Документы
проф. Н. Е.
Важеевская,
ФИПИ, г. Москва;
М. Ю.
Демидова,
< demidovaktv1@yandex.ru >, ФИПИ, г. Москва;
Е. Е.
Камзеева,
ФИПИ, г. Москва;
проф. Н. С.
Пурышева,
г. Москва
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 г.
В 2009 г. в ряде регионов государственная (итоговая) аттестации выпускников 9-х классов по физике проводилась в новой форме. Контрольные измерительные материалы (КИМы) для проведения экзамена представляли собой письменную работу, которая оценивала общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и обеспечивала необходимую дифференциацию выпускников при отборе в профильные классы.
Структура экзаменационной работы. Разработанная на основе образовательного стандарта модель экзаменационной работы по физике предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических положений школьного курса физики, выявление уровня сформированности умения решать задачи и освоенности экспериментальных умений. При разработке документов соблюдалась преемственность как с традиционной системой итогового контроля (сдача устного экзамена по билетам), так и с экзаменационной моделью ЕГЭ по физике (в первую очередь с форматом представления заданий и системой оценивания).
В отличие от ЕГЭ при проведении ГИА используется реальное оборудование при выполнении выпускниками заданий на проверку экспериментальных умений. Экзамен проводится в кабинетах физики в присутствии учителя, отвечающего за соблюдение правил безопасного труда. Полный перечень комплектов оборудования, необходимый для выполнения экспериментальных заданий, указывается в приложении к спецификации экзаменационной работы и публикуется вместе с материалами для экспертов. Комплекты, необходимые для проведения экзамена в конкретном регионе, указываются в специальном приложении к КИМам для организаторов экзамена. Кроме того, организаторам предлагается Примерная инструкция по обеспечению безопасного труда в процессе проведения ГИА по физике.
Другой отличительной чертой новой формы экзамена является использование специальных серий заданий на основе текстов физического содержания. Эти задания направлены на проверку сформированности различных информационных умений (понимание смысла использованных в тексте физических терминов, перевод информации из одной знаковой системы в другую, применение информации из текста в изменённой ситуации и т. п.) и являются хорошей основой для перехода в дальнейшем на широкое использование в экзаменационных материалах компетентностно-ориентированных заданий.
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трёх частей, различающихся формой и уровнем сложности заданий, и включал 26 заданий. Первая часть содержала 18 заданий с выбором ответа. Во второй части были представлены 4 задания с кратким ответом: 2 на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, и 2 расчётные задачи, для которых необходимо привести ответ в виде числа. Третья часть содержала 4 задания, для которых необходимо было привести развёрнутый ответ. Одно из заданий этой части представляло собой лабораторную работу, для выполнения которой необходимо было использовать лабораторное оборудование. Два задания являлись расчётными задачами на применение 2–3 формул (законов), третье – качественная задача.
Экзаменационная работа включала задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. 16 заданий базового уровня размещены в первой и во второй частях работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания. Задания повышенного уровня распределены между первой частью (4 задания с выбором ответа), второй частью (2 задания с кратким ответом) и третьей частью (качественная задача). Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одного закона (формулы). Два задания третьей части были заданиями высокого уровня сложности и проверяли умение использовать законы физики в изменённой или новой ситуации, а также проводить прямые и косвенные измерения физических величин, исследовать физические явления. Включение в третью часть работы сложных заданий разного типа необходимо для дифференциации учащихся при отборе в профильные классы.
Каждое задание с выбором ответа и каждая расчётная задача с кратким ответом оценивались 1 баллом; задания на установление соответствия и качественная задача из третьей части работы оценивались максимально по 2 балла. Максимальный балл за полное правильное решение расчётных задач высокого уровня сложности составлял 3 балла, а за выполнение экспериментального задания – 4 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 36 баллов.
Основные результаты экзамена. Среди предметов естественно-математического цикла экзамен по физике занимает у выпускников основной школы третье место по популярности после биологии и географии. Представленные ниже результаты и выводы подготовлены на основании данных о результатах выполнения экзаменационных заданий 2900 учащихся из девяти регионов. Перевод тестовых баллов, выставленных за выполнение всех заданий экзаменационной работы, в школьные отметки по 5-балльной шкале осуществлялся в соответствии со шкалой пересчёта (табл. 1).
Таблица 1
Отметка по 5-балльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичный тестовый балл |
Менее 9 |
9–17 |
18–26 |
27–36 |
При построении шкалы пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале мы исходили из того, что отметка «2» выставляется, если экзаменуемый получил тестовый балл, который соответствует выполнению менее чем 50% заданий базового уровня. Школьная «3» начинается с 9 первичных баллов. Распределение отметок по пятибалльной шкале приведено на диаграмме. Как видно, 4,1% выпускников сумели правильно выполнить не более половины заданий базового уровня и получили по результатам экзамена неудовлетворительные отметки.
Распределение участников экзамена по полученным отметкам по пятибалльной шкале
Результаты экзамена по физике востребованы при поступлении учащихся в классы, где физика является профильным предметом. 18,31% выпускников, получивших по результатам экзамена отметку «5», можно считать полностью готовыми к обучению в профильных классах. 42,52% выпускников, получивших на экзамене отметку «4», хотя и показали умение выполнять задания на повышенном уровне сложности, но не продемонстрировали необходимого для обучения в профильном классе уровня сформированности умений решать расчётные и качественные задачи.
Среди заданий базового уровня с выбором ответа затруднения вызвали вопросы, проверяющие следующие элементы: • давление в жидкостях и газах • равномерное движение по окружности • сила трения скольжения • второй закон Ньютона • электростатическая индукция • электромагнитная индукция • закон сохранения электрического заряда • построение в линзах.
Из заданий с кратким ответом базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, (19 и 20), наиболее простыми оказались на знание: формул для вычисления, единиц физических величин, приборов для измерения заданной величины, – т. е. задания на знание «паспорта» физической величины. Более трудными оказались задания на понимание физических явлений и законов, а также на знание истории физических открытий.
Независимо от проверяемого элемента знаний крайне низкие результаты были продемонстрированы при решении качественных задач, которые представляют собой описание явления или процесса из окружающей жизни. Учащимся надо было привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п. Средний процент выполнения заданий такого типа оказался достаточно низким – 34%, что мы связываем с новизной формы проверки знаний. В практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно. При этом достаточно сложно добиться от учащихся не просто правильного ответа, но и выстроенной цепочки рассуждений. На экзамене же требовалось привести письменный ответ, что ещё более сложно.
Задания по работе с текстами физического содержания лишь недавно стали завоевывать своё место среди других диагностических материалов. Анализ результатов ГИА показывает, что наибольшее затруднение вызывают задания, предполагающие использование информации из текста в изменённой ситуации, а также работу в тексте с графиками, диаграммами, таблицами, рисунками. Учащиеся достаточно успешно разбирались в описании новых для них физических явлений, но испытывали серьёзные технические трудности с восприятием графической информации, с переводом информации из табличной формы в графическую и т. п.
Средний процент выполнения экспериментальных заданий составил 57,75%. Так как уровень сложности экспериментальных заданий был высоким, то можно говорить о сформированности экспериментальных умений. Следует отметить, что задания, проверяющие умение проводить косвенное измерение физической величины, имели в целом более высокий процент выполнения по сравнению с аналогичными заданиями, проверяющими умение исследовать зависимости. Так, например, процент выполнения экспериментального задания на определение электрического сопротивления резистора составил 86%, тогда как с экспериментальным заданием на исследование зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах справились лишь 58% выпускников.
Статья подготовлена при поддержке компании «Домус Финанс». Если вы решили приобрести качественную квартиру в красивом месте, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Домус Финанс». На сайте, расположенном по адресу www.domus-finance.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить новостройку в Мытищах. Компания «Домус Финанс» зарекомендовала себя как надежный поставщик качественных услуг.
Изменение экзаменационной модели в 2010 г. Общая структура КИМ будет сохранена. Изменения связаны с расширением спектра проверяемых видов деятельности. В первой части работы планируется увеличить долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различных формах (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), а также качественных вопросов на проверку понимания явлений, смысла понятий, величин, физических законов и т. п. Ниже приведены примеры таких заданий.
• Пример 1 (задание на понимание электрических схем). В электрической цепи (см. рисунок) вольтметр V1 показывает напряжение 2 В, вольтметр V2 – напряжение 0,5 В. Напряжение на лампе равно:
1) 0,5 В; 2) 1,5 В;
3) 2 В; 4) 2,5 В.
• Пример 2 (задание на умение читать диаграммы). Температура трёх различных тел одинаковой массы увеличивается на одно и то же число градусов. Количество теплоты, которое было передано этим телам, представлено на гистограмме. Какое из соотношений для удельных теплоёмкостей тел верно?
1) с1 = 2с3; 2) с1 = 1/2 с3; 3) с1 = 2с2; 4) с1 = 1/2 с2.
• Пример 3 (задание на умение извлекать информацию из таблиц). Ученик исследовал зависимость удлинения упругой пружины от приложенной к ней силы и получил следующие данные:
Δl, см |
3 |
5 |
7 |
8 |
10 |
12 |
F, Н |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проанализировав полученные значения, он высказал предположения, что закон Гука для данной пружины справедлив для: А) первых трёх измерений; Б) последних трёх измерений. Какая (-ие) из высказанных учеником гипотез верна (-ы)?
1) только Б; 2) только А;
3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б.
• Пример 4 (задание на умение извлекать информацию из рисунка). На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
1) 1 – северному полюсу, 2 – южному;
2) 2 – северному полюсу, 1 – южному;
3) и 1, и 2 – северному полюсу;
4) и 1, и 2 – южному полюсу.
• Пример 5 (задание на понимание закона сохранения импульса). Локомотив движется по рельсам и автоматически сцепляется с неподвижным вагоном. Как при этом меняются по модулю импульс локомотива и импульс вагона относительно земли?
1) Импульс локомотива уменьшается, импульс вагона не меняется;
2) импульс локомотива уменьшается, импульс вагона увеличивается;
3) импульс локомотива увеличивается, импульс вагона уменьшается;
4) импульс локомотива не меняется, импульс вагона увеличивается.
Экспериментальные задания с развёнутым ответом в 2010 г., как и в 2009 г., будут проверять умение проводить косвенные измерения, а также умение представлять экспериментальные данные в виде таблиц и графиков, и на основании полученных данных делать выводы о зависимости одной физической величины от другой.
Документы, регламентирующие разработку КИМ для ГИА-2010 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы), размещены на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru.