Портфолио
Е. В.
Бычкова,
< egeny08@list.ru >, МОУ СОШ № 8 с УИОП, г. Пушкино, Московская обл.
Техника безопасности на уроках
Физика – предмет, на котором вопросы техники безопасности и сбережения здоровья школьников весьма актуальны: ученики выполняют лабораторные и практические работы, связанные с использованием стеклянной посуды, применением источников тока, электрических приборов, штативов. Неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и незнание правил техники безопасности могут повлечь за собой несчастные случаи.
Цель техники безопасности как составной части здоровьесберегающей технологии обучения – обеспечить школьнику сохранение здоровья в период пребывания в школе (а также и дома!), сформировать знания, умения и навыки, касающиеся безопасных приёмов и способов выполнения лабораторных работ, проведения опытов, пользования электрическими приборами, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Тематика уроков физики позволяет провести инструктаж в так называемой мягкой форме в дополнение к строгому инструктажу с чёткими и жёсткими формулировками. Естественно, инструктаж по ТБ в картинках и с видеороликами понравится гораздо больше (а может, и запомнится лучше).
Как построить учебный процесс, чтобы обеспечить наиболее интенсивное формирование и развитие знаний, самостоятельности, не допуская при этом перегрузки учащихся? Я думаю, что надо развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают ребят, делают учебные занятия желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А всё это помогает сберечь и укрепить здоровье.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением таких технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Чтобы достичь этого, учитель должен уметь создавать благоприятный психологический климат на уроке, любить детей, предлагать им для решения интересные и посильные задания. Учение с увлечением – лучший итог работы любого учителя; горящие глаза детей – лучшая награда педагогу! А это в полной мере зависит от личности учителя, его профессионального уровня, от творческого подхода к своей работе. Именно интересное преподавание приводит к интересному учению. А оно – к сохранению психического, нравственного и эмоционального здоровья школьников. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения.
Учителю необходимо разнообразить методы работы, поощрять успехи и поддерживать в каждом мотивацию учебной деятельности. Одним из эффективных способов мотивации является организация работы над интегрированными проектами, включающими материал нескольких предметов. Так, во всех классах есть предмет ОБЖ, который напрямую является частью всей школьной науки о сбережении здоровья. По некоторым темам, особенно по теме «Электрические явления», изучение материала и на уроках ОБЖ, и на уроках физики имеет одинаковую цель – предупреждение детского травматизма. Именно с этой точки зрения мною был задуман интегрированный урок-презентация «Его величество Электричество» (ФИЗИКА + ОБЖ), который показал, что изучение правил техники безопасности может быть увлекательным, познавательным и ненавязчиво действенным.
Готовили проект 4 месяца ученики разных классов – Бычкова Екатерина (10-й класс), Завьялова Алёна (9-й класс), шестиклассники Акопова Тамара, Бондарь Саша, Иваникова Полина, Кахадзе Дима, Панурина Саша, Подковкина Настя, Радько Вика, Самохина Марина, Самусь Ира, Соловьёва Лиза, Улитина Аня, Улитина Настя, Тюрина Таня, Шахмарова Майя. Сделанная ими презентация посвящена трём электрическим явлениям: электризации, атмосферному электричеству и короткому замыканию. Материал доступен учащимся с 7-го по 11-й классы. Это исторические факты, сообщения о вкладах учёных в развитие представлений об электрических явлениях, фото- и видеоматериалы собственных опытов, схемы и фотографии современных машин и устройств, собственные рисунки, анекдоты, занимательные материалы, которые позволили сделать урок интересным, поучительным и запоминающимся. Затронутая тема может дополняться новыми материалами и фактами, например, о сотовых телефонах, шаровой молнии, медицинской помощи при поражении током и т. д. Презентацию можно успешно использовать при изучении определённой темы по физике в 8-м и 10-м классах, на уроках ОБЖ.
Работа была проведена большая, результат понравился всем. Проект был показан на семинаре заместителей директоров по ОБЖ и получил высокую оценку. Успех и удовольствие от результата – вклад в эмоциональное и нравственное здоровье школьников. Да и я сама получила огромное удовольствие от проделанной работы, от общения с детьми в неформальной обстановке. Надеюсь, что наша работа понравится и читателям газеты.
В заключение хочу сказать, что грамотной заботой о психическом, физическом и душевном здоровье своих учеников учитель может сделать для них несравненно больше, чем простым обучением премудростям своей науки. Педагогический результат – это не только то, что в голове, но и то, что в душе, на лице и в судьбе наших учеников. Давайте будем любить их, себя, свою работу. Давайте будем оценивать работу учителя не только по объёму выданных знаний, но и по проявившимся результатам. Пусть будут здоровы и наши ученики, и мы.
Ниже привожу сценарий урока (полностью презентация – с эффектами анимации, видеофрагментами и звуковым сопровождением – дана как электронное приложение. – Ред.). Презентация состоит из 49 слайдов. На каждом, как правило, текст и иллюстрации к нему (всего около сотни «картинок»). Ученики последовательно зачитывают тексты, класс слушает и рассматривает иллюстрации.
Ход урока
Учитель объявляет тему урока. Под музыкальное сопровождение демонстрирует и поясняет слайды 1–3, слайд 4 «Цели проекта», слайд 5 «Содержание презентации».
Ученик (читает текст слайда 6). Мир электрических явлений многообразен. Пожалуй, каждый согласится с тем, что сегодня вряд ли можно обойтись без электричества. Электрическая плита, стиральная машина, компьютер, телевизор, да и обычная лампочка – всё это присутствует в нашей жизни. Многие из нас познакомились с электричеством ещё в далёком наивном детстве. Загадочные розетки внушали нам страх и любопытство одновременно. Каждый день мы пользуемся бытовыми электрическими приборами, носим синтетическую одежду, пользуемся транспортом и очень часто забываем, что может случиться непредвиденное. Случайность, небрежность, невнимательность, торопливость могут привести к беде: пожару, поражению током, получению других травм и даже к гибели.
Слайд 7. И первый шаг к предупреждению опасностей – это изучение причин этих опасных явлений и способы борьбы с ними.
Слайд 8. Мы познакомимся с первым явлением – электризацией тел. С ним мы в быту сталкиваемся очень часто (слайд 9).
Слайд 10. Начало изучения электрических явлений связано с явлением электризации, которое было известно ещё в древности. Так, электризация янтаря при трении была известна ещё в VI в. до н. э. знаменитому греческому философу Фалесу Милетскому. Янтарь (греч.) – солнечный камень, который после натирания притягивал к себе мелкие пушинки, соломинки, бумажки. Он был назван греками за его цвет и блеск электром (сияющий, лучезарный сплав золота (80%) и серебра (20%) янтарного цвета). Отсюда произошло, правда, много позже, и само слово «электричество» [1, с. 148].
Слайд 11. Электризация тел трением (статическое электричество) – это явление, когда в нейтральных телах происходит перераспределение зарядов. Одно из тел заряжается положительно (тело теряет электроны), а другое – отрицательно (тело приобретает электроны). Наэлектризованные тела при соприкосновении с окружающими телами искрят – мы наблюдаем разряд. Искры могут привести к пожару. В настоящее время увеличился интерес к «электричеству от трения» – статическому электричеству. Главная причина этого интереса – неприятности, а иногда и беды, которые это электричество доставляет людям, забывающим о технике безопасности [1, с. 150].
Слайд 12. Ещё в прошлом столетии были известны случаи вредного действия статического электричества. Например, кожаные и прорезиненные ремни, наэлектризовавшись на вращающихся шкивах, могут стать источником искрового разряда. Он особенно опасен, если в воздухе висит мелкая горючая пыль (скажем, мука): проскочившая искра может вызвать взрыв и пожар [1, с. 150].
Слайд 13. В наше время вредные проявления статического электричества наблюдаются чаще, т. к. широко применяются легко электризующиеся вещества: пластмассы, синтетические волокна, нефтепродукты и т. п. Электризация происходит и в бытовом, и в технологическом процессе – везде, где происходит взаимодействие движущихся тел, являющихся диэлектриками. Такое взаимодействие происходит при смешивании и разделении веществ, механической обработке деталей и материалов и т. д. Например, при обработке на прессе пластины из полистирола одни места пластины заряжаются положительно, а другие отрицательно. Чем больше относительная скорость трущихся тел, тем значительнее электризация. Накопление заряда происходит до тех пор, пока не произойдёт искровой разряд, который может привести к пожару [1, с. 150].
Слайд 14. На клеепромазочной машине, где смазываются резиновым клеем тканевые материалы, в результате их трения о валки происходит электризация валков. Если не снять эти заряды, то даже небольшая искра может вызвать пожар, т. к. окружающий воздух пронизан парами бензина. Причиной взрыва может стать человек, т. к. при контакте с заряженной тканью электризуется и тело оператора [1, с. 150].
Слайд 15. При движении жидкости-диэлектрика внутри труб (например, при перекачке горючего из бензозаправщика в баки самолёта) происходит электризация и перенос зарядов. Чтобы не произошло искрового разряда и взрыва, повышают электропроводность бензина, добавляя в него соединения хрома [1, с. 150].
Слайд 16. Во избежание вредных последствий в технике применяют различные меры. Основной метод – заземление оборудования. Машины-бензовозы сзади всегда имеют толстую цепь, которая касается земли. Накапливающиеся при трении жидкости о корпус машины заряды стекают в землю [1, с. 150].
Слайд 17. При трении о воздух электризуется самолёт. Прежде чем трап коснётся самолёта, с борта сбрасывают металлический трос, по которому заряды с корпуса стекают в землю [1, с. 150].
Слайд 18. Однако заземление не помогает, если оборудование изготовлено из диэлектрика. Такие материалы подвергают специальной обработке. Например, приводные ремни и ленты транспортёров покрывают графитом или бронзовым порошком. Увлажнение воздуха – ещё один способ борьбы с электризацией. В быту используют антистатики [1, с. 150].
Слайд 19. Ионизация воздуха уменьшает заряд тел. На фотографии вы видите люстру Чижевского – ионизатор воздуха.
Слайд 20. Это интересно: если человек устал или болен, на нём накапливается положительный заряд. Именно он вызывает плохое самочувствие. Коты и кошки помогают снять этот заряд, т. к. их шерсть заряжена отрицательно.
Слайд 21 (анекдот).
Слайды 22, 23. Второе явление – атмосферное электричество. Молния – это величественное и грозное явление. В древности гроза вызывала ужас и поклонение. Уже в древности жрецы использовали атмосферное электричество для получения «небесного огня» во время жертвоприношения. С этой целью в египетских храмах строили высокие деревянные мачты, обитые медными листами. Специальное устройство собирало электрический заряд, достаточный для того, чтобы убить искрой человека или животное [2].
Слайд 24. В среднем на планете одновременно происходят около 1800 гроз. Каждую секунду бьют примерно 100 молний. С незапамятных времён это поражающее воображение явление природы заставляло человека искать и придумывать самые разные приспособления для защиты от ударов молнии.
Слайд 25. Древние египтяне вокруг храма Эдфу установили сорокаметровые заострённые сверху столбы, обитые металлическими листами. К золотой крыше храма Соломона в Иерусалиме непосредственно примыкали медные водосточные трубы, соединённые с подземными резервуарами. Благодаря такому устройству этот храм просуществовал более 10 веков без единого поражения молнией, хотя и находился на возвышенности. Древние наши предки в качестве защиты от молний довольно часто использовали металлические шесты, соединённые с землёй [2].
Слайд 26. Проходили десятилетия, а человек никак не мог разобраться в загадочной природе молний и научно обосновать методы защиты. Причиной этого была полная неизученность электрических явлений в атмосфере. Только в 1752 г. американский физик Бенджамин Франклин во время грозы сумел извлечь электрические искры из облаков с помощью воздушного змея и на ряде опытов показал, что электричество, полученное от грозовых туч, ничем не отличается от электричества, полученного трением. Простая конструкция громоотвода (точнее, молниеотвода) получила повсеместное признание. Загадочная природа молнии была раскрыта [3].
Слайд 27. Разряд молнии – это мгновенное протекание электрического заряда, во много раз большего заряда от трения, поэтому он таит в себе большую опасность для человека. И только после триумфа Франклина (вполне заслуженного) стало известно, что точно такой же вывод, но только на год раньше, в Петербурге, сделал русский академик, наш замечательный соотчественник Михаил Васильевич Ломоносов [3].
Слайд 28. У нас в России Михаил Васильевич Ломоносов и Георг Вильгельм Рихман проводили эксперименты с грозовым электричеством. Во время одного из опытов Г. Рихман погиб от шаровой молнии, пытаясь разгадать её тайну. этот благородный рыцарь науки не пощадил своей жизни во имя познания неизведанных тайн природы [3].
Слайд 29. Запомните правила поведения во время грозы: • При грозе надо найти и занять по возможности сухое или малонамокающее место в 1,5–2 м от отдельно стоящих деревьев • Среди деревьев наименее подвержены прямому попаданию берёза и клён, наиболее – дуб и тополь • На открытой местности следует выбирать песчаные участки • Следует располагаться на расстоянии не менее 10 м от возвышающихся металлических конструкций, столбов • Нельзя находиться около костра, т. к. столб горячего воздуха хорошо проводит электрический заряд • Нельзя находиться в воде. Наиболее опасны водонасыщенные грунты и глинистые почвы • Металлические предметы необходимо оставить в 10–15 м от места, где ты находишься • Выбрав безопасное место, надо сесть и, подтянув, колени к груди, обхватить их руками [4, 5].
Слайд 30. Третье явление – короткое замыкание. Печальная статистика МВД России называет короткое замыкание одной из наиболее частых причин пожаров [6]. Короткое замыкание – это явление, возникающее, когда концы электрической цепи соединяют проводником, сопротивление которого много меньше сопротивления всей цепи. По закону Ома, I = U/R, т. е. сила тока в цепи резко возрастает, а по закону Джоуля–Ленца Q = I2Rt, т. е. выделяется много тепла, чаще всего в виде искр. Искры ведут к пожару [7].
Слайд 31. Причины, ведущие к короткому замыканию и пожару: • использование шнуров с повреждённой изоляцией • ветхая электропроводка • использование самодельных нагревателей • включение нескольких мощных приборов в одну розетку.
Слайды 32–35. Видеофрагменты: электрическая дуга на линии электропередачи; короткое замыкание между проводами ЛЭП; короткое замыкание и пожар в трансформаторной будке.
Слайд 36. Как не допустить коварного огня при коротком замыкании? В быту и на производстве используют предохранители. Это устройства, которые размыкают цепь при резком увеличении силы тока в ней. На фотографии вы видите предохранители для радиоаппаратуры [7].
Слайды 37–39. Плавкие предохранители разного типа.
Слайды 40, 41. Будьте осторожны! Не прикасайтесь к обвисшим или оборванным проводам. Провода с повреждённой изоляцией – источник поражения током. Следите за тем, чтобы маленькие дети не играли с розетками, не ковыряли в них ножницами, шпильками, булавками [8].
Слайд 42. Не подключайте к одной штепсельной розетке одновременно несколько электроприборов. Перегрузка проводов грозит возникновением пожара [8].
Слайд 43. Следите за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, при помощи которых электроприборы, телевизоры и радиоприёмники включаются в электросеть. Не пользуйтесь в ванных комнатах никакими электроприборами и переносными лампами: здесь повышенная влажность, полы токопроводящие, водопроводные и газовые трубы заземлены. Всё это представляет особую опасность при пользовании электроэнергией [8].
Слайд 44. Не вбивайте гвозди и шурупы для подвески штор, картин, полок в стены со скрытой электропроводкой. Вы можете повредить её и подвергнуться поражению током [8].
Слайд 45. Чтобы избежать повреждения проводов и возникновения коротких замыканий, не закрашивайте шнуры и провода; не закладывайте их за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы, не допускайте соприкосновения электрических проводов с радио- и телеантеннами, ветками деревьев и кровлями строений; не заклеивайте электропроводку бумагой, обоями; не закрепляйте провода гвоздями. Помните: неосторожно обращаясь с электричеством, вы подвергаете опасности своё жилище и имущество, рискуете собственной жизнью и жизнью других людей [8].
Слайд 46. Электричество – наш давний и надёжный друг. Однако мы подчас забываем, что за пренебрежение правилами пользования электроэнергией нередко приходится расплачиваться жизнью. Берегите свою жизнь и жизнь других людей.
Слайд 47. Список использованной литературы.
Слайды 48, 49. Спасибо за внимание! (Фотографии школьников, подготовивших проект.)
Литература
- Рюмин В. Занимательная электротехника. Опыты и развлечения в области электротехники. Л.: Кооп. изд-во Время, 1929.
- Физика – юным: кн. для внеклассного чтения: 7 кл. / Сост. М.Н. Алексеева. М.: Просвещение, 1980. С. 74–75.
- Рихман Георг Вильгельм // Википедия [сайт] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рихман.
- ОБЖ. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов и др. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Астрель, 2007.
- ОБЖ. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов и др. М.: Астрель; АСТ, 2008.
- Сергеев Ф.В., Яковлев Д.Е. Учителю о пожаре. Видное, 1998.
- Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2000. 192 с.
- Электробезопасность. Школа для электрика. Все секреты мастерства [Электронный ресурс] URL: http://www. electricalschool.info.
Евгения Викторовна Бычкова – учитель физики высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей физики, почётный работник общего образования Российской Федерации.