Конкурс "Я иду на урок"
Е. С.
Светлакова,
МОУ СОШ № 36, г. Талнах, Красноярский кр.
Свет. Распространение света
Основная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования. Учебный процесс организуется так, что учащиеся самостоятельно (или с определённой долей помощи учителя) работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульная программа «Световые явления» включает в себя 9 модулей. Каждый модуль имеет свою интегрирующую цель и рассчитан на один урок. Почти все модули – смешанного типа, что максимально разнообразит деятельность учащихся на уроке. Каждый модуль содержит 5–7 учебных элементов (УЭ) – познавательных и операционных – с обязательным входным и выходным контролем. К каждому модулю составляется карточка учителя с ответами на все задания в этом модуле. С модульного урока каждый ученик уходит, зная, на каком уровне он усвоил материал, и может на каждом этапе оценивать свою деятельность и знания в баллах, которые учитель затем переводит в 5-балльную оценку. Модульная технология рассчитана на быстро читающих детей, и в классах со слабыми учениками вряд ли применима.
Предлагаю разработку первого урока из данной модульной программы, которая составлена на основе учебника [1] и задачника [2].
Обучающие цели урока: • сформировать представление о свете, источниках света, луче, полутени, тени • показать прямолинейность распространения света • научить графически изображать области тени и полутени.
Оборудование: прибор для демонстрации тени и на каждом столе свеча, экран, модульная карта.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель. Сегодня вы начинаете изучать новый раздел физики, который называется «Световые явления». Более глубоко вы познакомитесь со световыми явлениями в 11-м классе, а сейчас изучите основные понятия и законы науки, которая изучает световые явления. Эта наука называется оптика.
Прежде чем перейдём собственно к уроку, хочу напомнить о правилах пожарной безопасности. Во время выполнения практической работы с зажжённой свечой необходимо убрать лишние предметы к краю стола, нельзя оборачиваться назад, девочкам необходимо собрать распущенные волосы. А в кабинете на случай возгорания имеются ведро с водой и плотная ткань.
II. Целеполагание
Учитель. Сегодня мы выясним природу света, узнаем, какие бывают источники света, практически докажем закон распространения света и будем учиться графически изображать области тени и полутени. Поможет вам в этом модульная карта. Запишите дату и тему урока. Действуйте согласно предписаниям в модульной карте. (Учащиеся работают с УЭ0 и УЭ1)
Комментарий. Задание 1 – практическое, его выполнение позволяет выяснить природу света. Результат обсуждают фронтально, устно делают вывод по результатам практической работы и записывают в тетрадь: «Свет – это видимое излучение».
Задание 2 – систематизация информации об источниках света, содержащейся в 3–6 абзацах § 62. Выполняют полностью самостоятельно (но слабых учащихся нужно всё же контролировать). Учитель предлагает сравнить схемы, которые составили учащиеся, со схемой, составленной им самим и заранее написанной на откидной доске. Поясняет, по какому признаку источники делятся на тепловые и люминесцентные.
Примеры обсуждают устно. Контроль также выполняют устно. Первый вариант выбирает только естественные источники света (Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, гнилушки), второй вариант – только искусственные (свеча, экран телевизора и дисплея, лампы дневного света, газовая горелка).
Учитель. Мы выяснили природу света, познакомились с разными видами источников света. В дальнейшем, говоря об источнике света, мы будем иметь в виду точечный источник. Какой источник света можно назвать точечным, вы выясните в ходе выполнения заданий третьего учебного этапа (УЭ2).
Комментарий. Задание 1 – практическое. Выполняют по плану в УЭ2. Результаты обсуждают фронтально, устно делают вывод и вместо записи традиционного определения выполняют рисунок, показывающий различие между точечным и протяжённым источниками света.
Задание 2 – тоже практическое. Выполняют по плану в УЭ2. Результаты обсуждают фронтально, устно делается вывод и записывается в тетрадь: «Луч – линия, вдоль которой распространяется свет». Контроль выполняют письменно на листе, который затем откладывают на край стола. (Результат обсуждают в конце урока.)
Учитель. следующий этап урока позволит выяснить, как распространяется свет. Внимательно прослушайте объяснение, после которого вам придётся самим сделать самые важные выводы. (Рассказ с использованием прибора для демонстрации тени.) Если на пути световых лучей поместить преграду, например, лист бумаги, то мы не увидим источник света. Это можно объяснить только тем, что свет распространяется прямолинейно, и световые лучи не могут обогнуть преграду. Если на пути световых лучей поместить небольшой предмет, то на экране можно увидеть освещённую область и область, куда не попадают световые лучи. Эта область называется тенью. Также можно наблюдать частично освещённую область – полутень. Изменяя размер источника света или расстояние между предметом и источником света, можно получить тень (с чёткими границами) и полутень (с размытыми).
Итак, прошу вас сделать самые важные, на ваш взгляд, выводы из моего объяснения.
Учащиеся (отвечая на вопросы в УЭ3). Свет распространяется прямолинейно. Тень – это область, куда не попадают световые лучи. Полутень – это частично освещённая область.
Комментарий. Учитель уточняет формулировку только прямолинейного распространения света, которую учащиеся записывают в тетрадь. Выслушивают 2–3 варианта ответа на № 1504. Выбирают лучшую формулировку.
Учитель. Вы научились определять области тени и полутени. На следующем этапе вы научитесь изображать их графически.
Комментарий. Практическое задание выполняют по плану в УЭ4. Результат обсуждается фронтально. Учитель показывает порядок выполнения построения, учащиеся повторяют. Двое, справившиеся быстрее других, выходят к доске и выполняют построение. Остальные сравнивают с ним своё построение.
Выходной контроль (УЭ5): задачи решают на листе и сдают учителю, после чего сравнивают своё построение с построением учителя на откидной доске, находят ошибки. Обсуждают также ответы на вопрос о точечном источнике света.
IV. Итог урока
Учитель. Урок подходит к концу. Давайте выделим самое главное.
Учащиеся. • Свет – это видимое излучение • Луч – линия, вдоль которой распространяется свет • Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно • Тень – это область, куда не попадают световые лучи • Полутень – это частично освещённая область.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Критерии: «5» за 10–12 баллов; «4» за 8–9 баллов («3» при изучении новой темы не ставится).
V. Домашнее задание
Домашнее задание учащиеся записывают с модульной карты.
К концу урока в тетради учащихся составляется конспект:
УЭ0. дидактическая цель модуля: выяснить природу света; познакомиться с видами источников света; рассмотреть особенности распространения света; выяснить условия образования тени и полутени (1 мин) | ||
УЭ1 (8 мин)
| Частная дидактическая цель (ЧДЦ): выяснить природу света, познакомиться с видами источников света. Задание 1. Зажгите свечу. Поднесите к ней сбоку ладонь. Что вы ощущаете? Что вы ощущаете, когда подносите руку к горячей батарее? Какой вид теплопередачи вы наблюдаете в обоих случаях? В чём различие между этими излучениями? Запишите вывод: свет – это видимое излучение. Задание 2. Прочитайте в § 62 абзацы 3–6. По тексту учебника составьте схему, которая бы наглядно показала, какие источники света существуют. Схема может начинаться так, как показано справа. Контроль: № 1484 [2] (1 балл.) | Устно.
Если готовы отвечать, поднимите руку. Сравните свои записи со схемой на доске.
Устно |
УЭ2 (7 мин)
| ЧДЦ: выяснить, какой источник света называется точечным, что такое световой луч. Задание 1. Поставьте свечу на расстоянии 5–7 см от экрана. Сравните размеры пламени с расстоянием от него до экрана. Удалите свечу от экрана на расстояние 30–40 см. Сравните размеры пламени с расстоянием от него до экрана. Как вы думаете, в каком случае свечу можно считать точечным источником? Выполните рисунок в тетради. Задание 2. Поставьте свечу на расстоянии 25 см. Что вы наблюдаете по другую сторону экрана? Какое определение можно дать лучу? Запишите вывод: световой луч – это линия, вдоль которой распространяется свет. Контроль. В каких из перечисленных ниже случаев источник света можно рассматривать как точечный: а) Солнце освещает Землю; б) свет от настольной лампы падает на тетрадь; в) дорогу освещают светом карманного фонарика; г) фонарь освещает улицу? (1 балл.) |
Предложите свой вариант ответа.
Ответ запишите на отдельном листе. |
УЭ3 (5 мин)
| ЧДЦ: доказать прямолинейность распространения света; выяснить условия образования тени и полутени. Задание: послушайте объяснение учителя. Дайте ответы на вопросы: Чем можно объяснить появление неосвещённой области? Как называется эта область? Какая область называется полутенью? При каком условии граница тени чёткая? нечёткая? Запишите вывод: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Контроль: № 1504 [2] (2 балла.) |
Устно. |
УЭ4 (7 мин)
| ЧДЦ: научиться изображать на рисунке области тени и полутени. Задание 1. Поместите между пламенем свечи и экраном: а) лист бумаги с отверстием; б) ручку. Укажите на экране область тени. Как можно на рисунке показать тень? Послушайте объяснение учителя. Задание 2. Покажите на рисунке область тени (выполните в тетради). (4 балла.) | Отвечайте устно.
Сравните с построением на доске. |
УЭ5 (7 мин) | Выходной контроль: № 1501; 1505. (4 балла.) | Выполните на листе и сдайте. |
Д/З | § 62 [1]; № 1500, 1507 [2]; по желанию, задание 12 из № 1. Объясните, почему мы на Земле можем наблюдать солнечные затмения. | Запишите в дневник. |
КАРТА УЧИТЕЛЯ
УЭ1. 1-й вариант: Солнце, звёзды, полярное сияние, молния, гнилушки.
2-й вариант: свеча, экраны телевизора и дисплея, лампы дневного света, молния, газовая горелка.
УЭ2. Источники света являются точечными в случаях а и в.
УЭ3. Если свет будет падать справа, то правая рука окажется препятствием на пути световых лучей и образуется тень.
URL: http://yourfuneralguy.wordpress.com
Литература
- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2002.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: 7–9 классы: уч. пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.