Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2010

Образовательные ресурсы

Н. Н. Гомулина,
< gomulina@orc.ru >, ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва

Подготовка к ЕГЭ с помощью системы дистанционного обучения

рис.1Основная задача единого государственного экзамена – оценить подготовку по данному предмету, в частности, по физике, выпускников общеобразовательных учреждений с целью их государственной аттестации и отбора для поступления в высшие учебные заведения. ЕГЭ позволяет установить уровень освоения федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, а также эффективно продифференцировать абитуриентов по уровню подготовки по данному предмету.

Одной из основных задач общеобразовательной системы является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. С этой целью десять лет назад и был создан портал College.ru, сайт которого College.ru. Подготовка к ЕГЭ (URL: http://www.college.ru) является системой дистанционной подготовки конкретно к ЕГЭ. Сайт доступен учащимся всех регионов страны и направлен на личнос­тно-ориентированное обучение, диагностику способностей и компетенций. Он позволяет оценить каждому как усвоение основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных видов деятельности. Общий вид входа на сайт представлен на слайде 1, подбор информации о ЕГЭ и образцы заданий – на слайде 2.

В настоящее время с помощью этого сайта можно готовиться по биологии, математике, физике, информатике, русскому языку, истории, обществознанию, пройти экспресс-ЕГЭ по предметам и узнать собственные результаты тестирования (слайд 3).

Сайт позволяет не только тестироваться, но и планомерно обучаться. Каждому учащемуся предоставляются материалы по предметам в виде электронных учебников, иллюстрированных конспектов, а также тематических плакатов, обобщающих крупную учебную тему (слайд 4). Каждому выдаётся индивидуальный план обучения – тематический список учебных материалов по предмету, который формируется после прохождения очередного теста. Когда учащийся нажимает кнопку Обновить план обучения, то по каждой теме может увидеть либо список учебных материалов (если он допустил ошибку в тестовых заданиях по этой теме), либо сообщение: «Уровень знаний по данной теме достаточный для получения выбранной вами оценки на экзамене» (если он выполнил все или почти все задания теста). Каждый учащийся имеет доступ к электронному журналу успеваемости, в котором регистрируются прохождение тестов и работа с учебными материалами по темам и/или по группам заданий (слайд 5).

рис.2 После тестирования учащийся может посмотреть индивидуальный рейтинг – долю участников ЕГЭ-2009, – чей тестовый балл по соответствующему предмету оказался ниже. На скомбинированном слайде 6 показаны рейтинги до обучения – слева, – и после – справа.

Сайт позволяет решать следующие задачи: • планомерную подготовку к ЕГЭ и сдачу экзамена без ажиотажа, осознанный выбор предмета • раннее определение предмета, по которому учащийся собирается сдавать экзамен, и личного среднего балла • плановую и контролируемую современными объективными методами контроля подготовку • подбор разнообразной информации о сдаче ЕГЭ. На слайде 7 показан пробный тест по физике.

рис.3 Сайт College.ru – это:

• электронные учебники (слайд 8), конспекты (слайд 9), плакаты (слайд 10) по астрономии, математике, физике, биологии, химии;

• «тренажёр ЕГЭ» – тесты для проверки уровня знаний и подготовки к ЕГЭ в решении задач, аналогичных задачам реального экзамена, с фиксацией результатов в электронном журнале (слайд 11);

• «симулятор ЕГЭ» – оn-line-тестирование в рамках спецификации ЕГЭ. При прохождении теста можно проверить свои знания и узнать свой первичный балл, а также его соотношение с первичными баллами других абитуриентов. Тестовые задания по предметам аналогичны тестовым заданиям, которые предлагаются при проведении ЕГЭ. В конце тестирования учащийся получает:

• сравнительный анализ тестирования;

• путеводитель по интернет-ресурсам;

• накопление и анализ информации о своём уровне знаний с выдачей сравнительной информации и динамики оценок (слайды 12–15);

• информацию для родителей и учителей.

Сайт платный, но доступ к учебным материалам в виде электронных учебников и тестов для подготовки – бесплатный.

Рейтинг по предмету отражает долю пользователей, чей первичный балл за последнюю попытку тестирования по этому предмету ниже, чем у данного учащегося. Автоматически проводится сравнение баллов учащегося со средним (слайд 12).

По особому логину и паролю родители смогут узнать информацию о подготовке своего ребёнка к ЕГЭ и сравнить его успехи со средними по стране и средними по региону. Для родителей доступна информация: • сколько времени ребёнок провел на сайте • какую оценку (балл) он получил за тот или иной тест • в каких заданиях ошибся • что нужно повторить, какие школьные учебники можно для этого использовать • как растёт уровень знаний • как результаты ребёнка соотносятся с общей статистикой.

рис.4 По особому логину и паролю учителя и администрация школ, заключивших коллективные договоры о сотрудничестве, могут получать результат мониторинга знаний учащихся, видеть баллы, которые они получают на тренировочном и экзаменационном тестированиях на сайте, проверять выполнение заданий части C своих учащихся, отвечать on-line на их вопросы.

В середине 2010 г. стартует проект College-club.ru для учителей. На этом сайте будут собраны методики использования наших курсов, модели уроков, другие методические наработки, которые, мы надеемся, будут интересны всем посетителям этого сайта. Обеспечение индивидуальной образовательной траектории поддерживается возможностью диалогов с экспертом и тьютором.

Проект College-club.ru – постоянно развивающийся проект дистанционного обучения учащихся с современными методами диагностики знаний, позволяющий осуществлять мониторинг знаний в течение всего срока обучения.

В дальнейшем запланировано компьютерное адаптированное тестирование (КАТ), которое будет предоставлять учащемуся индивидуальный пакет вопросов в зависимости от уровня его ответов на предыдущие вопросы. Например, при выборе определённых дистракторов учащийся может получить отрицательные баллы, а последующие тесты будут уточнять его знания в том или ином вопросе. Образовательная траектория учащегося станет индивидуальной.

Чем данный сайт может помочь администрации школ при организации координированного тестирования учащихся? Создать систему (единую программу) подготовки к сдаче экзаменов • грамотно распределить учебное время в рамках учебного плана, максимально использовать потенциал элективных курсов, систематизировать внеурочную работу по предметам • контролировать целевое использование учебных часов, предусмотренных учебным планом ОУ • осуществлять независимый аудит преподавания предметов в школе; мотивировать учителей на подготовку к ЕГЭ • обучать технологии сдачи ЕГЭ в тестовой форме •  величить долю самостоятельной работы учащихся с возможностью контроля через электронный журнал.

Современные КИМы по физике проверяют прежде всего умение применять теоретические знания на практике, что соответствует действующим Стандартам на основе деятельностного подхода. Обучение идёт на репродуктивном уровне, нередком в наших школах, приводит к формальному применению выученных законов и формул без их осмысления и анализа. Доля же репродуктивных заданий в ЕГЭ, как и пока на сайте, невелика. Большинство из них проверяют понимание смысла физических понятий и физических законов, умение работать с информацией, представленной в разных видах, устанавливать причинно-следственные связи и функциональные зависимости между физическими величинами.

Именно поэтому роль сайта College.ru. Подготовка к ЕГЭ в подготовке к ЕГЭ возрастает, обращение к нему может оказать реальную помощь.


ГомулинаНаталия Николаевна Гомулина – учитель астрономии гимназии «На Юго-Западе» № 1543 высшей квалификационной категории, чл.-корр. Академии информатизации образования, доцент МИОО. Награждена медалями «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда», имеет почётные грамоты Минпроса, МОиН, гранты Москвы. Почётный работник общего образования, участник ряда международных научно-методических конференций и выставок, автор более 200 работ в области информатизации обучения астрономии и физике, дистанционного обучения и применения новых информационных технологий в образовании, в том числе модулей по физике и естество­знанию нового поколения, размещённых на Федеральном сайте ФЦИОР. Автор концепции эффективного применения программно-педагогических средств и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, автор и соавтор 50 мультимедийных курсов нового поколения: «Открытая Астрономия», «Мультимедиа библиотека по астрономии», «Открытая Физика», «Физика. 7–11 классы», «Подготовка к ЕГЭ по физике», «Природоведение» и др. Собственные сайты: • Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии». http://www.gomulina.orc.ru • Астрономия и физика. Новые информационные технологии в обучении. URL: http://gomulina.newhost.ru • ИКТ в профессиональной педагогической деятельности учителя. URL: https://sites.google.com//site/distancion/