Конкурс "Я иду на урок"
С. С.
Егорова,
< fenshui8@mail.ru >, МОУ СОШ № 12, г. Королёв, Московская обл.
Молекулярно-кинетическая теория
Цель урока: • обобщить и систематизировать знания по теме «Молекулярно-кинетическая теория» • подвести учащихся к осознанию необходимости диагностики уровня усвоения материала с целью устранения ошибок и пробелов • расширить кругозор учащихся.
Подготовка к уроку. Учитель заранее готовит на каждую парту дидактические раздаточные материалы и карточку для рефлексирования. Если в школе есть компьютер, то задача резко упрощается. Урок построен по методическим заметкам [1] и учебникам [2, 3]. Ребята делятся на три команды, примерно равные по силам. Каждая выбирает капитана, консультантов, которые занимаются со слабо успевающими. Учащимся напоминают, что успех команды зависит от подготовки и активности каждого участника.
Ход урока
1. Организационный (1 мин)
2. Подготовка к обучающей деятельности (10 мин)
Учитель. Молекулярно-кинетической теорией (МКТ) называется учение, объясняющее свойства тел взаимодействием и движением молекул и атомов. Основные положения, на которых базируется МКТ, высказывались уже в глубокой древности. Ещё Демокрит и Левкипп (карточка 1 [1]), знаменитые мыслители Древней Греции, около 2300 лет назад учили, что все вещества построены из мельчайших частиц – атомов – и что атомы могут быть различного вида. Те же мысли мы встречаем через столетие у Эпикура, а несколько позже – у древнеримского поэта и мыслителя Лукреция в его знаменитой поэме «О природе вещей».
Карточка 1. Атомизм – гениальная догадка
Идеи античных атомистов долгое время
V в. до н.э. |
Демокрит |
Начало Вселенной – атомы и пустота, всё остальное – мнение… |
IV в. до н.э. |
Эпикур |
Свойства атома – вес, движение… |
IV в. до н.э. |
Аристотель |
Атомов нет, потому что мы их не видим… |
находились в забвении. Церковь преследовала учёных, развивающих идеи об атомно-молекулярном строении вещества. В 1626 г. парижский парламент издал декрет, запрещавший под угрозой смертной казни распространение идей об атомно- молекулярном строении вещества как материалистических в своей основе.
Одним из основателей МКТ является великий русский учёный М.В. Ломоносов. В двух своих работах – «Элементы математической химии» и «О нечувствительных физических частицах» – Ломоносов чётко излагает основы МКТ, подкрепляя их опытными фактами (карточки 2 и 3 [1]). К числу опытных доказательств движения молекул в теле относится явление, открытое в 1827 г. английским учёным Р. Броуном. Наиболее подробно броуновское движение было изучено на опыте французским учёным Ж. Перреном. В 1905 г. А. Эйнштейн теоретически доказал существование МКТ [3].
Карточка 2. Атомизм – гипотеза
XVII в.
|
П. Гассенди |
Возрождает идею атомизма |
И. Ньютон |
Принимают идею атомизма как само собой разумеющееся; Галилей определяет вес воздуха |
|
Р. Бойль |
Экспериментально установили первый газовый закон |
|
XVIII в. |
Д. Бернули |
Закладывает основы теории газов: давление – результат ударов молекул о стенки сосуда |
М.В. Ломоносов |
Считает, что теплота – это движение корпускул, создаёт зачатки модели идеального газа, объясняет явление теплопроводности, выдвигает идею о недостижимости самой низкой температуры |
Карточка 3. Атомизм – обоснованная идея
Химия
|
Дж. Дальтон |
Соединяет атомистическую идею с экспериментальными данными; вводит понятие «атомный вес», определяет атомный вес некоторых веществ |
А. Авогадро |
Выводит закон Авогадро |
|
Д.И. Менделеев |
Открывает периодический закон |
|
Физика
|
Ж. Гей-Люссак, Ж. Шарль |
Экспериментально устанавливают газовые законы |
Б. Клапейрон |
Вводит закон состояния идеального газа |
|
Р. Броун |
Наблюдает движение частиц |
|
Уотерсон |
Закладывает основы МКТ: молекулы подобны бильярдным шарам |
|
Дж. Джоуль |
Выдвигает идею о хаотичности распределения молекул по направлениям движения |
|
Р. Клаузиус |
Выводит основное уравнение МКТ, вводит понятия «среднее число столкновений», «длина свободного пробега», вычисляет среднюю скорость пробега молекул |
|
Лорд Рэлей (Дж. Стрэтт) |
Ставит опыт по определению размеров атомов и молекул |
|
Дж. Максвелл |
Предлагает теорию распределения молекул по скоростям, теорию теплоёмкости, математическое описание диффузии, теплопроводности |
|
Л. Больцман |
Вводит вероятностный подход, выступает против энергетизма |
|
А. Эйнштейн |
Вводят соотношение, позволяющее экспериментально определить число Авогадро из наблюдений за броуновской частицей |
|
Ж. Перрен |
Проверяет экспериментально выводы Эйнштейна; экспериментально изучает распределение частиц в поле земного тяготения |
|
О. Штерн |
Экспериментально определяет скорости молекул |
Опытные факты |
Модели, гипотезы |
Разработка теории |
Cледствия |
Экспериментальная проверка следствий |
МКТ служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений, без неё не может обойтись ни одна из естественных наук.
3. Самостоятельная систематизация материала (20 мин, с физкульминуткой после первых 10 мин)
На каждую парту раздаются дидактические карточки: • Дискретное строение вещества • Взаимодействие частиц вещества • Количество вещества • Температура • Давление газа • Уравнение состояния идеального газа • Теплоёмкость • Кристаллы • Модели кристаллических решёток • Траектория броуновской частицы. Модель. Агрегатные состояния • Молекулярная физика [4, 5]. (Ниже приведён один из плакатов компании «Edustrong» [4], ещё девять даны в электронных приложениях к № 5/2010.) Каждая команда получает заготовку своей таблицы и задание: заполнить её, проанализировав полученный раздаточный материал и выделив заданные структурные элементы теории. В итоге получаются три таблицы, содержание которых обсуждается в ходе фронтальной беседы.
1-я группа: основание теории
Опытное обоснование |
• Делимость вещества, парообразование, растворимость доказывают, что тело состоит из частиц • Сжимаемость веществ и диффузия свидетельствуют, что между частицами вещества есть промежутки |
Модели |
Модель идеального газа, кристаллическая решётка твёрдых тел, модель строения жидкости |
Величины и понятия |
Макропараметры: давление, объём, температура • Микропараметры: средний квадрат скорости, концентрация, масса одной молекулы |
2-я группа: ядро теории
Законы |
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа: Связь кинетической энергии молекул газа с абсолютной температурой: |
|
Принципы, положения, постулаты |
Основные положения молекулярно-кинетической теории:
|
|
Фундаментальные постоянные |
Число Авогадро: NА= 6,02 · 1023 моль-1. Постоянная Больцмана: k = 1,38 · 10-23 Дж/К. |
3-я группа: следствия
Частные законы |
Уравнение состояния идеального газа: p = nkT. Уравнение Клапейрона–Менделеева (уравнение состояния идеального газа): Газовые законы:
Закон Дальтона: давление смеси химически не взаимодействующих идеальных газов равно сумме парциальных давлений: Закон Авогадро – одно из важных основных положений химии, гласящее, что «в равных объёмах различных газов, взятых при одинаковых температуре и давлении, содержится одно и то же число молекул». Внутренняя энергия идеального одноатомного газа: |
4. Подведение итогов систематизирующей деятельности (9 мин)
Учитель раздаёт карточки 4, сообщает домашнее задание и просит детей оценить, насколько успешным был урок.
Карточка 4
Мне всё понравилось …………………………………
Мне ничего не понятно …………………………………
Мне было интересно …………………………………
Мне было скучно …………………………………
Мне было легко …………………………………
Мне было трудно …………………………………
Я узнал (-а) много нового …………………………………
Я не узнал (-а) ничего нового …………………………………
Литература
- Воронина Е.В. Обобщающее занятие // Я иду на урок физики. 10 класс. М.: Первое сентября, 2000. С. 141–150.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2008. 368 с.
- Пёрышкин А.В. Курс физики. Молекулярная физика и теплота. М.: Просвещение, 1963. С. 98.
- Кабардин О.Ф. Молекулярная физика. М.: Варсон. [Электронный ресурс] URL: http://www.varson.ru
- Львовский М.Б. Урок 6. Уравнение состояния идеального газа: Материалы 2 всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2000» // Молекулярная физика. [Электронный ресурс] URL: http://marklv.narod.ru
Светлана Сергеевна Егорова – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила физмат Латвийского университета в 1990 г. по специальности «Физика», педагогический стаж 17 лет. Концепция собственной методической системы: активизация познавательной деятельности учащихся с помощью уроков различного типа. Классный руководитель. Участник городского фестиваля методических идей-2010. Дочь Диана учится на 5-м курсе МГСУ. Хобби – фэн-шуй.