Документы
Примерные программы среднего (полного) общего образования. Официальный текст проекта РАО
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Примерная программа по физике для средней (полной) школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами для основного общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих и авторских программ, она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объёма (детализации) содержания, а также собственные пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие, авторские программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Важнейшие отличительные особенности программы для средней (полной) школы состоят в следующем:
– формулировка положений основного содержания курса представлена в достаточно обобщённом виде без излишней детализации и ориентирована на фундаментальное ядро содержания физического образования;
– объём и глубина изучаемого содержания определяются не только содержанием примерной программы, но требованиями к результатам обучения, которые различаются на базовом и профильном уровнях и получают дальнейшую конкретизацию в Примерном тематическом планировании в основном содержании и характеристике основных видов деятельности учащихся;
– требования к результатам обучения и Примерное тематическое планирование, с одной стороны, ограничивают объём содержания, изучаемого на базовом уровне, с другой стороны, конкретизируют и детализируют содержание, изучаемое на профильном уровне.
В примерной программе для средней (полной) школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Однако содержание примерных программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
В старшем подростковом возрасте (15–17 лет) ведущую роль играет учебно-профессиональная деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Подростковый кризис пятнадцатилетних связан с развитием самосознания личности, когда подросток от развития по социальному проекту переходит к саморазвитию, что влияет на характер учебной деятельности и на социальную ситуацию развития в целом. У старших подростков сохраняет своё значение учебная деятельность по саморазвитию и самообразованию. Усвоение системы научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром. У старших подростков продолжают развиваться высшие формы мыслительной деятельности – теоретическое, формальное, рефлексивное мышление; способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, абстрактно-логически; умение оперировать гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции.
Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий становится источником формирования нового типа познавательных интересов (не только к фактам, но и к закономерностям), средством становления мировоззрения, развития самосознания. Психологическим новообразованием подросткового возраста является целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, т. е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена мотивация, связанная с периодом школьной жизни.
В старшем подростковом и юношеском возрасте развивается способность учащихся к проектированию своей учебной деятельности, построению собственной образовательной траектории, конструированию собственных средств учебной деятельности, развитию действия самостоятельного целеполагания, что требует организации ситуаций развития учебно-проектного типа.
Оптимальным способом развития познавательной потребности у учащихся старшей школы является представление содержания обучения в виде системы теоретических понятий.
Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остаётся определённый вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). При изучении физики, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д. В предметах, где ведущая роль принадлежит коммуникативной деятельности (русский и иностранный языки) преобладают иные виды учебной деятельности, такие как умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Таким образом, в примерной программе цели изучения физики представлены на разных уровнях: • на уровне собственно целей с разделением на личностные, метапредметные и предметные цели • на уровне образовательных результатов также с разделением на личностные, метапредметные и предметные результаты • на уровне учебных действий.
Структура примерной программы
Примерная программа по физике состоит из четырёх разделов.
1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учётом специфики учебного предмета – его содержанием, присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности.
Для удобства практического использования Примерной программы в Пояснительной записке цели изучения физики представлены в виде развёрнутого описания личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности образовательного учреждения общего образования по обучению школьников физике. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
2. Содержание среднего (полного) общего образования по физике на базовом и профильном уровнях, которое представляет собой первую ступень конкретизации положений Фундаментального ядра содержания образования по физике. При отборе содержания учитывалось, что значительная часть физических знаний, представленных в Фундаментальном ядре, освоена школьниками в основной школе. Основу Примерной программы составляет та часть Фундаментального ядра содержания общего образования, которая из-за своей сложности не была включена в Примерную программу для основной школы.
3. Примерное тематическое планирование – следующая ступень конкретизации содержания образования по физике. Основная функция Примерного тематического планирования – организационно-планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Разработка Примерного тематического планирования проводилась на основе следующих положений:
– ни на одном из этапов общего образования перед образовательными учреждениями не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся, следовательно, содержание обучения физике должно иметь общекультурный, а не профессиональный характер. Это означает, что учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры; сохранения окружающей среды и собственного здоровья; повседневной жизни и практической деятельности;
– возможность изменения структуры, содержания в плане его расширения, изменения числа часов, что является необходимым условием для разработки рабочих программ, которые могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации;
– строгое следование основополагающим дидактическим принципам научности и доступности;
– учёт психологических особенностей формирования понятий – самые сложные понятия школьного курса физики формируются на основе непосредственного наблюдения предметов, явлений или их моделей, т. е. непосредственных ощущений. Из отдельных ощущений складывается восприятие, которое несводимо к простой сумме ощущений. На основе многочисленных восприятий изучаемых предметов и явлений (или их дидактических образов-моделей, представленных с помощью средств обучения) формируются представления. Логика формирования понятий определяет логику построения курса физики для основной школы.
Примерное тематическое планирование даёт представление:
а) об основных видах деятельности ученика в процессе освоения курса физики средней (полной) школы. Учебная деятельность конкретизирована до уровня учебных действий, из которых она складывается, и описана в терминах «Программы формирования и развития универсальных учебных действий». Также в Примерном тематическом планировании для характеристики деятельности школьников используются термины, устоявшиеся в отечественной методике обучения физике и отражающие специфику учебного предмета «Физика»;
б) о возможном распределении часов вариативной части программы, которые авторы рабочих программ могут использовать для введения дополнительного содержания обучения.
Примерное тематическое планирование разработано в двух вариантах – для базового и профильного уровней.
4. Рекомендации по оснащению учебного процесса, в которых дано общее описание материально-технической базы кабинета физики, а также приведены требования СанПиН по использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная, ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образование направлено на решение двух задач:
1) завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с Законом об образовании (в редакции 2007 г.);
2) реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели среднего (полного) общего образования состоят: • в формировании целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности • в приобретении опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания • в подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение физики, которое призвано обеспечить: • формирование системы физических знаний как основного компонента естественнонаучной картины мира • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности • выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии физики, а также формирование у них отношения к физике как к возможной области будущей практической деятельности.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются: • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя физические знания • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, основных физических законах и способах их использования в практической жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, т. к. данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются: • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы • в понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование: • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: • правильного использования физической терминологии и символики • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Изучение физики необходимо не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в её историческом развитии человек не поймёт историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо для формирования миропонимания, развития научного способа мышления.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Результаты изучения предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по физике являются:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
А. На базовом уровне:
– в познавательной сфере – давать определения изученным понятиям • называть основные положения изученных теорий и гипотез • описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики • классифицировать изученные объекты и явления • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты • структурировать изученный материал • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников • применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
– в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
– в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
– в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовых технических устройств.
Б. На профильном уровне:
– в познавательной сфере – давать определения изученным понятиям • разъяснять основные положения изученных теорий и гипотез • описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики • классифицировать изученные объекты и явления, самостоятельно выбирая основания классификации • наблюдать и интерпретировать результаты демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту • исследовать физические явления • обобщать знания и делать обоснованные выводы о физических закономерностях • структурировать учебную информацию • интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать её научную достоверность • объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании • самостоятельно добывать новое для себя физическое знание, используя для этого доступные источники информации • применять приобретённые знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной человеческой жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
– в ценностно-ориентационной сфере – прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники;
– в трудовой сфере – самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы лабораторным оборудованием;
– в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовых технических устройств.
Место курса физики в Базисном учебном плане
В Базисном учебном плане (БУП) средней (полной) школы физика включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или физику как на базовом, так и на профильном уровне.
Примерная программа по физике для среднего (полного) общего образования составлена из расчёта часов, указанных в БУПе образовательных учреждений общего образования: по 2 ч/нед. (140 ч за два года обучения) на базовом уровне и по 5 ч/нед. (350 ч за два года обучения) на профильном уровне. В программе учтены 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса физики для средней (полной) школы должна полностью включать в себя содержание Примерной программы. При разработке собственной рабочей программы авторы должны предусмотреть определённый резерв времени, необходимость которого обусловлена тем, что реальная продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной.
Предлагаемые варианты Примерного тематического планирования могут быть использованы образовательными учреждениями в качестве рабочей программы.
ОТ РЕДАКЦИИ. Основное содержание курса на базовом и профильном уровнях образования, а также рекомендации по оснащению кабинета физики для обеспечения учебного процесса практически совпадает с опубликованными (исключены демонстрации, лабораторные работы и индивидуальные задания) в № 4/2010.
Официальный текст, представленный РАО. На сайте http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/ выложен ещё один проект программ.