Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2010

Конкурс "Я иду на урок"

С. Е. Мордасова,
< mor-sweta@yandex.ru >, МОУ Дороховская СОШ, п. Дорохово, Рузский район, Московская обл.

Действия электрического тока

Я иду на урокЦель: познакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии; закрепить навык сборки простейших электрических цепей; содействовать развитию мышления, овладению методами научного исследования (анализом, синтезом); формировать положительную мотивации к учению, коммуникативные умения.

Оборудование: сосуд с раствором медного купороса, источники тока, ключи, лампочки, соединительные провода, электроды, катушки, железные сердечники, гальванометры.

Ход урока

I. Организация начала урока (1 мин)

Учитель. Здравствуйте, садитесь! Сегодня я буду вести у вас урок. Зовут меня Светлана Егоровна. урок у нас обычный, но с довольно необычными формами работы. Я попрошу вас быть внимательными: внимание, внимание и ещё раз внимание! Готовы? Прекрасно! Тогда давайте приступим к работе.

II. Актуализация знаний (2 мин)

рис.1Учитель. На прошлых занятиях вы изучили темы «Электрический ток», «Источники электрического тока», «Электрическая цепь». Сегодня за свои знания вы будете получать «электроны», которые к концу урока превратятся в оценки. Скажите, что называется электрическим током? Что нужно, чтобы существовал электрический ток? Какие источники электрического тока вы знаете? Каков состав электрической цепиь? Что называется приёмниками электрической энергии?

III. Мотивация учащихся (2 мин)

Учитель. Каждый день мы с вами используем различные электроприборы: электрочайник, телевизор, холодильник, магнитофон, компьютер, обогреватель и т. д., – все они работают от источников электрического тока. Если в цепи течёт электрический ток, то возникают явления, связанные с действиями электрического тока. И именно по этим действиям мы судим о наличии электрического тока, ведь мы не можем непосредственно наблюдать движение заряженных частиц в проводнике. Сегодня мы попробуем в ходе исследовательской работы определить действия электрического тока, это и есть цель нашего урока. А тема сегодняшнего урока «Действия электрического тока». (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока. Учитель показывает слайд презентации.)

IV. Исследовательская работа учащихся (20 мин)

(Учащиеся делятся на три группы, каждая группа – на подгруппы по два человека. Каждой паре даётся учебная карта*, которую надо заполнить в процессе выполнения исследования. Учитель даёт указания по проведению исследовательских работ, прорабатывает правила** по технике безопасности. Учащиеся приступают к работе.)

Исследовательская работа № 1 «Тепловое действие тока»

Присоедините к полюсам источника тока лампочку, замкните цепь. Поднесите руку к лампочке, не касаясь её. Что вы чувствуете? Сделайте соответствующие выводы. Приведите примеры применения теплового действия электрического тока.

Исследовательская работа № 1

Тема:______________________________

Приборы и материалы ___________________

Ход исследовательской работы

1. Соберите цепь по рис. 53 в учебнике [1].

2. Замкните цепь.

3. Пронаблюдайте, что произойдёт с проволокой:

Проволока _____________________________.

4. Сделайте выводы и запишите их.

Вывод исследования

Тепловое действие выражается в преобразовании электрического тока в ______ энергию.

5. Приведите примеры применения теплового действия электрического тока.________________

Диагностическая карта учащегося

Фамилия, имя

Обязанность в группе

Оценка

Примечание

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

...

10

 

 

 

 

Исследовательская работа № 2 «Химическое действие тока»

Пропустите электрический ток через раствор медного купороса CuSO4. Пронаблюдайте, что произойдёт с электродами, и сделайте соответствующие выводы. Приведите примеры применения химического действия электрического тока <...>

Ход исследовательской работы

1. Соберите цепь по рис. 54 в учебнике [1].

2. Налейте в стакан раствор медного купороса.

3. Замкните цепь.

4. Пронаблюдайте, что происходит с электродами:

На электроде ____________________________.

5. Сделайте выводы и запишите их.

Вывод исследования

Химическое действие выражается в преобразовании электрического тока в _______ энергию. Это явление называется ________________.

6. Приведите примеры применения химического действия электрического тока <...>

Исследовательская работа № 3 «Магнитное действие тока»

Катушку присоедините к полюсам источника тока. Поднесите к ней металлический стержень. Пронаблюдайте, что произойдёт со стержнем. Сделайте соответствующие выводы. Приведите примеры применения магнитного действия электрического тока <...>

Ход исследовательской работы

1. Соберите цепь по рис. 55 в учебнике [1].

2. Налейте в стакан раствор медного купороса.

3. Замкните цепь.

4. Поднесите гвоздь к металлическим стружкам.

Гвоздь ________________________________.

5. Сделайте выводы и запишите их.

Вывод исследования

Магнитное действие выражается в преобразовании электрического тока в _______ энергию.

5. Приведите примеры применения химического действия электрического тока <...>

(Ученики выполняют исследовательские работы и заполняют карты исследования.)

V. Обобщение и закрепление нового материала

Учитель (организует обсуждение результатов исследовательской работы в сопровождении слайдов презентации). Какие действия были вами установлены? Итак:

• тепловое действие выражается в преобразовании электрического тока в тепловую энергию. Применяется в металлургии, сельском хозяйстве (теплицы, инкубаторы, сушилки), в быту (плавкие предохранители) и др.;

• химическое действие электрического тока выражается в явлении, называемом электролизом. Применяется для получения чистых металлов: алюминия, меди и др., для никелирования, хромирования, позолоты и др.;

• магнитное действие выражается в преобразовании электрического тока в магнитную энергию. Это электрогенераторы, электродвигатели, трансформаторы, микрофоны, громкоговорители и др. Взаимодействие катушки с током и магнита используется в приборе, называемом гальванометром (демонстрирует гальванометр и его обозначение на схемах).

VI. Подведение итогов

Учитель. Решать загадки можно вечно.//Вселенная ведь бесконечна.//Спасибо всем нам за урок,//А главное, чтоб был он впрок! Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте подведём итоги вашей работы. У кого 4–5 электронов, тот получает за урок оценку «5», у кого 3 электрона – оценку «4».

Домашнее задание: § 35, вопросы в конце.

Дополнительное задание. Найдите дома приборы, в которых можно наблюдать тепловое, химическое и магнитное действия электрического тока. Опишите их.

VII. Рефлексия

рис.2Учитель. Что же, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня с вами работали, каждый из вас чувствовал себя по-своему. Но между нами возникло биополе отношений. И сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый оценил, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, понравилось ли, чем и как мы с вами сегодня занимались. Перед каждым находится рисунок гальванометра, стрелкой покажите в 10-балльной шкале свои ощущения от урока.

Поставьте, пожалуйста, в свои учебные карты оценки себе и своим товарищам по группе. Урок окончен, до свидания!

Моя педагогическая философия. Сегодня я начинаю новую жизнь. Сегодня я сбрасываю старую кожу, на которой следы моих бед и обид, ударов судьбы, уколов зависти бездарностей. Сегодня я возрождаюсь, мои мысли и душа – как спелые грозди в винограднике, их хватит на всех. Отныне я отвергаю неудачу и готова следовать мудрости и правилам, выводящим меня из тени на свет, от разочарования – к успеху, от поражения – к победам.

Я встречаю этот день с любовью в сердце ко всему окружающему: природе, семье, школе, ученикам. Ведь это главный секрет моего успеха в любом начинании. Любовь к своему предмету я должна передать своим ученикам через сердце, ум и душу. До каждого ребёнка хочется донести знания, которыми обладаю, каждого научить владеть умениями и навыками искать информацию и пользоваться ею. И поэтому недостаточно просто прийти на урок и сказать детям его тему и цели. Надо найти изюминку, вывернуться наизнанку, чтобы заинтриговать, завести, заинтересовать и настроить на работу всех.

Всегда вхожу в класс с открытым сердцем и с улыбкой. Так я стараюсь научить детей общаться и чувствовать. Я всегда повторяю им золотое правило нравственности: относись ко всем так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Оно заставляет многих учеников задуматься о своём поведении и отношении к изучаемому предмету, окружающим товарищам и учителям.

Жизнь раздаёт награды в конце пути, а не в начале, никто не знает, сколько предстоит пройти к цели. Важно научить детей всегда делать следующий шаг, даже если он потребует больших усилий. Постепенно все сделанные шаги воплощаются в конце концов в истину и смысл жизни, и, если ребёнок это поймёт в школе, благодаря своему учителю, то станет настоящим ЧЕЛОВЕКОМ, который многого добьётся в будущем. Главная задача всех педагогов – помочь детям стать в жизни нужными ЛЮДЬМИ, а следовательно, и счастливыми. Чувство удовлетворенности от педагогической работы я испытала ещё в детстве, в девять лет, когда научила соседскую девочку читать. Сколько было восторга и гордости от того, что это Я СМОГЛА, Я НАУЧИЛА... Хотелось поделиться этой радостью со всеми. Думаю, это и было начало моего определения в жизни, моей будущей профессии.

Так получилось, что в моей семье старшая сестра, свекровь и золовка педагоги. Мы заметили, что главной темой общения на семейных встречах была, есть и всегда останется школа и всё, что связано с ней: дети, их воспитание и вечные учительские проблемы. Хочется сделать всё для того, чтобы образование в нашей стране было высокого качества. А главным критерием качества нашей работы является уровень сформированности человека как полноценной, разносторонне развитой личности и достойного гражданина России. И если я вижу открытые души, чистые сердца, одобрительные улыбки учеников после моего урока, значит, я сегодня зажгла искорку новой жизни. Я начала сегодня новую ЖИЗНЬ...

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7–9 классы. М.: Просвещение, 2003.
  3. Разумовский В.Г., Хижнякова Л.С. Современный урок физики в средней школе. М.: Просвещение, 2003.

 

МордасоваСветлана Егоровна Мордасова – учитель физики первой квалификационной категории. Родилась и училась в школе в небольшом с. Свистовка Ровеньского района Белгородской обл. С детства любила играть в школу. После окончания в 1990 г. Валуйского педучилища по специальности «Учитель начальных классов, учитель математики неполной средней школы» проработала шесть лет в родной школе учителем математики. В 1995 г. окончила Белгородский ГПУ им. М.С. Ольминского по специальности «Учитель математики, информатики и вычислительной техники». Когда она переехала в п. Дорохово Московской обл., получила предложение преподавать физику. Было сложно менять специальность, но преподавать физику понравилось. Сейчас Светлана Егоровна оканчивает Национальный институт им. Екатерины Великой (г. Москва). Общий педагогический стаж 20 лет, учителя физики – 14 лет. Сделала уже три выпуска, есть и медалисты. Все успешно учатся или уже работают, но не забывают родную школу и приходят на вечера встреч. Победитель районного конкурса «Педагог года-2009» в номинации «Сердце отдаю детям». Замужем. Сын и дочь – школьники, учатся ещё и в музыкальной школе. Муж – электромонтёр, учится в Московском государственном открытом университете. В свободное время любит читать и вязать для семьи, вместе с семьёй путешествовать и заниматься спортом.



Урок был проведён в рамках районного конкурса «Учитель года-2009».

* Учебные карты ко всем трём исследованиям одинаковы за исключением описания хода исследовательской работы. – Ред.

** Правила техники безопасности представлены в электронных приложениях к № 6. – Ред.