Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2010

Конкурс "Я иду на урок"

Т. В. Мишарина,
МОУ гимн. № 1, г. Сыктывкар, Респ. Коми

Объём тела

Я иду на урокЦель: познакомить учеников с физической величиной «объём» и его измерением с помощью мензурки, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

Учитель. Что мы узнали на прошлом уроке?

Ученики*. Органы чувств нас подводят, поэтому надо проводить опыты и измерения.

Учитель. Что у тела можно измерить? (Ученики перечисляют величины. Учитель показывает три стальных шарика разного объёма). Чем отличаются эти тела друг от друга?

Ученики. Эти шарики отличаются объёмом.

Учитель. Посмотрите на всё оборудование урока, какое свойство тел мы сегодня будем изучать?

Ученики. Мы будем изучать объём.

рис.1 Учитель. Запишите тему урока. (Тема всплывает на слайде 1**. Учитель показывает лист бумаги и куб.) Как бы вы назвали эти тела? И почему?

Ученики. Лист – это плоское тело, а куб – объёмное, т. к. занимает часть пространства.

Учитель. Попробуйте дать определение объёма. (Если ученики затрудняются, то учитель просит найти определение на с. 58 в учебнике [1].)

рис.2 Ученики. Объём – это та часть пространства, которую занимает тело (по щелчку учителя соответствующая запись появляется на слайде 1.)

Учитель (показывает набор геометрических объёмных тел разного размера). Какое тело имеет наибольший объём? (Ученики называют.)

Как вы оценивали объёмы тел?

Ученики. С помощью органа чувств – глаз.

Учитель. Можно ли на 100% доверять глазам?

Ученики. Нельзя. Необходимо ещё и измерять.

Учитель. В каких единицах принято в физике измерять (правильнее говорить «выражать». – Ред.) объём?

рис.3 Ученики. В кубических метрах, м3 (слайд 2).

Учитель (с помощью метровых линеек показывает, что из себя представляет 1 м3). Удобно ли нам на уроках измерять объём в м3? Что изображено на верхнем рисунке на с. 59 в учебнике?

рис.4 Ученики. На рисунке изображён 1 см3, в этих единицах нам удобно выражать объём.

Учитель. Почему вы решили, что это 1 см3?

Ученики. У этого куба длина 1 см, ширина 1 см и высота 1 см (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).

Учитель. 1 см3 называют ещё миллилитром. Во сколько раз 1 м3 больше 1 см3?

Ученики. В миллион раз (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).

Учитель. Как называется прибор для измерения объёма?

рис.5 Ученики. Мензуркой или мерным цилиндром.

Учитель (держит в руках стеклянный цилиндрический стакан и мензурку). Какой из сосудов является измерительным прибором и почему? С чего надо начинать работу с измерительным прибором? (По щелчку учителя появляется слайд 3.)

Ученики. У измерительных приборов есть шкала, и в первую очередь надо определить её цену деления.

рис.6 Учитель. На слайде вы видите часть шкалы мензурки, определите её цену деления. (Ученики определяют и объясняют, как они это делают.)

Учитель. Чем отличаются друг от друга мензурки на ваших столах? (На столах учеников по 2 мензурки с разной ценой деления.)

Ученики. Мензурки отличаются ценой деления (объясняют, как они её определили).

Учитель. Сейчас мы научимся пользоваться мензуркой. Начнём вот с чего (показывает груз от «ведёрка Архимеда» и само ведёрко): я хочу узнать, одинаков ли объём у этих тел? Как вы мне предложите это сделать?

Ученики. Надо вложить груз в ведёрко.

Учитель. Как мне определить объём этого прямоугольного сосуда? С помощью кубиков по 1 см3? (Кубики и сосуд на демонстрационном столе.)

Ученики. Вложить кубики в этот сосуд.

Учитель. Как определить объём воды в этом сосуде?

Ученики. Вылить воду в мензурку (показывают).

рис.7 Учитель. Давайте из этого цилиндрического сосуда изготовим мензурку с помощью мерного цилиндра с отметкой только 100 мл. Как вы предлагаете это сделать?

Ученики. Надо налить 100 мл воды в сосуд и сделать на прикреплённой к нему полоске бумаги первую отметку, затем налить ещё 100 мл и сделать новую отметку и т. д. (слайд 4).

Учитель. Но эта мензурка не позволяет измерять маленькие объёмы. Что нужно сделать, чтобы цена её деления была 20 мл?

Ученики. Надо измерить линейкой расстояние между двумя ближними делениями и разделить его на 5 частей (слайд 5, здесь не показан).

Учитель (берёт груз от «ведёрка Архимеда» и лабораторную мензурку). Этот груз в мензурку не входит. Как же вы предложите измерить его объём? Я предлагаю вам обратить внимание на эти приборы (показывает сливной сосуд и стаканчик).

рис.8 Ученики. Надо опустить груз в наполненный до носика отливной сосуд, а вытесненную воду из стаканчика перелить в мензурку (слайды 6–7).

рис.9 Учитель. Как вы предлагаете с помощью мензурки измерить объём этого небольшого кусочка пластилина? (Ученики объясняют, как найти объём, а по щелчкам учителя на слайде 8 последовательно появляется необходимая информация.)

Что показано сейчас на экране? (Слайд 9. Ученики объясняют, что видят и как определяется объём тела.)

рис.10 Учитель (берёт в руки кусок пластилина и деформирует его). Что происходит с формой тела? Какая при этом мысль может возникнуть? (Ученики дают свои ответы.) У меня появилась мысль: зависит ли объём тела от его формы? Как мне её проверить? (Слайд 10. Ученики отвечают, что необходимо провести опыт. Ставим цель, продумываем план, составляем таблицу, проводим опыт и делаем вывод. Слайд 11. Учитель предлагает провести опыт каждому ученику самостоятельно с оборудованием, которое находится у него на столе. Тем, кто справится с заданием раньше, предлагает определить объёмы жидкостей и тел по рисункам на с. 64, 65 в учебнике и на слайдах 11, 12. Подводит итоги урока и собирает тетради с самостоятельной работой.)

 

Домашнее задание. Сами изготовьте мензурку.

 

Литература

  1. Степанова Г.Н. Физика. 5 класс: учебник. СПб: СТП Школа, 2004.


* Здесь приведены желаемые ответы. Если дети сразу не отвечают, учитель задаёт наводящие вопросы.

** Интерактивная презентация дана в электронных приложениях. – Ред.