Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2010

Учебные занятия

Г. Л. Савинкова,
< cabinkoba@yandex.ru >, МОУ СОШ № 176, г. Оренбург

Путешествие в Изумрудный город

рис.1

Страшила, Железный Дровосек, Бастинда, Элли

Во время Недели науки мы проводим экскурсии в кабинет физики для учащихся 3–4-го классов. Сначала старшеклассники дают театрализованное представление по мотивам известной сказки и в игровой форме знакомят малышей с волшебным миром физики: дети с интересом наблюдают занимательные опыты, участвуют в викторине, отгадывают загадки, играют в «Поле чудес». Потом старшие выступают в роли экскурсоводов и рассказывают ребятам об экспонатах (приборы, поделки учеников), выставленных в кабинете. Вся экскурсия занимает 40 минут. Малыши всегда приходят в восторг и, покидая кабинет, задают один и тот же вопрос: «А когда мы будем изучать физику?» Сценарий написан при участии десятиклассниц Литвиновой Кати, Новичковой Насти, Турзановой Юли, Фимушкиной Ани. Они же и сыграли главные роли. Представление сопровождается компьютерной презентацией (см. электронные приложения к № 11) с иллюстрациями к сказке.

Ход экскурсии

Учитель. Сегодня у нас в гостях герои сказки «Волшебник Изумрудного города». Вы, конечно, помните историю девочки Элли, которую ураган забросил в волшебную страну. Она отправилась искать волшебника Гудвина в Изумрудный город в надежде, что он поможет ей вернуться домой…

(Входит Элли и видит Железного Дровосека, который стоит и плачет. У него в руках магнитная стрелка, а сам он весь облеплен магнитиками.)

Элли. Кто ты? Что с тобой случилось? Не плачь! Ты можешь заржаветь!

Железный Дровосек. Я Железный Дровосек. Злая волшебница Бастинда поместила меня в Магнитную страну. Её жители – магнитики – облепили меня со всех сторон, так что я боюсь пошевелиться. Я не могу уйти отсюда. Бастинда следит за мной с помощью этого компаса. Стрелка всё время показывает на меня!

Элли. Я знаю, как помочь тебе! Я в школе изучала физику. Нам нужен электромагнит. Возьмём катушку из провода, соединим её с батарейкой и вставим в неё железный сердечник. (При этом Элли собирает электромагнит, помещает рядом с ним магнитную стрелку, а магнитики снимает с Дровосека, и они притягиваются к электромагниту.) Посмотри, теперь стрелка компаса показывает не на тебя, а на электромагнит! Да и магнитикам он тоже понравился! Теперь ты можешь идти, куда захочешь!

Железный Дровосек. Спасибо! Ты помогла мне, а я помогу тебе. Пойдём вместе в Изумрудный город. Я буду тебя защищать!

(Вбегает Страшила. На нём шляпа, надвинутая на глаза. На шляпе – воронье гнездо.)

Элли. Кто это?

Страшила. Помогите! Я ослеп! Я ничего не вижу!

рис.2 Железный Дровосек (снимает с него шляпу). Ты так долго стоял на поле и пугал ворон, что птицы успели свить гнездо на твоей шляпе! А что это в гнезде? О! Какие интересные яйца! (Достаёт первое яйцо – содержимое яйца удалено через два маленьких отверстия, а внутрь засыпаны свинцовые дробинки и залиты расплавленным воском так, что центр тяжести расположен на одном боку. Отверстия заклеены и закрашены. Такое яйцо обязательно переворачивается, если его положить на стол.) Посмотрите, какое оно непослушное! Наверное, из таких яиц вылупляются непослушные дети! (Достает второе яйцо и ставит его на стол.) А это яйцо послушное, не кувыркается, стоит спокойно. Из таких, наверное, послушные дети получаются. (Это пустая скорлупа с песком, такое яйцо стоит в любом положении. Дровосек достаёт третье яйцо.) А это Ванька-встанька какой-то! Из таких яиц неваляшки вылупляются! (Секрет яйца: в тупом конце яйца – свинцовые дробинки, залитые воском.)

А это что за яйцо? (Достает четвёртое, внутри которого спрятан большой гвоздь, и подносит к маниту.) Посмотрите! Оно к магниту притянулось! Всё ясно. Из таких яиц выводятся магнитики!

Страшила. Как интересно! Я бы никогда не додумался! Давайте знакомиться. Я Страшила! А вы кто, мои спасители?

Элли. Я Элли, а это мой друг Железный Дровосек. Мы идём в Изумрудный город к великому Гудвину.

Страшила. Возьмите и меня с собой! Может быть, Гудвин и мне поможет? Я так хотел бы стать хоть чуточку умнее! От ворон я слышал, что дорога в Изумрудный город лежит через Страну шариков!

(Под музыку Элли, Страшила и Железный Дровосек обходят вокруг стола, а в это время из-под стола появляется король Страны шариков – наполненный гелием шар с нарисованным лицом. За короля говорит ученик, он же показывает презентацию.)

Король. Я король Страны шариков! Приветствую вас, о чужеземцы! Зачем вы пожаловали ко мне?

Элли. Уважаемый король! Мы идём в Изумрудный город. Не мог бы ты показать нам туда дорогу?

Король. Я помогу вам, только если вы сможете помочь жителям моего королевства! Мои подданные, воздушные шарики, очень боятся иголок, а здесь они встречаются буквально на каждом шагу: и на ёлках, и на розах, и на ёжиках…

Элли. Кажется, я знаю, как вам помочь. Я читала об индийских йогах – они могут даже спать на иголках. Займитесь йогой, начните тренироваться! Посмотрите, этот шарик спокойно лежит на острых иголках и не лопается! (В лист картона плотно одна к другой воткнуты кнопки-гвоздики. Шарик не лопается, даже если его сильно прижать рукой [1].) Я могу даже прижать его, а он всё равно цел и невредим! Вот что значит тренировка!

рис.3

Король. О! Спасибо! Сегодня же издам указ, чтобы все мои поданные записались в секции йоги и начали ходить на тренировки! Но у нас ещё одна проблема. Наши дети совсем нас не слушаются! Вот посмотрите на этого озорника! (Теннисный шарик, положенный в центр стакана с водой, всё время стремится прилипнуть к стенке стакана.) Его невозможно заставить плавать посредине!

Железный Дровосек. Ну, с непослушными детьми я всегда находил общий язык. (Доливает воду, чтобы появился мениск над краями стакана – шарик устанавливается точно по центру.) Вот, пожалуйста! Шарик сам собой расположился точно в серединке! А теперь я попрошу его поплыть в одну сторону и в другую! (Электризует трением палочку и водит шарик с её помощью.) Да этот ребёнок – просто образец послушания!

Король. Спасибо! Вот обрадовали! Эх, если бы вы его ещё и летать научили!

Страшила. Это совсем легко! Я так долго стоял среди поля и смотрел, как летают вороны! Я знаю, что надо делать! Смотрите! (Теннисный шарик парит в струе воздуха от фена и перемещается вслед за феном [2].)

Король. Вот моя последняя просьба. Мои подданные – шарики, – к сожалению, не могут сами надуваться… Как нам быть? Мы постоянно от кого-нибудь зависим!

Элли. И эту проблему можно решить! Но придётся потрудиться! (Шарик под воздушным колоколом раздувается, когда откачивают воздух.)

Железный Дровосек. Смотрите! Он раздувается! Сам! Ему никто не помогает!

Элли. Вот видишь, король, и эту проблему можно решить. Вам нужно обзавестись барокамерой!

Король. Спасибо, дорогие путники! Мы никогда не забудем вашей помощи! А теперь наш гонец покажет вам дорогу в Изумрудный город! (Заранее натянута леска, приготовлен шарик, к которому скотчем приклеена трубочка для коктейля. Один конец лески пропущен через трубочку. Шарик развязывают, и он летит вдоль лески [3]. Герои отправляются дальше – под музыку обходят вокруг стола – и попадают в замок Бастинды.)

Бастинда (входит с учебником физики в руках). Читаю, читаю… Так интересно!.. Но ничего не понятно!.. Так! А вы кто такие? Что делаете в моём замке?

Элли. Я Элли, а это мои друзья. Мы шли в Изумрудный город и, кажется, заблудились…

Бастинда (притворно). Ах, вы мои бедненькие! Заблудились! Оставайтесь у меня, отдохните с дороги… А потом, если выполните мои задания, я вас отпущу. А если нет – будете прислуживать мне вечно!

Элли. Мы постараемся! Что надо сделать?

рис.4 Бастинда. Вот первое задание: мои подруги ведьмы подарили мне на день рождения осьминога. Он уже три дня ничего не ест и не шевелится. Что мне с ним делать? (Под осьминога замаскирован «картезианский водолаз», сделанный из пенициллинового пузырька и кусочка пустого стержня от шариковой ручки [1].)

Элли (поглаживает бутылку с «осьминогом» и сдавливает её – «осьминог» приходит в движение). Ну, осьминожек, давай, поплавай! Вот так, вверх и вниз! (Поворачивается к Бастинде.) С ним всё в порядке. Просто ему скучно, с ним надо играть и разговаривать.

Бастинда. Подумаешь, какие мы нежные! Вот вам задание посложнее. У меня есть озеро, на дне которого спрятаны несметные сокровища. А достать я их не могу! Я же не выношу воды! Как мне быть?

Страшила. Я знаю, что надо сделать! Допустим, вот это блюдо с водой – озеро. А эта монетка на дне – сокровище. Зажигаем огонь – вот эту свечку, и накрываем его стаканом. Вот! Вся вода – в стакане, а монетка у меня в руках [1]!

Бастинда. Ха! Теперь я доберусь до своих сокровищ! А вот вам и третья задача. Когда я смотрю телевизор и пью чай (берёт чашку и блюдце), то чашку держу в одной руке, а блюдце – в другой! А как же мне каналы переключать?

рис.5 Железный Дровосек. Я, кажется, знаю, как тебе помочь. (Ставит металлический стаканчик от калориметра на смоченное водой блюдце, кладёт в него снег или кусочки льда, посыпает солью и перемешивает. Блюдце примерзает к стаканчику [4].) Клади в свой чай побольше льда и сыпь побольше соли!

Бастинда (пробует на вкус). О! Как вкусно! Вот порадовали! Развлекли! Сейчас я вам приготовлю угощение, а потом покажу дорогу! (Варит зелье – спиртовка, стакан с водой, кристаллик марганцовки. Колдует.) Варись, варись, зелье! Вот выпьют они моего угощения и забудут, куда шли. Останутся в моём замке и будут меня развлекать.

рис.6 Страшила (своим друзьям). Я услышал, что она затевает что-то недоброе! Как же нам спастись?

Элли. Помните, Бастинда говорила, что боится воды? (Берёт шар Паскаля, наполненный водой.) Бастинда! Посмотри, мы самый интересный опыт тебе ещё не показали! (Элли поливает Бастинду, а заодно и зрителей водой.)

Бастинда. Я таю…. (прячется под столом).

Элли. А теперь бежим!

(Герои убегают в лаборантскую, оттуда появляется ученик в костюме волшебника.)

Гудвин. Вы, конечно, меня узнали! Я Гудвин из сказки «Волшебник Изумрудного города». Элли, Железный Дровосек и Страшила показали свою смелость и находчивость. А вы готовы к моим испытаниям? Сможете разгадать мои загадки?

(Загадки о физических телах, явлениях, приборах представлены в компьютерной презентации – см. «Электронные приложения». За верный ответ подарок – воздушный шарик из рук героев сказки.)

 

Литература

  1. Тит Т. Продолжаем научные забавы. М.: ИД Мещерякова, 2007.
  2. Туркина Г.Ф. Физика на воздушных шариках. Физика-ПС, 2008. № 16.
  3. Рабиза Ф.В. Простые опыты. М.: Детская литература, 2002.
  4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.Просвещение, 1987.

Фото присланы автором

 

СавинковаГалина Львовна Савинкова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила физфак МГУ им. М.В. Ломоносова в 1983 г., педагогический стаж 13 лет. Победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России». Ученики ежегодно становятся победителями районной предметной олимпиады по физике, успешно участвуют в олимпиадах для абитуриентов, сдают экзамены в технические вузы Самары.