Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2010

Конкурс "Я иду на урок"

Е. С. Светлакова,
МОУ СОШ № 36, г. Талнах, Красноярский кр.

Свет. Распространение света

Я иду на урокОсновная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования. Учебный процесс организуется так, что учащиеся самостоятельно (или с определённой долей помощи учителя) работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульная программа «Световые явления» включает в себя 9 модулей. Каждый модуль имеет свою интегрирующую цель и рассчитан на один урок. Почти все модули – смешанного типа, что максимально разнообразит деятельность учащихся на уроке. Каждый модуль содержит 5–7 учебных элементов (УЭ) – познавательных и операционных – с обязательным входным и выходным контролем. К каждому модулю составляется карточка учителя с ответами на все задания в этом модуле. С модульного урока каждый ученик уходит, зная, на каком уровне он усвоил материал, и может на каждом этапе оценивать свою деятельность и знания в баллах, которые учитель затем переводит в 5-балльную оценку. Модульная технология рассчитана на быстро читающих детей, и в классах со слабыми учениками вряд ли применима.

Предлагаю разработку первого урока из данной модульной программы, которая составлена на основе учебника [1] и задачника [2].

Обучающие цели урока: • сформировать представление о свете, источниках света, луче, полутени, тени • показать прямолинейность распространения света • научить графически изображать области тени и полутени.

Оборудование: прибор для демонстрации тени и на каждом столе свеча, экран, модульная карта.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель. Сегодня вы начинаете изучать новый раздел физики, который называется «Световые явления». Более глубоко вы познакомитесь со световыми явлениями в 11-м классе, а сейчас изучите основные понятия и законы науки, которая изучает световые явления. Эта наука называется оптика.

Прежде чем перейдём собственно к уроку, хочу напомнить о правилах пожарной безопасности. Во время выполнения практической работы с зажжённой свечой необходимо убрать лишние предметы к краю стола, нельзя оборачиваться назад, девочкам необходимо собрать распущенные волосы. А в кабинете на случай возгорания имеются ведро с водой и плотная ткань.

II. Целеполагание

Учитель. Сегодня мы выясним природу света, узнаем, какие бывают источники света, практически докажем закон распространения света и будем учиться графически изображать области тени и полутени. Поможет вам в этом модульная карта. Запишите дату и тему урока. Действуйте согласно предписаниям в модульной карте. (Учащиеся работают с УЭ0 и УЭ1)

Комментарий. Задание 1 – практическое, его выполнение позволяет выяснить природу света. Результат обсуждают фронтально, устно делают вывод по результатам практической работы и записывают в тетрадь: «Свет – это видимое излучение».

Задание 2 – систематизация информации об источниках света, содержащейся в 3–6 абзацах § 62. Выполняют полностью самостоятельно (но слабых учащихся нужно всё же контролировать). Учитель предлагает сравнить схемы, которые составили учащиеся, со схемой, составленной им самим и заранее написанной на откидной доске. Поясняет, по какому признаку источники делятся на тепловые и люминесцентные.

рис.1

Примеры обсуждают устно. Контроль также выполняют устно. Первый вариант выбирает только естественные источники света (Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, гнилушки), второй вариант – только искусственные (свеча, экран телевизора и дисплея, лампы дневного света, газовая горелка).

Учитель. Мы выяснили природу света, познакомились с разными видами источников света. В дальнейшем, говоря об источнике света, мы будем иметь в виду точечный источник. Какой источник света можно назвать точечным, вы выясните в ходе выполнения заданий третьего учебного этапа (УЭ2).

Комментарий. Задание 1 – практическое. Выполняют по плану в УЭ2. Результаты обсуждают фронтально, устно делают вывод и вместо записи традиционного определения выполняют рисунок, показывающий различие между точечным и протяжённым источниками света.

Задание 2 – тоже практическое. Выполняют по плану в УЭ2. Результаты обсуждают фронтально, устно делается вывод и записывается в тетрадь: «Луч – линия, вдоль которой распространяется свет». Контроль выполняют письменно на листе, который затем откладывают на край стола. (Результат обсуждают в конце урока.)

Учитель. следующий этап урока позволит выяснить, как распространяется свет. Внимательно прослушайте объяснение, после которого вам придётся самим сделать самые важные выводы. (Рассказ с использованием прибора для демонстрации тени.) Если на пути световых лучей поместить преграду, например, лист бумаги, то мы не увидим источник света. Это можно объяснить только тем, что свет распространяется прямолинейно, и световые лучи не могут обогнуть преграду. Если на пути световых лучей поместить небольшой предмет, то на экране можно увидеть освещённую область и область, куда не попадают световые лучи. Эта область называется тенью. Также можно наблюдать частично освещённую область – полутень. Изменяя размер источника света или расстояние между предметом и источником света, можно получить тень (с чёткими границами) и полутень (с размытыми).

Итак, прошу вас сделать самые важные, на ваш взгляд, выводы из моего объяснения.

Учащиеся (отвечая на вопросы в УЭ3). Свет распространяется прямолинейно. Тень – это область, куда не попадают световые лучи. Полутень – это частично освещённая область.

Комментарий. Учитель уточняет формулировку только прямолинейного распространения света, которую учащиеся записывают в тетрадь. Выслушивают 2–3 варианта ответа на № 1504. Выбирают лучшую формулировку.

 

Учитель. Вы научились определять области тени и полутени. На следующем этапе вы научитесь изображать их графически.

Комментарий. Практическое задание выполняют по плану в УЭ4. Результат обсуждается фронтально. Учитель показывает порядок выполнения построения, учащиеся повторяют. Двое, справившиеся быстрее других, выходят к доске и выполняют построение. Остальные сравнивают с ним своё построение.

Выходной контроль (УЭ5): задачи решают на листе и сдают учителю, после чего сравнивают своё построение с построением учителя на откидной доске, находят ошибки. Обсуждают также ответы на вопрос о точечном источнике света.

IV. Итог урока

Учитель. Урок подходит к концу. Давайте выделим самое главное.

Учащиеся. • Свет – это видимое излучение • Луч – линия, вдоль которой распространяется свет • Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно • Тень – это область, куда не попадают световые лучи • Полутень – это частично освещённая область.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Критерии: «5» за 10–12 баллов; «4» за 8–9 баллов («3» при изучении новой темы не ставится).

V. Домашнее задание

Домашнее задание учащиеся записывают с модульной карты.

К концу урока в тетради учащихся составляется конспект:

рис.2

 

УЭ0. дидактическая цель модуля: выяснить природу света; познакомиться с видами источников света; рассмотреть особенности распространения света; выяснить условия образования тени и полутени (1 мин)

УЭ1

(8 мин)

 

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): выяснить природу света, познакомиться с видами источников света.

Задание 1.  Зажгите свечу. Поднесите к ней сбоку ладонь. Что вы ощущаете? Что вы ощущаете, когда подносите руку к горячей батарее?  Какой вид теплопередачи вы наблюдаете в обоих случаях? В чём различие между этими излучениями?

Запишите вывод: свет –  это видимое излучение.

рис.3Задание 2. Прочитайте в § 62 абзацы 3–6. По тексту учебника составьте схему, которая бы наглядно показала, какие источники света существуют. Схема может начинаться так, как показано справа.

Контроль: № 1484 [2] (1 балл.) 

Устно.

 

Если готовы отвечать, поднимите руку.

Сравните свои записи со схемой на доске.

  

Устно

УЭ2

(7 мин)

 

ЧДЦ: выяснить,  какой источник света называется точечным, что такое световой луч.

Задание 1. Поставьте свечу на расстоянии 5–7 см от экрана. Сравните размеры пламени с расстоянием от него до экрана.

Удалите свечу от экрана на расстояние 30–40 см. Сравните размеры пламени с расстоянием от него до экрана.

Как вы думаете, в каком случае свечу можно считать точечным источником?

рис.4Выполните рисунок в тетради.

Задание 2. Поставьте свечу на расстоянии 25 см. Что вы наблюдаете по другую сторону экрана? Какое определение можно дать лучу?

Запишите вывод: световой луч – это линия, вдоль которой распространяется свет.

Контроль. В каких из перечисленных ниже случаев источник света можно рассматривать как точечный:  а) Солнце освещает Землю;  б) свет от настольной лампы падает на тетрадь; в) дорогу освещают светом карманного фонарика; г) фонарь освещает улицу? (1 балл.)

 

 

 

 

 

Предложите свой вариант ответа.

 

 

 

 

 

Ответ запишите на отдельном листе.

УЭ3

(5 мин)

 

ЧДЦ: доказать прямолинейность распространения света; выяснить условия образования тени и полутени.

Задание: послушайте объяснение учителя. Дайте ответы на вопросы:  Чем можно объяснить появление неосвещённой области? Как называется эта область? Какая область называется полутенью? При каком условии граница тени чёткая? нечёткая?

Запишите вывод: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.

Контроль: № 1504 [2] (2  балла.)

рис.5

 

Устно.

УЭ4

(7 мин)

 

ЧДЦ: научиться изображать на рисунке области тени и полутени.

Задание 1. Поместите между пламенем свечи и экраном: а) лист бумаги с отверстием;  б) ручку. Укажите на экране область тени. Как можно на рисунке показать тень? Послушайте объяснение учителя.

Задание 2. Покажите на рисунке область тени (выполните в тетради). (4 балла.)

рис.6

Отвечайте устно.

 

Сравните с построением на доске.

УЭ5

(7 мин)

Выходной контроль:   № 1501;  1505. (4 балла.)

Выполните на листе и сдайте.

Д/З

§ 62 [1]; № 1500, 1507 [2]; по желанию, задание 12 из № 1. Объясните, почему мы на Земле можем наблюдать солнечные затмения.

Запишите в дневник.

 

КАРТА УЧИТЕЛЯ

УЭ1. 1-й вариант: Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, гнилушки.

2-й вариант: свеча, экраны телевизора и дисплея, лампы дневного света, молния, газовая горелка.

УЭ2. Источники света являются точечными в случаях а и в.

УЭ3. Если свет будет падать справа, то правая рука окажется препятствием на пути световых лучей и образуется тень.

рис.7
рис.8

URL: http://yourfuneralguy.wordpress.com

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2002.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: 7–9 классы: уч. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.