Юбилеи
Академик Василий Григорьевич Разумовский
Творческая биография Василия Григорьевича Разумовского, главного научного сотрудника лаборатории физического образования ИСМО, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования:
- 1952 г. – выпускник физико-математического факультета Кировского ГПИ им. В.И. Ленина;
- 1952–1955 гг. – учитель физики Татауровской средней школы Нолинского района Кировской обл.;
- 1955–1959 гг. – аспирант МГПИ им. В.И. Ленина;
- 1961 г. – старший научный сотрудник Института систем и методов обучения (НИИ СИМО) Академии педагогических наук, член Президиума АПН;
- 1969–1972 гг. – заместитель директора НИИ СИМО;
- 1972–1982 гг. – заведующий лабораторией обучения физике НИИ СИМО;
- 1978 г. – член-корреспондент АПН СССР;
- 1981–1992 гг. – академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик;
- 1982 г. – действительный член АПН СССР
- 1989–1992 гг. – вице-президент АПН СССР;
- 1992 г. – по настоящее время – главный научный сотрудник лаборатории физического образования ИСМО РАО;
- 1993 г. – действительный член РАО.
В самом начале своей работы в НИИ СИМО Василий Григорьевич успешно разрабатывает методическую систему по развитию творческой активности школьников при обучении физике. Творческие достижения учащихся школы № 315 под его руководством экспонируются в Центральном выставочном зале г. Москвы (1968), а также в городах Сан-Франциско, Сиетл, Портленд, Бостон и др. (США, 1965–1967). Итог его теоретической и экспериментальной работы – книга «Творческие задачи по физике» – отмечена академической премией. В 1972 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» и становится одним из самых молодых экспертов ВАК СССР. В 70-е гг. организует международные совместные исследования научных сотрудников социалистических стран по сравнительной методике преподавания физики и определению общих тенденций её развития. Результаты этих исследований публикуются в виде книг на русском, немецком и других языках. В 1976 г. по линии ЮНЕСКО Василий Григорьевич проходит стажировку в Стокгольмском и Лондонском университетах. Как специалист в области сравнительной педагогики принимает участие во многих международных конференциях и семинарах в Берлине, Будапеште, Праге, Софии, Варшаве, Марселе, Триесте, Женеве, Вашингтоне, Копенгагене, Лос-Анджелесе, Франкфурте-на-Майне, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Принстоне, Пекине, Токио, Стамбуле и др. В 1981 г. возглавляет делегацию СССР и назначается вице-президентом международного конгресса ЮНЕСКО «Научно-техническое образование и национальное развитие» в Париже. Продолжая до сих пор работать в институте (ныне Институте содержания и методов обучения Российской академии образования) главным научным сотрудником, он не бросает педагогическую работу: читает в МПГУ созданный им спецкурс «Современные международные тенденции развития преподавания физики в школе». Многие годы по совместительству Василий Григорьевич вёл большую общественную работу: был главным редактором журнала «Физика в школе» (1965–1992), руководителем семинара московских учителей «Современный урок физики» (70-е и 80-е гг.), совместно с академиком Е.П. Велиховым вёл всесоюзный семинар «Компьютер и образование» (1985–1992), является соучредителем Московского детского фонда (с 1991 г.), руководителем научного коллектива и национальным координатором Международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) (1989–1991), избирался в Верховный Совет СССР, был членом Комитета Верховного Совета СССР по науке, культуре, образованию и воспитанию (1989–1991). Итогом научной деятельности Василия Григорьевича являются подготовка свыше 40 дипломников, кандидатов и докторантов, а также публикация свыше 400 научных трудов по дидактике, методике преподавания физики и сравнительной педагогике. В числе его аспирантов и докторантов граждане Германии, Кубы, Египта, Ирака, Болгарии и стран СНГ. Достижением последних лет является разработка концепции развития познавательной и творческой самостоятельности учащихся на основе научного метода познания. Под его руководством коллективом сотрудников разработаны авторская программа, учебники для 7–11-х классов, методические пособия для учителей, монография «Физика в школе. Научный метод познания и обучение». Василий Григорьевич награждён орденом «Знак почёта» (1981), почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1984), золотой медалью Российской Академии образования «За достижения в науке» (2007).
От всей души желаем Василию Григорьевичу здоровья, долгих лет жизни
и творчества на благо подрастающего поколения!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!