Методические страницы
В. М.
Краевой,
< viktor-kraevoy@yandex.ru >, Погарская СОШ № 1, г. Погар, Брянская обл.
Как учить теорию?
Всё началось с того, что в кабинете физики появился мужчина лет сорока. «Гриша Серов», – представился незнакомец и неожиданно попросил сказать дату моего рождения. Гриша оказался уникальным человеком: он помнит более 10 000 дат и имён различных людей, о его таланте неоднократно писали центральные газеты. Гриша представляет собой один из самых убедительных примеров неограниченных возможностей долговременной памяти. Сам Гриша объясняет свой феномен систематическим повторением новой, только что «поступившей» информации, а большой объём старой информации повторяет всего лишь раз в месяц, затрачивая на это один день.
И меня вдруг осенила мысль, что, воздействуя подобным образом на долговременную память, можно было бы добиться у учеников знания контрольных теоретических вопросов в несколько большем объёме не за четверть (как обычно), а за весь учебный год!
В одном из классов был поставлен эксперимент: учащимся в начале учебного года был роздан годовой список вопросов самоконтроля. После уроков они заходили ко мне в кабинет физики и отвечали на вопросы, начиная с самого первого вопроса первой четверти и заканчивая последним, который изучен на данный момент. Причём слабые учащиеся отвечали последними, получая возможность многократно прослушать ответы более сильных.
Результаты появились уже через неделю: абсолютно все ребята показали безупречное знание вопросов. После этого для контроля достаточно было одного раза в неделю. К концу IV четверти у ребят было прекрасное настроение. Глаза даже самых слабых учеников горели от удивления и радости, ведь они впервые знали ответы на все контрольные вопросы за весь учебный год, и могли применять их при решении задач! И эти знания были более прочными, чем обычно. Казалось бы, после летних каникул ребята должны были забыть всё, что изучали, а получилось наоборот: воспроизведение вопросов стало ещё лучше и осмысленнее. (Этот эффект психологи называют реминисценцией.) Интересен тот факт, что при отсутствии повторений процесс забывания начался только спустя 3 года. Но самые первые вопросы ребята помнили до окончания школы!
К достоинствам данного методического приёма можно отнести и положительные изменения, произошедшие с работавшей до этого в недостаточной мере памятью учеников, и то, что все ребята в совершенстве овладели успешной технологией получения прочных знаний, которую смогут применять в дальнейшем. Единственным недостатком новой методики является бесплатное репетиторство учителя на протяжении целого года. Педагоги из других школ, проводя данный эксперимент по моему описанию, получали такой же удивительный результат.
Новый методический приём особенно полезен в тех классах, где закладываются базовые знания, например, русский язык – в 5–9-х, математика – в 6-х. Также пригодится он при подготовке учащихся к ЕГЭ. Полезно и даже необходимо использовать этот методический приём начинающим молодым учителям. Работа с вопросами самоконтроля очень многое даёт преподавателю. Это дополнительные часы для профессионального роста и обретения мастерства. В результате то, на что раньше должны были уйти едва ли не десятилетия, достигается за один год. Происходит невероятное: учитель в течение одного года более 400 раз объясняет и выслушивает один и тот же материал. Каждый раз он видит его в ином ракурсе, в новых взаимосвязях, осознаёт психологические механизмы усвоения, возможные «камни преткновения» и пути прохождения через пороги. Не трудно понять, до какой филигранности доводятся такими повторениями знания учителя и свобода оперирования ими.