Учебные занятия
О. И.
Тормышова,
< school69@lipetsk.ru >, МОУ СОШ № 69, г. Липецк
Знакомьтесь – ФИЗИКА!
На Неделе физики для учеников начальной школы мы проводим кукольный спектакль «Знакомьтесь – ФИЗИКА!» Головы кукол ребята сделали из папье-маше, а крылья и туловища соорудили из деревянных каркасов, обшив их «перьями» из лоскутов.
Действующие лица: Ворон Воронович, Птица-секретарь, Филин Филинович.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в школе идёт Неделя физики. Поэтому мы решили рассказать вам об этом предмете, о явлениях природы, выяснить, как и для чего человек изучает природу. Для этого перенесёмся на лесную полянку (звучит фонограмма с пением птиц). Здесь птицы – Ворон Воронович, Филин Филинович и Птица-секретарь – проводят заседание клуба пернатых, на котором вы и поприсутствуете.
Филин Филинович. Угу! Угу! Начинаем заседание клуба пернатых. На повестке дня: рассказать ребятам, что такое физика, что она изучает и чем отличается от других наук.
Ворон Воронович. Тогда разрешите, начну я. Слово «физика» ввёл в словарь русского языка наш великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. А происходит оно от греческого слова φύσις [фюзис], что значит природа.
Птица-секретарь. Значит, физика – это наука о природе?
Ворон Воронович. Верно. Только география и биология – это ведь тоже науки о природе?
Птица-секретарь. Наверное, каждая наука изучает что-то своё...
Филин Филинович. География изучает страны, климат.
Птица-секретарь. Биология – насекомых, птиц, зверей, их строение, среду оби тания, пищу.
Ворон Воронович. А физика изучает, почему идёт дождь, снег. Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить разнообразные изменения.
Филин Филинович. А изменения в природе называют явлениями.
Учитель. Одну минутку, Филин Филинович. Ребята, кто сможет повторить, что такое явления? (Ребята затрудняются с ответом.) Филин Филинович, придётся тебе повторить ещё раз, что такое явления.
Филин Филинович. Изменения, происходящие в природе, называются явлениями.
Птица-секретарь. Это какие же изменения могут произойти?
Ворон Воронович. Вода в чайнике, поставленном на огонь, закипит. Камень, выпущенный из рук, упадёт. Это всё примеры явлений.
Птица-секретарь. Почему?
Ворон Воронович. Пусть тебе помогут ребята.
Птица-секретарь. Ребята, почему эти примеры будут явлениями? (Ответы зрителей.)
Ворон Воронович. Различают механические, тепловые, звуковые и световые явления. Все эти явления называют физическими.
Филин Филинович. И с ними со всеми ребята познакомятся на уроках физики.
Учитель. Ребята, повторите, какие явления изучает физика? А кто сможет привести их примеры? (Обращаясь к птицам.) Уважаемые птицы, а для чего нужно изучать явления природы?
Ворон Воронович. Чтобы потом полученные знания применить на практике, в жизни.
Филин Филинович. Я могу привести пример. Сначала люди наблюдали за таким грозным явлением природы, как гроза. И оно внушало людям страх, т. к. часто приносило беду – пожары. Люди боялись грозы и приписывали её сверхъестественным силам – богу. Например, древние греки считали что молния – это стрелы, которые главный бог – Зевс – мечет на землю.
Ворон Воронович. Но с развитием науки человек узнаёт, что это электрический разряд, который возникает между облаком и землёй. И люди смогли смоделировать маленькую молнию в лабораторных условиях. Начались опыты. (Демонстрируется работа электрофорной машины.)
Птица-секретарь. И теперь везде сооружают молниеотводы, который защищают от здания от удара молнии.
Ворон Воронович. Выполнена главная цель любой науки: поставить полученные знания на службу человеку.
Птица-секретарь. Значит, всё начинается с наблюдений!
Ворон Воронович. Старайтесь и вы, ребята, не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а прислушиваться, тогда и вы сможете открыть много интересного.
Филин Филинович. Приведу ещё один пример. Человек, срывая лист подорожника, обнаружил, что из листочка тянутся какие-то ниточки, а потому сорвать его очень трудно.
Птица-секретарь. Получается, что они увеличивают прочность растения?
Ворон Воронович. Этот способ человек использовал при постройке Останкинской телебашни. 150 стальных канатов, протянутых внутри ствола под бетонной оболочкой, обеспечивают ей особую прочность.
Птица-секретарь. А реализовал он это благодаря физике. Целый раздел этой науки посвящён изучению прочности, упругости тел и называется он сопромат.
Ворон Воронович. Хотите другой пример из этого раздела? В джунглях идут проливные дожди. На деревья выливаются мощные потоки воды. Как же лист выдерживает такую нагрузку?
Птица-секретарь. Я видела, что листы не гладкие, а гофрированные.
Учитель. Верно. Посмотрите (иллюстрирует сказанное), обычный лист не выдерживает даже коробок спичек, а гофрированный – несколько коробков. Где же человек использует такую поверхность?
Дети. Крыши покрывают шифером.
Учитель. Совершенно верно. Молодцы!
Птица-секретарь. Я поняла, изучение явлений начинается с наблюдений, затем выдвигается какое-то предположение, почему так происходит, ставятся опыты, производятся расчёты. А как приобретаются знания?
Ворон Воронович. Очень просто. У человека есть органы чувств: зрение, слух, обоняние, с помощью которых он познаёт природу.
Птица-секретарь. Да, но органы чувств могут подвести. Вот ты, Филин Филинович, утверждаешь, что зрение тебя никогда не обманывает. А теперь скажи мне, если ты такой зоркий, какая линия на моём рисунке длиннее?
Филин Филинович. Ребята, а вы как думаете? (Зрители: «Левая!») Нет, они одинаковые!
Птица-секретарь. А теперь, какие чёрточки длиннее? (Зрители: «Правые!») Как это проверить?
Ворон Воронович. Линейка – это инструмент, который используется в физике. Кроме него вы познакомитесь и будете работать со многими другими приборами, ставить опыты. Узнаете физические термины. Это специальные слова, которыми пользуются в науке для краткости, удобства, определённости. Мы уже пользовались терминами: явление, закон, тело, вещество.
Птица-секретарь. Ой! У меня тоже есть тело.
Филин Филинович. В физике под физическим телом или просто телом понимают все предметы, которые нас окружают. А вещество – это то, из чего сделано тело.
Ворон Воронович. Давайте поиграем: я называют физическое тело, а вы – вещество, из которого оно состоит: тарелка; дом; пенал. Молодцы, хорошо справились с заданием.
Птица-секретарь. Многое, о чём мечтал человек в сказках, уже реализовано сейчас в жизни. Продолжим игру. Мы называем сказочную вещь, а вы, ребята, говорите, во что она превратилась сейчас. Договорились?
Филин Филинович. Семимильные сапоги.
Ученики. Поезда, автомобили.
Филин Филинович. Ковёр-самолёт.
Ученики. Самолёт.
Филин Филинович. Топор-саморуб.
Ученики. Электропила.
Филин Филинович. Чудесный петушок из сказки А.С. Пушкина.
Птица-секретарь. Я даже помню:
«Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
Ученики. Радиолокационная установка.
(Демонстрация видеофрагмента из сказки «Аленький цветочек».)
– Диво, диво-то какое! Катись, яблочко наливное, по блюдечку по серебряному. Покажи нам страны далёкие, снежные.
– Снег пушистый, мягкий, совсем, как у нас зимой.
– Катись, катись, яблочко. Подивись, Настенька, на царство морское, подводное, на каменья самоцветные, на жемчуга бесценные.
– Кони, кони-то смешные!
– А вот, Настенька, узнаёшь берег родной?
Филин Филинович. Ребята, кто скажет, что сейчас исполняет роль серебряного блюдечка?
Ученики. Экран телевизора.
Ворон Воронович. Вот видите, сколько идей человек уже воплотил в жизнь? Это благодаря физике. На её уроках вы узнаете, как рассчитывать скорость поезда, почему летает самолёт, как работают радиолокационные установки.
Филин Филинович. А для этого вы должны хорошо знать математику: как найти делимое, делитель, множитель. Ну-ка, проверим. Кто скажет, как найти делимое? Делитель?
Птица-секретарь. Молодцы. Ну а кто забыл, у вас ещё есть время это выучить. И ещё надо хорошо учиться читать быстро и без ошибок, ведь вам придётся читать много технической литературы, энциклопедий.
Ворон Воронович. Поскорее подрастайте и приходите к нам на уроки физики. А сейчас до свидания.
Филин Филинович. Угу! Угу! До скорого свидания.
Ольга Ивановна Тормышова – учитель физики высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, окончила ЛГПИ в 1985 г., педагогический стаж свыше 20 лет. Работала в школах г. Липецка. Педагогические достижения: ученики побеждают на районных олимпиадах, успешно поступают в вузы. Педагогическое кредо: «Не бывает плохих учеников, бывают дети, не заинтересованные твоим предметом». Воспитывает сына-семиклассника, любит бардовские песни, играет на гитаре.