Учебные занятия
Л. Г.
Курдюмова,
МОО СОШ № 5, г. Абдулино, Оренбургская обл.
«Нам без физики удачи не видать»
Оформление. На доске написаны слова: «Физика важна! Физика нужна! Без неё не сделать нам ни шагу!»
Реквизит: стол, стулья, стопка учебников по физике, видеоролики с интервью, взятыми у представителей разных профессий, родителей.
Цели занятия: • в доступной и увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях • поднять престиж учебного предмета • заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни • научить владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельными.
Ход занятия
Вступление (2 мин)
Звучит песня на мотив «Учат в школе» в исполнении учащихся. На экране сменяются фотографии из цикла «С уроков физики».
Массу с весом различать и мензуркой измерять
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как длину волны найти, в метры всё перевести,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Задачу сложную решить, путь на скорость разделить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как устроен тепловоз, что таится в недрах звёзд,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Амперметр подключить, атом как изобразить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе...
Сценка «После урока физики» (4 мин)
Первый ученик. Не буду физику учить, пусть её учат технари! Я от рождения гуманитарий. Юристом буду, и без физики себя прославлю!
Второй ученик. А я пойду учиться в МГУ и стану знаменитым журналистом! Скажите, в толк я не возьму, где физика мне может пригодиться?
Третий ученик. А я тем более учить её не буду, мне папа долю в бизнесе отдаст. И школу быстро я забуду! Законы физики для нас – балласт!
Четвёртый ученик. Я, как папа, менеджером буду! Торговать – моё призвание! И без физики смогу я товаров выучить названия!
(Уходят.)
Ведущий. Прошли годы...
Сценка «Менеджер» (4 мин)
Стол с табличкой «Генеральный директор». За стол садится директор, нажимает на кнопку и просит секретаршу пригласить менеджера Соколова. Приходит Соколов – ученик, который когда-то хотел стать менеджером. Директор ставит перед ним большую коробку и даёт задание: разобраться в находящемся в ней бытовом приборе нового поколения, принести завтра полное описание этого прибора, его основные характеристики, рассказать, как им пользоваться, чтобы затем научить продавцов успешно продавать этот прибор и инструктировать покупателей. Менеджер начинает перебирать детали, относящиеся к прибору, что-то мямлит.
Директор. Ты что, ни одной лабораторной работы не сделал? Придётся тебя уволить.
Менеджер идёт прочь, берёт учебник физики и садится читать.
Сценка «Журналист» (5 мин)
На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, когда-то собиравшийся стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.
Редактор. Принёс репортаж?
Журналист. Принёс. (Подаёт рукопись. Редактор читает её.)
Редактор. Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный».
Журналист. А почему бы и нет?
Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянущейся по всему борту теплохода».
Журналист. А разве так не бывает?
Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, вглубь». Ты сколько классов окончил?
Журналист. Одиннадцать классов и факультет журналистики.
Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Нельзя в печать это отдавать, засмеют нас! Ты совсем не знаешь ни физику, ни биологию! У нас серьёзный журнал, и без знания физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!
Журналист хватает учебник и подсаживается к менеджеру учить физику.
Игра со зрителями «Что не понравилось редактору?» (5 мин)
Сценка «Бизнесмен» (5 мин)
За столом сидит и играет с мобильным телефоном тот, кто хотел стать бизнесменом. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить трудное задание по физике.
Девочка. Пап, ты у меня такой крутой, почему ты не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?
Бизнесмен. Да ты что? Я был лучшим учеником!
Девочка. И по физике?
Бизнесмен. Само собой!
Девочка. Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике!
Бизнесмен (нехотя). Давай.
Девочка. Кто впервые измерил атмосферное давление?
Бизнесмен. Ньютон, конечно!
Девочка. В горах или в долине вода кипит при 80 °С?
Бизнесмен. Вода везде кипит при 100 °С!
Девочка. Почему молекулы воздуха не падают на Землю?
Бизнесмен. Потому что они очень лёгкие.
Девочка. Чему равно нормальное атмосферное давление?
Бизнесмен. 1000 ньютонов.
Девочка. Легко ли дышится на Эвересте?
Бизнесмен. На любом курорте легко дышится!
Девочка. Что такое вакуум?
Бизнесмен. Пылесос такой есть.
Девочка. Что измеряет барометр?
Бизнесмен. Хм... Судя по названию, это связано с баром... Объём, похоже!
Девочка. Всё. Спасибо, папочка! Ты такой умный у меня!
Ведущий. На следующий день...
Папа сидит там же. Приходит из школы дочка и закатывает отцу истерику.
Девочка (плача). Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Я получила «2» за ответы! Ничего ты не знаешь! Я не люблю тебя больше!
Убегает вся в слезах. Бизнесмен со вздохом берёт учебник и садится к тем двоим.
Игра со зрителями «Чего не знал бизнесмен?» (4 мин)
Сценка «Юрист» (5 мин)
Появляется ученик, желавший стать юристом. В руках у него пакет «Кодак».
Юрист. Ура! Меня недавно назначили следователем и поручили сложное задание! Я выследил банду грабителей! Теперь они не отвертятся! Иду сдавать отчёт о выполнении работы. У меня есть неопровержимые доказательства! Я все их переговоры и само ограбление записал на диктофон и сфотографировал! Нелегко мне это далось. Всю ночь в засаде просидел! (Вынимает из пакета и показывает большой фотоаппарат. Подходит к столу, за которым сидит начальник отдела, и докладывает о проделанной работе. Начальник радуется, включает диктофон... Раздаются шорохи, шипение.)
Начальник. Это что такое?! Ты где записывал? Почему одни шорохи?
Юрист. Не знаю! Я за стеной стоял, снаружи.
Начальник. Там же толстая бетонная стена, звук просто потерялся!
Юрист. Ну что вы! Я хорошо знаю, что для электромагнитных волн такие стены — не препятствие.
Начальник. Ты считаешь, что звук — это электромагнитные волны?
Юрист. Конечно!
Начальник. Я смотрю, ты физику совсем не знаешь! Стыдно! (Смотрит фотографии.) Не понял! Почему на снимках одни силуэты? Никого не узнать!
Юрист. Так ночь же была! А вспышкой нельзя было пользоваться!
Начальник. Так в инфракрасном свете надо было снимать! Тебе же дали ИК-аппарат!
Юрист. При чём здесь красный свет? Не было там красных ламп!
Начальник (задумчиво). Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают, что такое инфракрасное излучение. Иди физику учи! Завалил такую операцию!
Горе-юрист берёт учебник и садится к другим неучам.
Заключение (3 мин)
Выходят все участники представления и по очереди (по строчкам) читают стихи:
Физика нужна! Физика важна!
Без неё не сделать нам ни шагу!
Как из берёзы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костёр?
Как сделать умный полотёр?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нанотехнологии внедрить?
Как параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи её, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней в карьере высоты!
Подведение итогов (3 мин)
Людмила Геннадьевна Курдюмова – учитель физики первой квалификационной категории, окончила Орский ГПИ по специальности «Учитель физики и математики», педагогический стаж 26 лет. По распределению приехала в г. Абдулино и начала свою педагогическую деятельность в СОШ № 5, где и работает по сей день. Высокий уровень предметно-методической подготовки позволяет ей отбирать учебный материал, организовывать самостоятельную и исследовательскую работу учащихся. На её уроках царят полное взаимопонимание и взаимоуважение учителя и учащихся. Микроклимат на уроке определяет их творческое содружество. Педагогический труд Людмилы Геннадьевны высоко оценён: она имеет звание «Почётный работник общего образования РФ». В настоящее время учитель работает над проблемой «Телекоммуникационный проект как форма организации продуктивной деятельности учащихся на уроках физики».