Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2010

Методические страницы

Т. И. Радченко,
МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, РСО-Алания

Нестандартная самооценка знаний обучающимися

Для повышения интереса учащихся к тому, что происходит на уроке, и усиления личной заинтересованности каждого в конечном результате своего присутствия на занятиях можно предложить нестандартные принципы самооценки собственных знаний и способностей учениками вашего класса.

I. Получение характеристики-рекомендации

В основу положен принцип обычных журнальных тестирований, когда, набрав определённое количество баллов, мы читаем оценку своих способностей, качеств, достоинств и недостатков. Конечно, как и в журнальных вариантах, все эти толкования достаточно условны, но мы преследуем определённую цель: заставить ученика задуматься о качестве своей деятельности на уроках, о работе над собой, о личных способностях, о перспективах дальнейшего выбора магистрального направления в своей жизни. Текст составляется педагогом с учётом личных особенностей своих учеников и специфики класса, степени целеустремлённости данного коллектива к успеху в обучении. Тестирование такого вида может проводиться довольно редко, т. к. обычно люди хорошо запоминают «предсказания» и выданные якобы присущие им характеристики. Именно поэтому все итоговые суждения должны иметь положительную направленность, созидательное начало. Набранные баллы ученик может никому не сообщать. Главное – вызвать у школьника, получившего невысокие баллы, желание улучшить свои результаты, доказать себе, что он может преодолевать трудности.

Рассмотрим подобное тестирование на примере урока в 8-м классе. Учебный материал представлен с использованием понятия «модуль деятельности учащихся». Весь текст за счёт изменения шрифта, некоторых сокращений и умелой компоновки помещается на одной странице.

Инструкционная карта обучающегося

Тема: «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение».

Запишите домашнее задание: § 58, задание 9 на с. 136–137 (устно) [1].

Ваши цели на уроке: • Узнать, что называется электромагнитом, как он выглядит, какими свойствами обладает • Выучить 3 способа усиления (или ослабления) его магнитного действия • Изучить примеры использования электромагнитов • Оценить свои интеллектуальные способности.

Модуль 1. Самостоятельное изучение нового материала. Прочитайте материал и запишите в тетрадь то, что выделено ниже жирным шрифтом.

§ 58. Электромагнит (с. 134) – проволочная катушка с током и железным сердечником (т. е. стержнем) внутри. С одной стороны у катушки северный полюс N, с другой – южный S (см. рис. 94).

При изменении направления тока в катушке полюсы электромагнита поменяются местами. Свойства электромагнитов, важные для применения в технике: а) при выключении тока быстро размагничиваются; б) могут изготавливаться разных размеров; в) магнитное действие изменяется в зависимости от силы тока в катушке.

Магнитное действие электромагнита можно усилить, если: а) увеличить силу тока (например, с помощью реостата); б) увеличить количество витков катушки (или, говорят, обмотки); в) вставить в катушку железный сердечник (см. с. 134).

Модуль 2. Закрепление изученного материала. Упр. 28, с. 136. Работайте в таком порядке:

  1. Прочитайте вопрос в учебнике.
  2. Прочитайте начало ответа на этом листе (см. ниже выделенные жирным шрифтом пункты 1–4).
  3. В тетрадь начало ответа не пишите. Записывайте только продолжение, т. е. то, что должно быть вместо точек. В случае затруднений снова прочитайте Модуль 1.

Работайте быстрее. После обсуждения записанных ответов и комментариев учителя поставьте себе баллы за каждый вопрос, и по полученной сумме баллов вы узнаете важное о себе и об уровне развития своих способностей. Тот ученик, который ответит быстрее всех и без ошибок, – самый одарённый в классе.

Итак, вы ведущий конструктор предприятия! Перед вами поставили задачи, ответы на которые вы, конечно же, знаете:

  1. Подъёмную силу электромагнита, не изменяя его конструкции, можно регулировать, если...
  2. Чтобы поменять магнитные полюсы катушки с током, надо...
  3. Чтобы электромагнит был сильным, а ток в нём был малым, надо...
  4. Чтобы электромагнит был достаточно слабым, надо...

После обсуждения вариантов ответа поставьте себе баллы за каждый ответ и найдите их сумму: если ответа нет или он неправильный – 0 баллов; ответ неполный или частично правильный – 3 балла; всё верно – 5 баллов. Если вы получили:

Модуль 3. Экспертный контроль

Если все поймёшь ответы,
А вопросы не простые,
Все препятствия на свете
Ты пройдёшь, поверь, любые.
Значит, мозг твой не чугунный,
Значит, гибкий он и смелый.
Значит, ты, выходит, умный,
Одарённый и умелый.

Ответьте устно по рисункам в учебнике (вначале приготовьте ответ и разберите его с учителем для № 1, затем для № 2 и т. д.):

  1. Как перемещают изделия из железа на заводе (рис. 99, с. 135)?
  2. Рассмотрите магнитный сепаратор для зерна (рис. 100). Зачем в зерно подмешивают мелкие железные опилки? Для чего внутри барабана находится электромагнит 5? Почему барабан 2 – вращающийся? В какой отсек попадают сорняки и почему они падают с барабана именно в этом месте?
  3. Рассмотрите электрический звонок (задание 9.1, с. 136; рис. 101, с. 137) и объясните назначение: а) двух катушек; б) якоря; в) молоточка; г) контактной пружины (почему она называется «пружина» и почему «контактная»?); д) винта С? Подведите итог: в чём состоит принцип действия звонка.
  4. Рассмотрите простейшее телеграфное устройство (№ 2, рис. 102) и объясните назначение: а) ключа 1; б) электромагнита 2; в) якоря 3 (рычаг); г) пружины 4; д) колёсика с краской 5; е) двух бобин с бумажной лентой. Подведите итог: в чём состоит принцип действия телеграфа.
  5. Рассмотрите электромагнитные реле для пуска мощных электродвигателей (№ 3, рис. 103). Объясните принцип действия, используя рисунок и фразы с пропусками: «С пульта управления с помощью ... включают ток в цепи ... 1. При этом якорь 2 ... и замыкает контакты 3 рабочей цепи... 5». Объясните назначение пружины 4.

Комментарии для учителя

  1. В модуле 1 ученики записывают выделенный текст и страницы, т. к. это привычный для учащихся стиль записей основного материала, взятого в качестве примера.
  2. Рисунок электромагнита лучше сразу поместить на инструкционной карте, чтобы немного сэкономить время урока на этом этапе.
  3. Комментируя правильные ответы, учитель обязательно проводит демонстрационный эксперимент.
  4. В модуле 3 количество заданий можно скорректировать в зависимости от работоспособности класса. Например, взять занятия только 2–4 или даже 3–4. Остальные вопросы всё равно надо будет разбирать при проверке домашних заданий.
  5. Если вы считаете целесообразным, то для усиления ориентации учащихся на успех можно вскоре снова провести подобное тестирование, но, несколько видоизменив характеристики и рекомендации, оставить суть высказываний практически прежней и приспособить оценки к выбранному для рассмотрения материалу.

II. Определение «коэффициента незнания»

Оценки в журнал в данном случае ставить необязательно, т. к. это в первую очередь элемент игры или соревнования, где явно будут заметны способности ученика к обучению. Учитель предлагает перечень вопросов. За незнание ответов начисляются штрафные баллы. Они и определяют коэффициент. Каждый правильный ответ – 0 баллов. Отвечающий должен стремиться набрать как можно меньше баллов. В случае, если ученик не ответил на 3 вопроса подряд, опрос прекращается, и к уже набранным баллам автоматически добавляются штрафные очки за все остальные оставшиеся вопросы.

В качестве примера приводим перечень вопросов для учащихся 9-го (или 11-го) класса: • строение атома • ядро атома • заряд протона • заряд нейтрона

• заряд электрон • α-частица (лучи) • β-частицы (лучи) • γ-лучи •  зарядовое число •  массовое число • если в атоме изменить число p (n, электронов), то...

Всего вопросов 13 (с учётом того, что последний состоит из трёх). Первые 7 вопросов оцениваются в 1 штрафной балл, последние 6 – по 0,5 балла как более сложные. Общий штрафной балл 10.

Первым должен отвечать один из сильных учеников. При этом будет просто видно, как он готовится к занятиям, но двое-трое последующих ученика разного уровня подготовки показывают степень своей обучаемости.

Комментарии для учителя

  1. В зависимости от того, какую вы поставили перед собой цель, данные вопросы могут быть одноразовыми и написаны на доске. Но если вам необходимо проверить большее количество учеников или заставить даже очень слабых выучить минимум, стимулируя их игровой формой опроса, то вопросы можно выполнить на плакате. Тогда ученики, видя список, будут консультироваться друг с другом. При этом правильные ответы выучат даже те, кого вы так и не успеете спросить. Зато при выполнении других работ качество знаний учащихся по данным вопросам будет, несомненно, выше.
  2. Данную форму контроля знаний, имеющую внешне игровую форму, можно использовать на внеклассных мероприятиях.
  3. Реально в данном случае речь идёт о способности к обучению тех или иных учеников, т. е. мы фактически можем сравнивать их степень обучаемости.

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика-8: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005.