Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2010

Учебные занятия

Е. В. Шапина,
< sch5-info@yandex.ru >, МОУ СОШ № 5 имени Е.А. Поромонова, г. Череповец, Вологодская обл.

«Фанат науки»

рис.1 рис.5 рис.4
рис.2 рис.3

Чтобы не просто дать учащимся базовую сумму знаний, а развить творческие и познавательные способности, умение самостоятельно добывать знания и креативно мыслить, используются различные педагогические средства. Одним из эффективных является игра. Игровые творческие задания с живым общением стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют расширению кругозора. С внедрением ИКТ в образовательный процесс появилась возможность сделать эти мероприятия зрелищными, яркими, с добавлением качественного аудио- и видеосопровождения, эффектов анимации. Продолжительность игры обычно составляет 30–60 минут.

Мультимедийное сопровождение может быть создано в различных компьютерных средах в зависимости от уровня знаний и умений учителя. Примером наиболее доступной среды является приложение Microsoft PowerPoint. Компьютерная презентация (набор слайдов, содержащих мультимедиа-объекты) управляется ведущим или его помощником и даёт возможность быстро перенастроить или скорректировать раунды с учётом новой аудитории, подобрать более сложные или более простые вопросы из имеющегося набора, на основе созданного шаблона построить цикл игр различной тематики.

Варианты определяются конфигурацией имеющейся в распоряжении компьютерной техники: если у вас есть только компьютер и проектор, то можно демонстрировать материалы на большом экране, максимально приближая игру к телевизионным версиям; если в школе есть компьютерный класс, то можно организовать одновременную трансляцию материалов игры с синхронным её пояснением, а роль демонстрационного экрана может выполнять один большой монитор или несколько обычных, расположенных на рабочих местах команд.

Для оформления слайдов (вопросов, ответов, игр со зрителями) можно использовать электронные энциклопедии, электронные библиотеки наглядных пособий (1С, Кирилл и Мефодий, ТеасhPro, Просвещение и др.), ресурсы Интернета, отсканированные изображения из печатных документов, свои фото- и видеоматериалы, коллажи и пр.

Слоган игры: «Удивительное рядом!»

Подготовка: каждый класс параллели формирует команду из 5–6 человек, которые придумывают название и девиз команды, выбирают капитана; команды и болельщики повторяют и углубляют учебный материал используя учебники физики, дополнительную литературу, ресурсы Интернета, помощники готовят раздаточные материалы (бланки ответов, листы для жюри и т.д.), учитель организует техническое обеспечение, продумывает размещение команд, зрителей, жюри, назначает ведущих и помощников, репетирует с ними ход игры, проводит «рекламную компанию».

Ход игры

На экране заставка игры (слайд 1*). После вступительного слова ведущего следует представление команд, представление жюри, объяснение хода игры по карте (слайд 2). Игра состоит из четырёх раундов с разным числом вопросов-заданий. Время на обдумывание, как правило, 1 минута, за каждый правильный ответ 1 балл. После выполнения каждого задания бланки с ответами сдаются в жюри, а на фоне слайда 3 всплывает очередной ответ.

Раунд 1 «Точность – вежливость королей»

Ведущий. Физика – одна из самых древних наук. Многие слова, означающие физические термины, заимствованы из других языков (на фоне слайда 3 появляются две колонки записей – см. слайд 4). Слева записаны термины, справа – их дословный перевод с других языков. Ваша задача – за 1,5 минуты, пока звучит музыка, найти пару каждому термину. (Ответ.)

Вопрос 2. Расположите старинные меры длины (на фоне слайда 3 поочерёдно появляются линейки с обозначениями старинных мер длины: аршин, локоть, пядь, сажень, верста, вершок) в порядке возрастания. (Ответ.)

Раунд 2 «Великие имена – великие открытия»

Вопрос 1. Расположите фамилии учёных (слайд 9) в хронологическом порядке по их жизни. (Ответ.)

Вопрос 2. Талант этого учёного многогранен: естествоиспытатель мирового значения, механик, химик, историк, поэт-просветитель, художник, автор многих мозаичных полотен. (Ответ.)

Вопрос 3. Кто из учёных большую часть жизни посвятил алхимии, пытаясь найти «философский камень», занимался хронологией древних царств и толкованием библейских пророчеств? (Ответ.)

Вопрос 4. Кто изобрёл телескоп с 32-кратным увеличением и впервые рассмотрел пятна на Солнце, открыл горы на Луне и 4 спутника Юпитера? (Ответ.)

Вопрос 5. Из чего построен окружающий мир? Первыми на этот вопрос пытались найти ответ древние учёные, жившие до н. э. Фалес Милетский утверж­дал, что всё состоит из воды, Анаксимен говорил, что весь мир построен из воздуха, Гераклит Эфесский считал, что в основе всего огонь. А какое мнение на этот счёт имел Демокрит? (Ответ.)

Раунд 3 «Одна голова хорошо, а команда лучше»

Вопрос 1. Сейчас на экране будут представлены физические приборы (слайд 13). За 1 минуту, пока звучит музыка, вам предстоит назвать как можно больше приборов. За каждый правильный ответ 1 балл добавляется, за каждый неправильный ответ 1 балл снимается. (Ответ.)

Вопрос 2. Во многих произведениях А.С. Пушкина мы можем встретить описания физических явлений, процессов, приборов, даже физические термины. Перед вами отрывок одного из известных стихотворений, в котором пропущено слово – один из методов научного познания в физике (слайд 14). Как вы уже догадались, за 1 минуту вы должны назвать метод научного познания в физике, который упоминается в данном отрывке и который успешно применяют школьники в лабораторных работах. (Ответ.)

Вопрос 3. В истории известны факты, когда фрукты и овощи (на слайде – фрукты и овощи) оказывали существенное влияние на жизнь человечества, приводили к открытиям в различных областях науки и техники. Так, в жизни России огромную роль играет картофель, во Франции – виноград, в Италии – томаты (список можно продолжить). А какой плод, если верить легенде, способствовал открытию одного из фундаментальных законов физики? (Ответ. Слайд 15.)

Вопрос 4 (на слайде – древне­египетские водяные часы). Впервые этот измерительный прибор появился в Древнем Египте около 3400 лет назад: заполненный водой глиняный сосуд с делениями на стенках, в нижней части которого располагалось небольшое отверстие для стока воды. Для каких измерений предназначался прибор? (Ответ. Для измерения времени, водяные часы – по греч. клепсидра – κλεψύδρα – течение времени.)

Вопрос 4 (на слайде – Шерлок Холмс и янтарные бусы). На столе перед гениальным сыщиком лежали изящные янтарные бусы.

– Это фамильная ценность, – с гордостью сказала хозяйка Шерлоку Холмсу, – их я унаследовала от своей матери, моей маме их подарила бабушка. А сделал их хороший мастер так, что до сих пор остаётся загадкой, какая из множества одинаковых с виду янтарных бусинок сделана из полиэфирной смолы.

– Пустяки, это определить несложно, – улыбаясь, сказал Шерлок Холмс.

Как гениальный сыщик хотел найти пластмассовую бусинку-подделку? (Ответ. Нужно сравнить массы или плотности бусин. Пластмассовая бусина тяжелее янтарной, поскольку плотность пластмассы 1,7–1,8 г/см3, а плотность янтаря 1,05–1,2 г/см3.)

Раунд 4 «Краткость – сестра таланта»

Дайте название коллажу, иллюстрирующему понятие физики (поочерёдно предъявляются 5 слайдов с коллажами). Помните, краткость – сестра таланта! На обдумывание ответа 30 секунд. (Ответы. Физические тела – пример всплывающего ответа дан на слайде 19; диффузия; вещества; агрегатные состояния воды; инерция.)

Подведение общих итогов игры

Слово предоставляется членам жюри, командам, зрителям. Вручаются грамоты. Ведущий заканчивает игру заключительным словом. По итогам игры может быть выпущена школьная газета, листок, и т. д.

ШапинаЕлена Вячеславовна Шапина – учитель физики и информатики высшей квалификационной категории, окончила Череповецкий ГПИ им. А.В. Луначарского (ныне университет) в 1992 г. по специальности «Физика и информатика», педагогический стаж 17 лет. Успешно преподаёт также в кадетских классах. Педагогическое кредо: всегда в ногу со временем! Секрет педагогического успеха – принять ребёнка таким, какой он есть, со всеми недостатками, верить в его успех в любой ситуации и передать эту уверенность самому ученику. Ученики успешно участвуют во всероссийских и муниципальных конкурсах, олимпиадах по физике и информатике, нередко занимая призовые места и даже становясь лауреатами. Замужем, имеет дочь 9 лет. Хобби: компьютерная графика, кулинария (смелые эксперименты – как на уроках физики).



* Презентация интерактивная, так что много теряет в описании. Поэтому мы даём в газетной публикации лишь некоторые слайды, а полностью, с гиперссылками, эффектами анимации и музыкальным сопровождением, всю презентацию приводим в электронном видеРед.