Юбилеи
Галина Фёдоровна Туркина
Себя помню всегда в окружении детей – дошкольницей играла с малышами в песочнице, сидела в няньках с соседскими детьми (и доверяли ребёнку ребёнка!), в октябрятском детстве возилась с детишками в детском саду (шефствовала над малышами), в пионерские годы шефствовала над октябрятской звёздочкой, в комсомольской юности, будучи инженером, вела математический кружок в подшефной школе, ездила пионервожатой в лагерь. Ещё мечтала о большой семье. Так и получилось – две дочки и два сына. Школьницей всегда занималась с «отстающими», в студенческие годы помогала однокурсникам. Тогда помощь была нормой, и всегда бескорыстной. Это большой плюс нашего поколения. Всегда мечтала быть учителем математики. А поступила иначе. Пошла в технический вуз (МЭИ) на модное в то время направление «полупроводники». И не жалею. Получила хорошее техническое образование, опыт работы инженером, приобрела много замечательных друзей. Поступила в аспирантуру. Мне нравилось заниматься исследовательской работой, быть на передовом рубеже науки. Но от судьбы не убежишь! В 40 лет пришла в школу и стала учителем физики. Равнение держала на своих учителей из московской физико-математической школы № 444, все выпускники которой поступали в престижные вузы Москвы, не прибегая к помощи репетиторов. Если скажу, что было легко, то слукавлю. Художественную литературу сменили книги по физике. За учебниками и тетрадками засиживалась до утра. Учителем себя почувствовала не сразу, а спустя несколько лет упорной работы в школе. Прежде чем нашла свои методические приёмы объяснения материала и подходы к решению задач, «перелопатила» не один учебник, перерешала от корочки до корочки не один задачник. Итогом кропотливого труда стали разработки методичек решения задач по разным разделам физики. Ребятам они очень помогали уверенно выходить на контрольные работы, чувствовать себя конкурентноспособными на вступительных экзаменах в вузы. Первый региональный экзамен по физике мои ученики общеобразовательной школы сдали на «4» и «5». Среди пятидесяти выпускников всего один сдал на «тройку». Каждый год ребята радовали победами на физических олимпиадах – окружных, городских, памяти Савельева в МИФИ, был даже призёр Всероссийской олимпиады школьников (9-е классы). Благодаря совместному труду ребята успешно без репетиторов по физике поступали в технические вузы, включая МИФИ и МВТУ им. Н.Э. Баумана. С задачей, которую я поставила перед собой, похоже, справилась. Мне везло на учеников, всегда окружали отзывчивые, добрые и умные. Мы находили общий язык и взаимопонимание. Нас сближали не только уроки, но и походы в театры, музеи, экскурсии, репетиции школьных праздников и вечеров.
Следующий поворот в профессиональной деятельности произошел в 50 лет, когда я с головой окунулась в занимательные физические эксперименты и проектную деятельность. Моё увлечение передалось ученикам. Популярность школьного физического кружка была необыкновенной. На занятия приходили и те, кто ещё не изучал физику, в том числе даже из начальной школы. Свои занятия я строю по западной методике: от удивления – через озарение и радость в догадке – к красоте поиска и его описанию. Опыты, которые мы разбираем на занятиях, просты в исполнении, но по результату неожиданны и загадочны. Все хотят понять, почему и как всё происходит, научиться их выполнять и поделиться новыми знаниями со своими друзьями и домашними. Готового объяснения никогда не даю, его ученики ищут сами, выдвигая гипотезы, ставя эксперименты и совместно обсуждая результаты. Ребятам нравится ставить опыты, спорить в поисках истины, самостоятельно постигать и объяснять окружающий мир, делать свои открытия (неважно, что учёные давно всё пооткрывали); им нравится коллектив из таких же увлечённых ребят («научная тусовка»); нравится со своими экспериментами выступать перед сверстниками и ребятами постарше, перед учителями и учёными, при этом чувствовать свою компетентность и даже превосходство. Физический кружок быстро перерос в детский научно-познавательный клуб «Маленькие находчивые физики». От простых экспериментов ученики перешли к проектам. «Маленьких находчивых» тепло встречали на Педагогических марафонах газеты «Первое сентября», в Московском городском дворце детского и юношеского творчества, на Фестивалях увлекательной науки, на Всероссийской выставке Научно-технического творчества молодёжи и множестве других городских, всероссийских, международных выставках и конкурсах. Вершиной успеха и побед стало участие «Маленьких находчивых» в Международных молодёжных выставках ЭКСПО-Наука (организатор – Международное движение научно-технического досуга молодёжи, International Movement for Leisure Activities in Science and Technology). Это ESI-2001 (Франция), ESI-2002 (Словакия), ESI-2003 (Россия), ESI-2004 (Германия). Сейчас готовимся к ESI-2010, которая будет проходить в Москве.
Последний крутой поворот в моей жизни произошёл в 2003 г., когда меня пригласили участвовать в проекте Правительства Москвы по созданию современной информационной образовательной среды для детей с ограниченными (по состоянию здоровья) возможностями. В результате эксперимента была создана уникальная единственная в России общеобразовательная школа ГОУ ЦО «Технологии обучения (i-школа)», в которой дети-инвалиды получают общее профильное дополнительное образование, а также предпрофессиональную подготовку в дистанционной форме, что даёт им возможность получить такое же качественное образование, как и вполне здоровым детям. Участие в этом проекте потребовало глубоких знаний новейших компьютерных технологий. Осваивать компьютерные программы пришлось не только как пользователю, но и как разработчику дистанционных курсов. Первый год был годом непрерывной учёбы и работы над созданием элективного курса «Занимательные опыты». Вначале я совмещала работу, поэтому параллельно шла обычная жизнь с уроками в школе, проверкой тетрадей, занятиями клуба «Маленькие находчивые», семейными заботами. Для новой деятельности оставались только ночные часы. Но она так увлекала! И в конце концов одержала верх, поглотила полностью. И об этом я не жалею. На этом рабочем месте я нужна больше. Мои новые ученики, приезжая в i-школу на очные занятия, с увлечением ставят опыты, обсуждают результаты, учатся рассуждать, высказывать своё мнение, слушать других, одним словом вести научный диалог. А ученики такие разные, каждый со своими сложными проблемами. Поэтому быть учителем здесь не так просто. Преимущества нашей школы в том, что интернет, программы Skype и iChat позволяют каждому, не выходя из дома, попасть на урок к учителю. У меня много учеников, с которыми мы успешно работаем дистанционно. Курс составлен таким образом, что ребёнок с любыми проблемами по здоровью может участвовать в «Занимательных опытах», т. к. практически все эксперименты сняты на видео. Остаётся наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Постепенно сложился коллектив. Команда «Маленькие находчивые из i-школы» стала участвовать в конкурсах и выставках. Занятия на курсе «Занимательные опыты» помогли многим моим ученикам «обрести крылья», творчески развиться, почувствовать уверенность, способность конкурировать со здоровыми сверстниками – быть не хуже и даже в чём-то лучше и сильнее, без скидки на инвалидность. Ученики курса под громкие аплодисменты зала поднимались на пьедестал почёта на НТТМ (медали ВВЦ 2007 и 2008 гг.), на «Архимеде-2008» (бронзовая медаль), на Фестивале «Шире круг, маленькие находчивые-2006» (золотая и серебряная медали). Творческие работы учеников курса «Занимательные опыты» выделяются высоким качеством и технологичностью исполнения, наполнены глубоким содержанием (некоторые были представлены на педагогических марафонах): Иванов А. Физика на воздушных шариках, Космос у тебя дома; Куракин А. Поющие бокалы, Мой брат волшебник; Авсиевич И. Физика на кухне; Янович А. Занимательно-познавательно о сахаре; Фёдорова В. и Рахтеенко А. Физическая игрушка; Фёдорова В., Рахтеенко А., Саитов Р. Бумага помогает изучать науку. Надо видеть этих учеников, чтобы понять, насколько труден их путь к успеху. Даже маленькая победа нашего ребёнка стоит и похвалы, и уважения. Компьютерные технологии, творчество – вот ключи к будущему этих детей.
Учитель должен не только учить, но и сам всегда учиться. Несмотря на 20-летний педагогический опыт села за студенческую скамью факультета профессиональной переподготовки педагогических кадров МИОО. Являюсь Ветераном труда, победителем 9-го Всероссийского конкурса НФПК «Школьный образовательный проект на электронных носителях "Живые опыты по физике"» (2003); победителем Всероссийского конкурса «Учитель-исследователь» (2004) фонда «Династия»; лауреатом Международного салона промышленной собственности «Архимед» (2005); победителем конкурса «Грант Москвы» (2004, 2008); победителем конкурса «Лучшие учителя РФ» в рамках ПНПО (2009).
С уважением,
Галина Фёдоровна Туркина,
преподаватель ГОУ ЦО «Технологии обучения» (i-школа)»
От всей души желаем Галине Фёдоровне здоровья и творческих успехов!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!