Методические страницы
Н. В.
Каптелова,
< natkap56@bk.ru >, МОУ гимназия № 79, г. Барнаул, Алтайский кр.
Анализ текстов СМИ как средство формирования компетентности
Откройте любую газету, зайдите на любой сайт в Интернете – вы обязательно наткнётесь на информацию откровенно антинаучного содержания. Астрологи, ясновидцы, шаманы, колдуны, прорицатели наперебой предлагают свои услуги по решению проблем в любой области жизни. Рекламируются и предлагаются населению сомнительные приборы и препараты, которые восстанавливают здоровье человека «в случаях, когда медицина уже бессильна». На телевидении процветают псевдонаучные и невежественные программы, ряд фильмов о природных феноменах претендуют на научность и документальность, но таковыми не являются. Почти еженедельно СМИ предрекают очередное наступление «конца света», при этом комментарии даются людьми, далёкими от науки.
Уникальную возможность проповедовать любые псевдонаучные гипотезы и теории, которым нет места в научных изданиях, даёт Интернет. В лучшем случае такие материалы сопровождаются комментариями типа «администрация сайта не несёт ответственности за содержание». В худшем случае сайт создают сами псевдоучёные, где и сообщают об открытии новых законов природы и о проведении успешных экспериментов, подтверждающих их гипотезы и теории, представляют откровенно ложную информацию о вечных двигателях, летающих тарелках, машинах времени, новых видах полей и излучений, чудо-генераторах и чудо-приборах. Содержание статей на подобных сайтах изобилует специфической терминологией и свидетельствует о том, что их авторы практически незнакомы с современными физическими теориями и экспериментальными данными, указывающими на несостоятельность их гипотез. Например: «Векторный потенциал спиральной структуры». Если не задумываться, звучит внушительно. А если проанализировать – полная чушь! Потенциал – энергетическая характеристика поля, скаляр. Векторный скаляр – это что-то типа чёрной белизны или белой черноты. В официальных научных кругах многие из этих авторов давно заслужили репутацию шарлатанов, т. к. их гипотезы не только не соответствуют известным данным, но и не имеют никакого экспериментального подтверждения. Цель подобных статей и сайтов абсолютно ясна. Как правило, это реклама чудо-приборов, «работающих» на основе псевдооткрытия.
Такой натиск лженауки ставит под угрозу нормальное духовное развитие нации. Президиум Российской академии наук для того, чтобы остановить беспрецедентное наступление мракобесия и дать ему должный отпор, создал Комиссию по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований. Президиум РАН также призывает школьных учителей наряду с учёными активно реагировать на появление невежественных публикаций как в средствах массовой информации, так и в специальных изданиях, противодействовать шарлатанским проектам, разоблачать деятельность всевозможных паранормальных и антинаучных «академий«, всемерно пропагандировать научное знание, рациональное отношение к действительности.
В связи с этим огромная роль принадлежит формированию естественно-научного мировоззрения школьников через изучение предметов естественно-научного цикла – физики, химии, биологии, – усвоение ими базовых научных знаний. Задача школьного учителя – развить у ученика критическое мышление, которое позволит реально оценивать достоверность полученной информации, сформировать необходимую долю скептицизма по отношению к услышанному и увиденному, научить отделять гипотезу от научного факта, вымыслы и рекламные «утки» от действительности.
К сожалению, параллельно с тенденцией распространения лженауки и паранормальных верований в обществе количество учебных часов в Базисном учебном плане, отводимых на изучение физики, химии, биологии, географии, неуклонно сокращается. Астрономия как самостоятельный предмет вообще изъята из школьной программы. Возможно, что уменьшение естественно-научной составляющей является одной из причин того, что человек, получивший так называемый «базовый минимум» основ естественных наук, легко попадает в лженаучные сети СМИ.
Опыт работы показывает, что в сложившихся обстоятельствах достаточно эффективным средством формирования критического мышления является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Учитель организует работу учащихся с текстами СМИ. Содержание этих текстов осмысливается, анализируется, соотносится с базовыми научными знаниями, оценивается на достоверность. Тексты берутся из Интернета, газет, радио- и ТВ-сообщений.
Пример из практики: весной 2008 г. большую тревогу вызвало у семиклассников сообщение по радио о предстоящем через два дня (с указанием времени с точностью до минут!) конце света: «Учёные обнаружили, что на Солнце образовалась щель, из которой вырвался огромных размеров плазмоид, и теперь он со страшной скоростью движется к Земле. Через двое суток он достигнет поверхности Земли, и наступит конец света». Стали анализировать текст сообщения.
– Что такое Солнце? – Звезда.
– Что такое звезда? – Раскалённый газовый шар.
– Может ли в газе образоваться щель? – Нет, так как у газов есть свойство занимать весь предоставленный объём.
– Что такое плазмоид? – Плазма, ионизированный газ, вещество Солнца. Плазмоид – кусок плазмы, кусок солнечного вещества.
– Что значит Солнце для жизни на Земле? – Солнце – источник энергии, источник излучений, которые доходят до Земли и обеспечивают условия жизни на Земле. Без солнечного излучения и солнечного вещества жизнь на Земле погибла бы.
– Какова самая большая скорость в природе? – Скорость света, 300 000 км/с.
– Может ли быть «страшная скорость», о которой говорится в сообщении, больше скорости света? – Нет.
– Что такое «конец света»? – Конец жизни на Земле, гибель человечества, планеты.
– Так представляет ли плазмоид, который движется с поверхности Солнца к Земле такую большую опасность, что может вызвать конец света? – Конечно, нет!
После такого анализа текста дети недоумённо спрашивают: «А почему, кто и зачем говорит по радио такую ерунду?» Теперь пора порассуждать с ними о пользе научных знаний, о том, что знание – сила, что образованного и думающего человека трудно обмануть, ввести в заблуждение, напугать,
Ещё пример работы с текстом в 11-м классе. На сайте http://koliada.ru/papers/neutralizers читаем:
«Почему так устаёшь у телевизора или компьютера? Почему тяжело находиться в некоторых домах? Почему вдруг портится настроение, если попадаешь в общество неприятного тебе человека? Почему болеешь, наконец?
А всё дело в том, что в перечисленных ситуациях мы оказываемся в так называемых патогенных зонах, генерирующих мощную полевую составляющую. Действие этой составляющей приводит к нарушению нашей невидимой оболочки, которую можно обозначить как информационное тело… Это информационное тело, или тонкое физическое поле, имеющее квантово-волновую структуру, хранит все сведения о том, как должна протекать жизнь его владельца. В том случае, если иммунная система человека не сможет предотвратить «поломки» крупной или мелкой ячейки этого своеобразного информационного защитного экрана, обязательно произойдут изменения в биоэнергетической структуре клетки, органа или целого организма. Результат – болезненное состояние.
Как же вырваться из этого? Как защититься?
Группа учёных центра информатики „Гамма-7” разработала уникальный прибор – пассивный широкополосный автогенератор тонких физических полей, который используется в качестве нейтрализатора аномальных излучений и называется „Гамма-7Н”. Конструктивно прибор выполнен в виде элегантной пластмассовой коробочки размером с ладонь, в которую запрессована многоступенчатая спираль из специального сплава. Это своего рода широкополосный автогенератор сверхслабых электромагнитных колебаний, не требующий дополнительного источника питания.
В качестве элемента ослабления автоколебаний или „выключателя” нейтрализатора используется „0”-карта, активной частью которой является нанесённый на неё замкнутый контур, выполненный из электропроводящего вещества. Как только нейтрализатор попадает под воздействие источника излучений, он тут же активируется, при этом результирующее поле деструктурируется, энергетическая аномалия ослабляется (нейтрализуется), в результате чего вредное воздействие на человека или техническое средство исключается. Цена 4100 р.».
При анализе данного текста необходимо использовать такие научные понятия как биологическая клетка, шкала электромагнитных излучений, поле, источник поля, индикатор поля, автоколебания, принцип действия автоколебательной системы, структура, деструктуризация, закон сохранения энергии, результирующее поле, нейтрализация поля, принцип суперпозиции полей, способы защиты от действия полей. Проанализировать на достоверность и научность слова и словосочетания «пассивный широкополосный автогенератор тонких физических полей» (который оказывается одновременно и генератором сверхслабых электромагнитных колебаний, из чего можно сделать вывод, что тонкое физическое поле есть электромагнитное, а автогенератор не требует дополнительного источника питания, т. е. энергии, т. е. явно нарушен закон сохранения энергии и т. д.), «тонкое физическое поле, имеющее квантово-волновую структуру» и в то же время «мелко- и крупноячеистую структуру» и т. д. Для такого анализа полезно приучить школьников пользоваться справочной литературой по физике, в которой, как правило, они не находят терминов, предложенных авторами статьи, что доказывает их несостоятельность. Вдумчивый анализ текста с опорой на научные знания даже школьнику позволяет сделать вывод о том, что данный текст – набор терминов, не внушающий доверия и лишённый научности и поэтому являющийся явно недостоверным.
Работу с текстами СМИ по оценке достоверности информации можно организовывать в разных формах:
– работа на уроке на основе приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо («думаю один, в паре, вместе», «двухчастный дневник», «кластер» и т. д.) Тексты предлагает учитель или их приносят на урок сами учащиеся;
– индивидуальное творческое домашнее задание (найти в СМИ «подозрительный» текст и проанализировать его);
– выполнение проекта (анализ статей и сайтов Интернета по определённой проблеме, установление степени научности какого-либо понятия, например, «торсионные поля», «торсионные генераторы» и т. п.).
Подводя итоги, можно сказать, что организация аналитической работы учащихся с текстами СМИ позволяет учителю формировать у них критическое мышление, умение применять научные знания к практическим задачам, более глубокое понимание сущности физических явлений, понятий и законов, естественно-научное мировоззрение.
Систематическая работа по анализу текстов сомнительного содержания на основе научных знаний непременно даст свои плоды – у детей выработается естественно-научная мировоззренческая зоркость, которая позволит им правильно ориентироваться в потоке разнообразной информации сегодняшнего дня.
Использованы электронные ресурсы: