Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2010

Встречи и конкурсы

К. Ю. Богданов,
< kbogdanov1.yandex.ru >, < http://kbogdanov4.narod.ru >, лицей № 1586, г. Москва

Фестиваль науки в Генуе-2009

рис.1

Эмблема фестиваля

В октябре 2009 г. в Генуе (Италия) прошёл ежегодный (уже 7-й!) фестиваль науки. Фестиваль в этот раз был посвящён будущему, а его девизом стали слова Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». Предыдущий фестиваль был посвящён многообразию. программа довольно условно была разбита на пять частей: будущее жизни, будущее Вселенной, будущее природы, будущее технологий и будущее идей. Большинство мероприятий и экспозиций предназначалось для детей от 10 до 14 лет. Поэтому в будние дни эти экспозиции были открыты только для групп школьников с учителями. Всё и всех, включая лекторов, можно было трогать. Фестиваль науки в Генуе – это спектакли, представления, шоу, демонстрации самых различных явлений живой и неживой природы, интерактивные экспозиции и лекции без графиков и формул. И всё это действовало благодаря усилиям аниматоров, как правило, студентов университета. Организаторы утверждают, что в течение последних шести лет количество абитуриентов, поступивших на технические специальности университета, увеличилось на 40%, и считают это следствием ежегодных фестивалей науки в Генуе. Вход на фестиваль был платным – 12 евро, детям от 6 до 14 лет – 8 евро. Билет на все дни фестиваля стоил в 1,5 раза дороже одноразового. Чтобы читатели могли хотя бы заочно побывать на нём, представляем фоторепортаж.


рис.2
рис.3

Энергетическая компания ENEL сделала для детей интерактивную экспозицию, знакомящую с понятиями зелёной энергии и т. п

Иллюстрация правила рычага. Дедушка поднимает свою внучку, измеряя одновременно её вес и силу, которую он прикладывает

рис.4
рис.5

У метательного орудия

Наука – с играми: дети ловят мячи, вылетающие из метательного орудия

рис.6
рис.7

Экспозиция, посвящённая Архимеду, которая впоследствии переедет в г. Сиракузы (о. Сицилия), где станет частью музея Архимеда

Знакомство с азами водородной энергетики

рис.8
рис.9

Архимедов винт, поднимающий воду

Знакомство с техникой: зелёные лазерные лучи (вверху) падают на фотодиоды. Прерывание каждого сопровождается определённым звуком

рис.10
рис.11

Каждый мог повторить опыт Архимеда и узнать, из чистого ли золота сделана «корона царя Гиерона»

С помощью стеклянной палочки на этих лучах можно играть, как на гитаре

рис.12
рис.13

Каждый мог нарисовать aрхимедову спираль остриём на песке во вращающемся барабане

В камере на тензодатчиках можно не только узнать свой вес, но и посмотреть, как он изменяется при различных движениях

рис.14
рис.15

Аниматор рассказывает, как с помощью системы блоков (полиспаст), можно легко спустить корабль на воду

Как действует робот?

рис.16
рис.17

Аниматоры предлагали познакомиться с элементами вычислений и историей вычислительной техники. Мир вокруг нас полон чисел. Внутри компьютера, мобильного телефона и I-Pod очень много математики! И дети совершали увлекательное путешествие, открывая для себя приложения математики к Интернету, тайны криптографии и бинарной логики, теории кодов и программирования

Каждый мог заменить гелиоцентрическую систему на геоцентрическую, изменить угол наклона земной оси, скорость обращения Земли вокруг Солнца и т. п. и увидеть – прямо у себя под ногами, – как при этом изменяется движение звёзд и Солнца

рис.18
рис.19

Знакомство со степенями числа «2»

Экспозиция компании Telecom Italia знакомила с достижениями в области средств связи и обработки информации. По периметру этого цилиндра были расположены 8 мобильных телефонов, видеокамеры которых были нацелены в его центр: всё происходящее внутри (прыжки и т. п.) снималось со всех сторон и после соответствующей компьютерной обработки превращалось в очень необычные весёлые фрагменты

рис.20
рис.21

Аллея лауреатов Нобелевской премии, где каждый лауреат держит собственноручный рисунок, иллюстрирующий суть открытия

О том, как связаны между собой наука и производство мультфильмов, детям рассказывали на мастер-классе, посвящённом творчеству одного из первых аниматоров Нормана Мак-Ларена. Он всегда экспериментировал на границе между искусством и наукой: работа без камеры, с помощью кисти и пера, живопись и процарапывание на плёнке, граффити. Он первым поместил реальных актёров в анимационные фильмы, экспериментировал с остановкой движений и уделял большое внимание обработке звука

рис.22
рис.23
Мастер-класс: так делают мультфильмы Рядом с экспозициями можно было и отвлечься от науки
рис.24
рис.25
Самый красивый фонтан (на пл. Феррари) был дополнен экспозицией, иллюстрирующей работу гейзера. Над этой частью фонтана всегда был пар, а время от времени вверх вырывались высокие струи воды
рис.26
рис.27

Экспозиция, рассказывающая о тепле Земли и том, как можно его использовать

Зал во Дворце дожей (Palace Ducale), в котором я читал лекцию «Физика внутри нас». Более подробно см. мой сайт http://fizika-vnutri-nas.narod.ru