Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2010

Материал к уроку

В. М. Краевой,
< viktor-kraevoy@yandex.ru >, Погарская СОШ № 1, г. Погар, Брянская обл.

Былое и физика

Возможно ли объединить историю древнего Погара и точную науку? Для большинства детей физика кажется наукой абстрактной, совершенно не связанной с жизнью. В задачниках идёт речь о «силах», «рычагах» и других вещах, для детей совершенно безликих, не заставляющих работать воображение и не представляющих интереса. Поэтому условия задач, особенно в 7-м классе, желательно как-то оживлять. Одно из средств повышения интереса к уроку – исторические задачи, составленные на основе краеведческого материала. Я заметил, что учащимся интересно решать задачи из истории именно нашего района, связанные с его знаменитыми людьми, знаменательными событиями. Налицо и рост познавательной активности. Одним из основных источников для создания таких задач стала книга [1]. В качестве примера привожу несколько задач.

Тема «Взаимодействие тел»

• Северная война России со Швецией за обладание Балтийским побережьем длилась 21 год. Непосредственное участие принимал в ней и Стародубский полк. Так, в 1705 г. он совершил поход в Польшу к городу Замость, где и остался на зимовку. А в 1988 г. автор в составе знаменитого Погарского народного духового оркестра выступал с концертом в г. Замость. Оцените расстояние, которое преодолел Стародубский полк, если известно, что музыканты духового оркестра ехали на автобусе 45 мин до г. Почеп со средней скоростью 75 км/ч, затем 10 ч на поезде до Бреста со средней скоростью 70 км/ч и после пересечения границы СССР – 8 ч на автобусе до г. Замость со средней скоростью 80 км/ч. (Ответ. 1396,25 км.)

• Особой гордостью нашего земляка М.П. Ржеплинского была Антарктида, посёлок исследователей Мирный, в котором он работал дважды. Это он, находясь на Южном полюсе у советской станции, оставил среди других указателей памятную надпись на столбе: «От Антарктиды до Погара 15 145 км». Оцените, сколько времени потребовалось бы самолёту и машине для преодоления этого расстояния, если их скорости соответственно равны 180 м/с и 40 м/с? (Ответ. 23,4 ч; 105 ч.)

• Наш земляк, генерал-полковник А.М. Крюков, командовал железнодорожными войсками СССР. Он возглавлял строительство Байкало-Амурской магистрали, в ходе которого было построено несколько тоннелей. Длина одного из них (Северо-Муйского) 15 км, а другого, расположенного восточнее, 9 км. За сколько времени товарный состав длиной 750 м пройдёт этот тоннель, если Северо-Муйский тоннель он проходит за 21 мин? (Ответ. За 13 мин. Время прохождения поезда через тоннель считается от момента, когда локомотив войдёт в тоннель, до момента, когда последний вагон выйдет из тоннеля.)

• «Радиосводка сообщила, что наши войска освободили Погар, Стародуб и ведут бои за Новозыбков. К удивлению Андрея Локтюка, к его просьбе – слетать за 130 км к родному дому – командир полка майор С.В. Баринов отнёсся доброжелательно.

…Увидев приземляющийся на лугу самолёт У-2, сбежалось почти всё население Сапычей. Это было маленькой сенсацией».

Определите, сколько времени длился перелёт, если средняя скорость самолёта Андрея Локтюка равна 200 км/ч? (Ответ. 39 мин.)

• «Погарская крепость в 1733 г. представляла собой неправильный четырёхугольник из высокого насыпного земляного вала с четырьмя малыми башнями (брамами). Если стоять “на замке” лицом на восток, т. е. в сторону села Веркеевка, то с правой стороны можно увидеть, точнее, представить себе тайный выход, ведший к старице реки Судость. Длина его составляла 42 м, ширина 5 м, а высота 2 м». Вычислите массу земли, выкопанной при строительстве подземного хода. Плотность земли принять равной 2500 кг/м3. (Ответ. 1050 т.)

• Погар знаменит в России уникальным сортом местного погарского лука, по вкусовым качествам которому нет аналогов в мире: «Лук у жителей Погара скупали “гуртом” купцы, отправляли в дальние города и за границу, преимущественно в Германию. В 1910–1913 гг. из Погара вывозилось до 55 тыс. пудов лука в год».

Найдите объём вывозимого за год лука. Объёмную плотность лука принять равной 750 кг/м3, 1 пуд = 16 кг. (Ответ. 1173 м3.)

• «В 1897 г. в селе Борщево был найден “выдающийся” клад медных монет весом в 2 пуда 25 фунтов и 12 золотников чеканки периодов Елизаветы Петровны, Павла и Екатерины II».

Определите объём меди, необходимой для изготовления монет. 1 пуд = 16 кг, 1 фунт = 0,4095 кг, 1 золотник = 4,25 г. (Ответ. 0,005 м3.)

 

Тема «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

• «Пешими строями и санными обозами войско Юрия Долгорукого выступило по снегу и речному льду. В начале 1155 г. оно подошло к селу Синин, на реке Вабле, в 15 км северо-западнее Погара. Здесь Юрия Долгорукого встретил его сват, Новгород-Северский князь Святослав Всеволодович».

Что было более опасным при форсировании войском замёрзшей реки: движение по льду солдата массой 75 кг в обуви с площадью подошв 0,05 м2, или нагруженных саней массой 400 кг, опирающихся на полозья общей площадью 0,5 м2? (Ответ. Движение по льду солдата более рискованно.)

• Названия многих речек в Погарском районе связаны с состоянием их дна: Грязивец, Песчанка, Глинка. Какую из них труднее всего переходить вброд? (Ответ. Грязивец.)

• «Наш земляк, генерал Шепелев, получил приказ отступать на северную сторону Севастополя. В 7 ч утра 28 августа 1855 г. начался беспримерный переход через единственный мост морского рейда из 85 плотов, колышущихся на волнах от ветра, вблизи от неприятеля».

Какое максимальное число бойцов может выдержать мост, если водоизмещение плота составляет 1,5 м3, а его масса 520 кг? Среднюю массу бойца принять равной 80 кг. (Ответ. 1041.)

• «За 1898 г. с Берёзовской пристани отправлено на байдаках и плотами 277 тыс. пудов лесных материалов и дров».

Оцените, сколько груза можно было бы перевезти, построив плот из 277 тыс. пудов сплавляемого леса. Плотность лесных материалов принять равной 850 кг/м3, 1 пуд = 16 кг. (Ответ. 782 118 кг.)

• «Сохранившаяся архивная запись за 24–30 августа, сделанная подполковником 307-й дивизии Н.С. Начковым гласит: «Части 1021-го стрелкового полка заняли окраину села Витемля. Командования дивизии не видел. Мы строили плот из трёх брёвен с врачом Киселёвым и командиром 1021-го полка майором Бойко, переправились на восточный берег Десны».

Считая среднюю массу бойца равной 70 кг, а площадь поперечного сечения бревна 0,07 м2 определите, какой длины были одинаковые сосновые брёвна, с помощью которых трое солдат переправились через Десну. (Ответ. 5 м.)

 

Литература

  1. Луферов А.М. История и современность. Мн.: МФЦП, 2005.
  2. Шутов И.С., Гуринович К.М. Физика. Практические задачи: 7–8 кл.: учеб. пособие. Изд. 4-е. Мн.: Современное слово, 1997.

 

КраевойВиктор Михайлович Краевой – учитель физики высшей квалификационной категории, мультимузыкант, руководитель эстрадной группы, редактор радио и спортсмен. В семь лет по настоянию деда его отдали учиться по классу баяна. Стать хорошим музыкантом помогли талантливые педагоги Г.Н. и С.Н. Бирюковы, М.Ф. Пушко. Однако будущей профессией Виктор выбрал физику. Ведь он из потомственной династии учителей: дедушка был директором школы, бабушка – учительницей, мать и сестра и сейчас преподают в школе. В Брянском ГПИ он стал первым отличником-физиком, создал ВИА, а позже – духовой оркестр, который стал лауреатом молодёжного фестиваля «Студенческая весна». В 17 лет стал первым абсолютным чемпионом Погарского района по армрестлингу. Первым наставником молодого специалиста стал опытный учитель Г.Г. Яшутин. Вчерашний выпускник уговорил декана физмата Брянского ГПИ В.И. Горбачёва передать в Погарский РОНО 29 компьютеров. Из этого дара молодому учителю достался компьютерный класс «Корвет», большая редкость в те годы. Позже появились сканер, лазерный принтер, магнитофон, CD-RW, веб-камера, графо- и диапроекторы. Работал в две смены (оплачивалась только первая), приходил домой поздно вечером. И результаты не заставили себя ждать. Ученики маленькой сельской школы стали побеждать на районных олимпиадах по физике, всегда входили в первую пятёрку победителей областных олимпиад, занимали первые места в заочном туре областного конкурса «Юный Архимед». Учитель организовывал и внеклассную работу – экскурсии за пределы Погарского района, незабываемые концерты и тематические вечера в Доме культуры, направляя все свои умения на пользу школы.