.
– А ты знаешь, – спрашивает Коля, – что молекулы можно увидеть в телескоп?
– Конечно, – говорит Витя, – В телескоп всё можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?
– Ещё бы не знать! – отвечает Коля, – это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном?
– Конечно, слышал, – улыбнулся Витя. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют свой объём. Газы имеют форму и объём, а твёрдые тела не сохраняют ни формы, ни объёма!
– Постой, постой! – остановил его Коля. – По-моему ты что-то перепутал!
– Ничего я не перепутал, – обиделся Витя, – Я физику как дважды два знаю!
– Ну, тогда, – говорит Коля, – скажи: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах? Только подумай сначала!
– А что тут думать, – усмехнулся Витя, – Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия!
Иван точно (как и вы) указал все ошибки, тут же появился мост, и он пошёл дальше. Иван наконец-то пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба поднимаются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но ней замок висит многопудовый. Попытался было Иван сбить его, да всё напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам откроется, коли сумеешь ты указать физический смысл пословиц: • Ложка дёгтя бочку меда портит • Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь • Как с гуся вода • камень стрелять – только стрелы терять. (Ребята объясняют суть пословиц с точки зрения физики.)
С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец, Иван! – говорит, – Не побоялся трудностей-испытаний! Всё прошёл. Осталась самая малость. Чтобы разрушились злые чары, надо рассчитать цену деления мензурок, стоящих на столе, и сказать, сколько воды в них налито». (Учащиеся определяют цену деления мензурок и объёмы налитой в них воды.)
Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок и очутились Иван да Настасья Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, а кто слушал, да физику повторил, – тот молодец. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Что самое главное, ребята, мы усвоили из сегодняшнего урока? (Дети отвечают.)
Подведение итогов.
Публикация статьи произведена при поддержке бюро переводов «Мастер перевода». Если Вы ищете агентство переводов при нотариусе, чтобы выполнить юридический перевод, то предложение компании «Мастер перевода» для Вас. Опытные профессионалы в самые быстрые сроки и по низкой цене выполнят заверенный нотариусом перевод любого уровня сложности. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и ознакомиться со списком компаний, сотрудничающих с бюро переводов «Мастер перевода», можно на сайте www.MasterPerevoda.ru