Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2010

Образовательные ресурсы

В. А. Урвалов,
< v_urvalov@gmx.de >, почётный член НТО РЭС им. А.С. Попова, СПб

Новое издание биографии А.С. Попова, дополненное… ошибками

рис.1В 1963 г. увидела свет в академическом издании наиболее полная биография А.С. Попова, написанная учёным – историком радиотехники М.И. Радовским (1903–1964). Как указал в предисловии академик А.И. Берг, «автор снабдил текст подробными ссылками на те источники, которыми он пользовался, и на те труды, где читатель может получить дополнительные сведения по частным вопросам... В силу этого предлагаемая работа может служить и обстоятельным справочным материалом для историков науки и культуры в России на рубеже прошлого и текущего столетий. История же изобретения радио изложена с той полнотой, которую обеспечивают дошедшие до нас источники».

Переизданием этой биографии издательство «Молодая гвардия» пополнило серию «ЖЗЛ» в год 150-летия изобретателя радио. Отметим осторожный подход издательства (ред. В.В. Эрлихман) к тексту покойного М.И. Радовского: редактирование коснулось в основном первой и последней глав книги без большого ущерба для биографии. К переизданию добавлены «Основные даты жизни и деятельности А.С. Попова» (с.  92–293) и вводная статья редактора «О чём не написано в этой книге» (с. 5–9). Вот в эти добавления вкрались опечатки и ошибки, противоречащие фактам.

Действительно, в книге не указано, что статья А.С. Попова, «вышедшая в январе 1896 г.», опубликована в «Вестнике РФХО». Такого печатного органа не было, был «Журнал РФХО». В статье А.С. Попов дал схему приёмника, а не «устройства для передачи и приёма радиосигналов». Беспочвенны сожаления, что «о сути прибора не говорят ни стенограмма заседания <…> ни посвящённая этой теме статья в газете “Кронштадтский вестник”», потому что заседание не стенографировалось, а в опубликованном в том же 1895 г. протоколе (с. 120) дано довольно подробное описание прибора Попова, позволяющее воссоздать его любому электротехнику. Также и «в статье» (точнее в короткой заметке), написанной профессиональным журналистом П.А. Рогозинским, чётко отмечено физическое явление изменения электрического сопротивления металлических порошков под влиянием колебательного разряда, использованное Поповым в своём радиоприёмнике. В заметке, в частности, указано: «Уважаемый преподаватель А.С. Попов, делая опыты с порошками, комбинировал особый переносный прибор, отвечающий на электрические колебания обыкновенным электрическим звонком и чувствительный к герцевским волнам на открытом воздухе на расстояниях до 30 сажен… Поводом ко всем этим опытам служит теоретическая возможность сигнализации на расстоянии без проводников, наподобие оптического телеграфа, но при помощи электрических лучей» (с. 122).

Автора этой заметки, впервые известившей мир об изобретении радио, установил известный историк науки и техники проф. В.Е. Копылов (г. Тюмень) [1, c. 274].

Во введении эксплуатируется застарелая легенда, будто на просьбу Попова «выделить деньги для экспериментов морской министр ответил: “На такую химеру отпускать денег не разрешаю”». В тексте книги, наоборот, сказано (с. 130), что «управляющий Морским министерством разрешил выдать Попову запрошенную сумму “на расходы по опытам электрической сигнализации без проводников между судами эскадры”». И в дальнейшем все просьбы Попова о выделении судов, денег и материалов для опытов беспроводной связи немедленно удовлетворялись министерством (с. 134).

Не всё сходится и с фактами, относящимися к Г.  Маркони. Утверждается, что его «первый работающий передатчик показан публике в июле 1896 г. – через четыре месяца после соответствующей демонстрации Попова». Но между маем 1895 г. и июлем 1896 г. промежуток четырнадцать месяцев! Визит Маркони в Кронштадт на крейсере «Карло Альберто» состоялся в июле 1902 г. (с. 189), а не в 1901 г., как указано в редакторском введении. Предположение о личной встрече Маркони и Попова на международной конференции 1903 г. в Берлине безосновательно, т. к. Маркони на неё не приехал. В книге приводятся слова министра почт и телеграфов Германии Р. Кретке на открытии конференции: «В 1895 г. Попов при производстве опытов для обнаружения электрических нарушений в атмосфере пришёл к мысли воспользоваться волнами Герца для передачи телеграфных знаков и устроил первый аппарат искровой телеграфии» (с. 192). Далее он сказал: «Маркони первым применил антенну для передатчика, открыв путь практической эксплуатации телеграфии без проводов. Многие исследователи выполнили работу по улучшению новых средств коммуникации. Их имена – Браун, Дюкрете, де Форест, Фессенден, Риги, Слаби, Арко, Тесла – стали всюду известны. Мы должны отметить сотрудничество в развитии радио всех больших наций». Однако во введении труд всех перечисленных учёных приписан одному Маркони: «Его усилия позволили радиосвязи всего за несколько лет покорить весь мир, найти применение в самых разных областях и, без преувеличения, войти в каждый дом».

История развития радиосвязи и радиовещания во всём мире опровергает это утверждение. Потому что именно А.С. Попов, не взявший патент на своё изобретение, а опубликовавший его в печати, помешал Г. Маркони монополизировать производство связной радиоаппаратуры. Об изготовлении и распространении радиовещательной аппаратуры, «входящей в каждый дом», Маркони и не помышлял до конца 1920-х гг. Итальянский предприниматель пытался запатентовать своё изобретение в ряде стран, но добился выдачи патента только в Англии. Экспертиза в Германии, России и Франции не обнаружила в его заявке новизны по сравнению с опубликованными работами Попова и отказала в выдаче патента в этих странах. Благодаря публикациям Попова началось производство радиоаппаратуры в Европе и США без покупки лицензий у Маркони [1].

Следы небрежности проявились в списке основных дат деятельности А.С. Попова. Так, город Далматов, где он начинал учёбу, назван Долматово. А.С. Попову приписан лишний экзамен на аттестат зрелости, которого он никогда не сдавал, а был принят в университет по свидетельству семинарии с пятёрками по всем предметам. Имеются также следующие ошибки в датах и событиях: • 1894, 19 августаанглийский физик О. Лодж продемонстрировал передачу сигналов азбуки Морзе с помощью радиоволн. – Ничего подобного в книге нет (с. 116). Если бы состоялась такая демонстрация, то Лоджа, а не Попова считали бы изобретателем беспроволочного телеграфа. • 1895, 25 апреля (7 мая)доклад Попова на заседании РФХО с демонстрацией приёма радиосигналов. – Для демонстрации приёма сигналов надо организовать их передачу. • 1896, 2 июняГ. Маркони подаёт в Британское патентное бюро заявку на изобретение радиоприёмника (патент получен 2 июля 1897 г.). – Неверно названа заявка Г. Маркони на его изобретение. • 1898 г.радиоприёмник Попова установлен на кораблях Балтийского флота. – Кроме приёмника, был установлен и передатчик, в установке одного приёмника нет смысла. • 1899, январьпринимает участие в спасении броненосца «Апраксин» в Финском заливе при помощи радиосвязи. – Но броненосец потерпел аварию только в ноябре 1899 г. • Апрельрождение дочери Екатерины. – Но она родилась в январе. • 1902 г.усилиями Попова в Кронштадте налажен выпуск первых русских радиостанций... – Но уже в 1901 г. начальник радиомастерской Е.Л. Коринфский получил премию за создание первой радиостанции. • 1905, 26 сентябряизбран директором СПб Электротехнического института императора Александра III (должен был вступить в должность в январе 1906 г.)... – Путаница правил вступления в должности. С 1 января А.С. Попов должен был занять учёную общественную должность президента РФХО. В должность директора ЭТИ А.С. Попов вступил почти сразу после избрания Советом института.

В подписях к фотографиям напечатано: «Попов со слушателями МОК», – а на снимке Попов с преподавателями. К портрету П.Н. Рыбкина дана подпись «Н.Н. Георгиевский», и наоборот. На открытии памятника А.С. Попову на кладбище не названа скульптор памятника М.Т. Литовченко (справа от дочери Попова), хотя назван её муж М.К. Аникушин.

Редактор не воспользовался случаем исправить ошибки в авторском тексте. В конце с. 118 напечатано: «Белл, например, опередил Юза патентной заявкой на телефон лишь на несколько часов». Но во введении конкурентом Белла правильно указан Э. Грей, а не Юз. На с. 121 у автора говорится, что «Попов назвал свой прибор “грозоотметчиком”, потому что он регистрировал не только электромагнитные волны, полученные искусственно, но и те, которые образуются в атмосфере». Но сам Попов до 1897 г. свой приёмник называл прибором для обнаружения и регистрирования электрических колебаний. Так и следовало называть его приёмник. Наконец, на с. 204, предпоследний абзац, где говорится о пионерских опытах А.С. Попова и С.Я. Лифшица по передаче по радио звуков живого человеческого голоса, доклад А.С. Попова (1903 г.) ошибочно назван «Телеграфирование без проводов». Правильное название – «Телефонирование без проводов».

Редакторское введение начинается с рассуждения о разных версиях противников признания приоритета А.С. Попова, решающих этот вопрос не анализом документов, а простым голосованием, и вывода: «...если слава таких изобретателей, как “первый летчик” Крякутный или братья Черепановы, является вымыслом, то не вымышлены ли и открытия Попова, Яблочкова, Циолковского?» Оставим в покое воздухоплавателя Крякутного – бытие человека с такой фамилией достоверно пока не установлено. Но о Черепановых Е.А. и М.Е., отце и сыне (не братьях), построивших первый в России (но не в мире) паровоз в 1834 г., надо сказать, что их жизнеописанию посвящена книга на документальной основе в академической серии биографий. Называть их заслуги вымыслом не следует. Во всяком случае никакой связи между деятельностью Черепановых и Попова нет.

Вопрос о приоритете А.С. Попова в изобретении радиосвязи был закрыт российской и международной научной общественностью более ста лет тому назад. Хронологически Попов первым изложил неограниченному кругу лиц суть разработанного им нового технического решения с полнотой, достаточной для его воспроизведения. Кроме того, научной общественности был представлен действующий образец первого радиоприёмника. Опыты и выступления А.С. Попова, касающиеся радиосвязи, перед различными аудиториями имеют синхронное документальное подтверждение [2, с. 653].

Не умаляя заслуг Г. Маркони в коммерческом использовании радио, считать его изобретателем радиосвязи нет юридических оснований. Документальных подтверждений, синхронных его опытам (до подачи заявки в 1896 г.), нет. Заявка на изобретение подана им более чем через год после первого публичного заявления А.С. Попова об аналогичном техническом решении, а полученный в Англии патент Г. Маркони, судя по его названию, распространялся лишь на «улучшения в передаче электрических импульсов и сигналов, а также в устройстве, для этого предназначенном» [3, с. 180].

Устойчивость тенденции в западной журналистской среде отрицать очевидный приоритет А.С. Попова отчасти объясняет (но не оправдывает) высказывание главного инженера компании «Дженерал электрик», бывшего российского военного радиотехника И.Э. Муромцева, хорошо знакомого с развитием радиотехники и в России, и в США: «Всем ясно, что российский учёный был первым в своей стране, где беспроводная связь получила практическое воплощение благодаря его знаниям и изобретательности; западный мир, несомненно, воспринял всё это благодаря энергии и изобретательности молодого Маркони и его непоколебимой вере в великое будущее радио» [4].

 

Литература

  1. Золотинкина Л.И., Партала М.А., Урвалов В.А. Летопись жизни и деятельности Александра Степановича Попова / Под ред. акад. Ю.В. Гуляева. СПб.: Изд-во ГЭТУ ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), 2008. 560 с.
  2. Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900–1917). СПб.: ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2005. 709 с.
  3. Из истории изобретения и начального периода развития радиосвязи: сб. док. и материалов / Сост. Л.И. Золотинкина, Ю.Е. Лавренко, В.М. Пестриков; под ред. проф. В.Н. Ушакова. СПб.: ГЭТУ ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), 2008. 288 с.
  4. Proc. IRE. 1950. V. 38. No. 10. P. 609.