Документы
проф. О. Ф.
Кабардин,
Росиийская академия образования, г. Москва;
Г. Г.
Никифоров,
< nikiforowgg@mail.ru >, ИСМО РАО, ФИПИ, г. Москва;
проф. В. А.
Орлов,
ИСМО РАО, г. Москва;
Академик РАО В. Г.
Разумовский,
Росиийская академия образования, г. Москва;
проф. А. А.
Фадеева,
Росиийская академия образования, г. Москва
Примерные программы среднего (полного) общего образования
Окончание. См. № 4/2010
Тематическое планирование
Базовый уровень, 2 ч в неделю
Раздел 1. Научный метод познания природы (3 ч)
Основное содержание по темам (ОС). Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания и методы исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерений физических величин. Оценка границ погрешностей и представление их при построении графиков.
Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира.
Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
Характеристика основных видов деятельности ученика (Х). Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельности для достижения поставленных целей, предвидеть возможные результаты этих действий, проводить самоконтроль и оценку полученных результатов. Развивать способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов. Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
Раздел 2. Механика (20 ч)
Кинематика (6 ч)
ОС. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Х. Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.
Динамика (7 ч)
ОС. Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчёта. Закон всемирного тяготения.
Х. Измерять массу тела. Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. Применять закон всемирного тяготения при расчётах сил и ускорений взаимодействующих тел.
Законы сохранения (7 ч)
ОС. Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упругой деформации. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания и волны.
Х. Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упругой деформации по известной деформации и жёсткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины.
Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Раздел 3. Молекулярная физика (12 ч)
Молекулярная физика (7 ч)
ОС. Атомистическая теория строения вещества. Экспериментальные основания молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Строение жидкостей и твёрдых тел.
Х. Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно-кинетической теории. Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании использования уравнения состояния идеального газа. Исследовать экспериментально зависимость p(V) в изотермическом процессе. Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы. Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерять влажность воздуха.
Термодинамика (5 ч)
ОС. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Х. Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Измерять количества теплоты в процессах теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для осуществления заданного процесса с осуществлением теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин. Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Раздел 4. Электродинамика (25 ч)
Электростатика (5 ч)
ОС. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Разность потенциалов.
Х. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов.
Постоянный ток (10 ч)
ОС. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Х. Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей.
Магнитные явления (10 ч)
ОС. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока. Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов.
Х. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Объяснять принцип действия электродвигателя. Исследовать явление электромагнитной индукции. Объяснять принцип действия генератора электрического тока.
Резерв времени для авторских программ: 10 ч
Раздел 5. Электромагнитные колебания и волны (30 ч)
Электромагнитные колебания (8 ч)
ОС. Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Х. Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Формировать ценностные отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности.
Электромагнитные волны (6 ч)
ОС. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Х. Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Оптика (12 ч)
ОС. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Х. Применять на практике законы отражения и преломления света при решении задач. Наблюдать явление дифракции света. Определять спектральные границы чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решётки. Строить изображения предметов, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы.
Специальная теория относительности (4 ч)
ОС. Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект массы и энергия связи.
Х. Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту массы.
Раздел 6. Квантовая физика (24 ч)
Физика атома (10 ч)
ОС. Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Дуализм свойств света. Давление света. Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Х. Наблюдать фотоэлектрический эффект. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте. Наблюдать линейчатые спектры. Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое.
Физика атомного ядра (14 ч)
ОС. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Х. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счётчика Гейгера. Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, высвобождающуюся при ядерных реакциях. Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а каждым учащимся для себя лично, понимать ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.
Раздел 7. Строение Вселенной (6 ч)
ОС. Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звёзд. Природа Солнца и звёзд, источники энергии. Физические характеристики звёзд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Наша Галактика и место солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
Х. Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.
Руководитель проекта академик В.Г. Разумовский.
Свои соображения по поводу предлагаемого проекта просьба присылать в адрес редакции газеты с пометкой «Проект стандарта. В.А. Орлову».
Здесь мы публикуем планирование только для базовой школы, планирование для профильной школы см. в электронных приложениях к № 4/2010. – Ред.