Учебные занятия
Ф. Б.
Бакирова,
< school651@mail.ru >, МОУ гимн. им. М.М. Вахитова, г. Буинск, Респ. Татарстан
Учебные игры и их роль в процессе обучения
Физика считается одним из самых трудных предметов. Такую славу она получила, безусловно, благодаря физическим задачам. Как эффективно научить детей решать их? Такая проблема стоит перед каждым учителем физики. Я тоже нахожусь в постоянном поиске ответа на этот вопрос и хочу поделиться некоторыми результатами.
Понятно, что прежде всего нужно снять детский страх перед задачами, а затем постепенно добиваться того, чтобы у самих детей появилось желание решать. Быстрее всего этого можно добиться в игре: и страх исчезает, и работают дети с удовольствием. В младших классах я провожу кратковременные дидактические игры, уроки-сказки, обобщающие уроки-соревнования. В старших – «Защиту задач» и «Морской бой», правила которых я разработала вместе с учениками. Основные требования: • в игре должен участвовать весь класс • игра должна проходить в течение одного урока • в игре не должны участвовать посторонние • подготовка к игре не должна занимать много времени.
Игра «Морской бой». Класс делится на команды-эскадры по 4–6 человек (желательно, чтобы команд было не более четырёх, в противном случае трудно следить за процессом игры и оценивать результаты). Команды заранее готовят красочно оформленные «коробочки», в которые помещают: • магниты для крепления корабликов к магнитной доске • пять вырезанных из бумаги красочных корабликов • эмблему • пять самостоятельно подобранных задач, напечатанных или написанных от руки в нескольких экземплярах – по числу команд и для учителя (учитель получает свой экземпляр заранее и может подкорректировать задачи). На коробочке указывают название эскадры, её состав, можно и девиз. Во время последующих игр используются те же «коробочки», но задачи – новые. Каждый игрок должен знать решения задач своей группы.
Игра протекает следующим образом. Учитель объявляет: «Эскадры, обменивайтесь условиями боя (задачами), передайте один экземпляр учителю!» – после чего участники начинают решать полученные от соперников задачи, начиная с любой.
Учитель даёт следующую команду: «Проверим боеготовность эскадр!» По одному ученику от каждой эскадры на листочках решают по одной указанной учителем задаче из задач соперников. Если ученик справился с задачей, учитель объявляет: «Эскадра „А” готова к бою!» – если не справился: «Корабль №... (совпадающий с номером нерешённой задачи) эскадры „В” неисправен», – и снимает этот кораблик с магнитной доски.
После решения каждой задачи и её объяснения своей эскадре капитан докладывает: «Эскадра “А” атакует корабль №... (указывается номер решённой задачи) эскадры „В”». Эскадра «В» выбирает ученика эскадры «А», который решает заявленную задачу на доске. Один из членов эскадры «В» проверяет задачу, и, если решение верно, корабль переходит к эскадре «А». При этом ученик, решивший задачу, докладывает: «Мы захватили корабль!» В случае неверного решения проверяющий объявляет: «Мы не сдались!» В спорных случаях вмешивается учитель. Побеждает команда, у которой к концу урока окажется больше кораблей.
Эта игра обладает следующими достоинствами: • её можно прервать в любое время, т. е. со звонком, без ощущения незавершённости • в игре участвует весь класс • дети к концу урока учатся решать минимум пять задач своей команды • выполняются все требования к игровым урокам.
После боя: Данис Гильфанов, Алмаз Мингазов, Алина Кабирова, Лилия Газизова, Руслан Вишняков, Фаиль Галимов, Раиль Шамсутдинов
На переднем плане: Резеда Зиятдинова и Адель Азизов
Игра «Защита задач». Это урок решения задач, позволяющий эффективно учить решению всех типов задач: качественных, количественных и экспериментальных. Класс делится на группы по 5–6 человек с примерно одинаковым уровнем знаний, умений и навыков. Решающим является желание учащихся, чтобы они чувствовали себя комфортно друг с другом, но учитывается и мнение учителя.
На предыдущем уроке (а если задачи сложные, то и раньше) объявляется 10–30 задач для защиты. В начале урока каждая группа кладёт на стол учителя двойной листок-обложку со списком всех членов (лицевую сторону можно красочно оформить – написать название группы, девиз, нарисовать эмблему). На уроке учащиеся повторяют, доводят до конца решения, объясняют друг другу эти задачи. Когда все поняли одну задачу, капитан поднимает руку. Учитель выбирает того, кто будет защищать задачу. На начальных этапах, когда задач мало, все задачи решаются на доске и комментируются. В старших классах большинство задач оформляется около учителя на листочках. Одну-три задачи защищают у доски (с целью научить комментировать, проговаривать задачу). Такие задачи каждая группа выбирает сама. Количество баллов за них удваивается, поэтому выгодно выбирать сложные. Другие группы оппонируют и получают дополнительные баллы.
Остальные задачи защищают так. Выбранный учителем ученик, сидя рядом, на листочке решает задачу и кладёт его внутрь двойного листа-обложки, сданного в начале урока. Обязательно на листке с решением должна быть указана фамилия ученика, защитившего задачу. К концу урока внутри листа-обложки каждой команды накаплива-
ются задачи. Баллы за защищённые у доски задачи записываются на обложке учителем. При проверке суммируются все баллы, учитывается индивидуальный вклад каждого: если, например, у кого-то большинство задач решено неверно, то общая оценка может быть снижена на 1 балл.
В младших классах такие уроки включают много игровых моментов – это объявление названия группы, девиза, эмблемы, сообщения учащихся, обмен кроссвордами и т. д.
Фото присланы автором.
Фирдаус Миннулловна Бакирова – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 30 лет, лауреат фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший ученика», победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО, ветеран труда, почётный работник общего образования РФ, награждена медалью Януша Корчака. С мужем воспитала двоих замечательных сыновей. В свободное время любит ухаживать за садом, выращивать цветы, любит плавать, кататься на велосипеде, ходить на лыжах. Неисправимый оптимист, любит людей, природу, любит жизнь.