Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2009

Портфолио

И. И. Иванченко,
< bummer@rambler.ru >, МОУ Танцырейская СОШ, с. Танцырей, Борисоглебский р-н, Воронежская обл.

Обучение исследованиям на уроках и после

Учебно-исследовательская работа, с одной стороны, позволяет детям применить свои умения и знания в новой ситуации, способствует развитию мышления и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки. С другой – разумно подобранные с учётом уровня знаний и способностей учеников задания стимулируют изучение предмета. Главным условием при этом должно быть отражение цикла научного познания: от наблюдений – к анализу, от анализа – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению и практическому применению.

Например, при изучении темы «Постоянное магнитное поле» в 9-м классе (учебник С.В. Громова) я организую работу так. Учащиеся получают рабочие карточки и проводят фронтальный эксперимент: с помощью полосового магнита, железных опилок и магнитных стрелок на куске картона исследуют магнитное поле, руководствуясь учебной карточкой, записывают ответы и делают зарисовки в тетрадях в соответствии со всеми этапами цикла научного познания. Методическая разработка урока-исследования «Свет мой, зеркальце, скажи» полностью дана в электронных приложениях к № 24.

Как вершину исследовательской деятельности можно рассматривать учебные проекты. Этот метод возник во второй половине ХIХ в. в США. Его основоположник – американский философ-идеалист, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Обучение, по его мнению, должно проходить преимущественно в виде трудовой и игровой деятельности, в ходе которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности. Большой интерес вызывает у учащихся конструирование моделей физических приборов, имеющих практическое применение. Они изучают историю создания прибора, знакомятся с теорией физических явлений, демонстрируемых с помощью этого прибора, с работающими при этом физическими законами. Успех обеспечивается тщательным выбором объектов для технического творчества и всесторонней подготовкой к нему.

Рабочая карточка

Этап научного познания

Ключи к действиям

Подумай, взвесь и дай ответ

Используй термины

Познавая мир, наблюдай

На белом листе, как пчелиный рой,
Опилки стальные лежат в беспорядке.
Как сделать их них некий строй?
Давайте решим мы загадку.
Приходит хозяин, хозяин-магнит –
И сразу гармония, стройность.
Все  линии замкнулись дружно.
В чём дело ? Нам подумать нужно.

Как распределяются  металлические опилки вокруг  магнита?
(Ответ. Опилки вокруг постоянного магнита образуют  упорядоченные замкнутые линии.)
Зарисуй  полученную картину линий

Постоянный магнит, магнитные силовые линии

Проанализируй, всё увиденное

Убрали мы стальные опилки.
Теперь окружили магнит стрелки.
Что же за чудо явилось нам?
Линии упрямо замкнулись  и там!

Сравни  изображение, образуемое магнитными стрелками, с предыдущим, образованным опилками

Магнитные силовые линии

Выдвини гипотезу – это путь к обобщению

В чём же дело? Что за сила
Эти линии сложила?
Подсказать я вам попробую:
Видно, вокруг магнита – материя особая.

Сделай предположение.
(Ответ. Вокруг магнита существует особый вид материи, называемый магнитным полем.)

Материя, магнитное поле

Обобщил? Так дерзай: применяй! Воздадим хвалу учению!

Мы видим магнитное поле:
Два полюса – север и юг –
Сплотились в крепкий союз,
А видимых линий комбинация –
Магнитного поля  иллюстрация.

Чем являются замкнутые линии магнитного поля?
(Ответ. Замкнутые линии – графическое изображение  магнитного поля.)

Силовые линии магнитного поля


рис.1

Инна Ивановна Иванченко с учащимися 10-го класса проводит испытания модели «конуса, катящегося вверх»


рис.2

Модели марсохода-ветрохода (слева) и пескохода (справа), выполненные Павловым Денисом (10-й класс) и Полянским Максимом (11-й класс)

рис.3

Федотов Илья (7-й класс) с собственноручно выращенными кристаллами медного купороса

Например с большим интересом мои ученики работали над созданием прибора «Конус, катящийся вверх» (см. фото), поскольку такового не было в нашем физкабинете, над моделями марсохода-ветрохода и пескохода. Основная идея марсохода – использование энергии ветра на Марсе для электропитания двигателей. Модель заняла 2-е место на районной политехнической олимпиаде. В модели пескохода для перемещения по песку используется явление вибрации. Проектами могут быть также создание авторского иллюстрированного физического задачника, исследование особенностей выращивания кристаллов.

Использование методов проектно-исследовательской деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХI в., когда определяющими факторами развития общества становятся интеллект человека и информация.

Рекомендованная литература

  1. Албычев П.В. Самодельные приборы по физике : пособие для учителя. М. : Минпросвещения РСФСР, 1950. Ч. I.
  2. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений, квантовая физика : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1989.
  3. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средн. школы / Под ред. А.А. Покровского. М. : Просвещение, 1972.
  4. Зибер В.А. Задачи-опыты по физике. М. : ГУПИ Минпросвещения РСФСР, 1953.
  5. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин : пособие для учителя / Под ред. В.Н. Фёдоровой. М. : Просвещение, 1980.
  6. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. М. : Просвещение, 1987.
  7. Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика, электродинамика: пособие для учителя / Под ред. С.Я. Шамаша. М. : Просвещение, 1987.
  8. Методика факультативных занятий по физике : пособие для учителя / Под ред. О.Ф. Кабардина, В.A. Oрлова. М. : Просвещение, 1988.

 

ИванченкоИнна Ивановна Иванченко вот уже 18 лет день за днём входит в свой класс. что её предназначение учить и воспитывать, поняла ещё школьницей. В 1986 г. посчастливилось попасть в летний педагогический лагерь от Воронежского ГПИ, где и познакомилась с профессией учителя. После этого поступила на физико-математический факультет БГПИ и окончила его с отличием. От урока к уроку шло формирование учителя, накапливался педагогический опыт, вырабатывался индивидуальный стиль работы. Переломным событием стало полное обновление материальной базы кабинета физики в 2003 г. в рамках модернизации школьного образования. За этим последовала работа в классах физико-математического профиля, которая потребовала новых педагогических открытий. В это же время начался бурный процесс компьютеризации, значение его переоценить невозможно. Это и демонстрационные компьютерные эксперименты с лабораторией «L-микро», виртуальные лабораторные работы, использование интерактивной доски и, наконец, подготовка учителя к уроку при помощи современной оргтехники. Несколько лет назад по её инициативе организовано школьное научное общество «Квант» с секциями: бюро научной и технической информации, теоретический отдел, лекторское бюро, любители задач, конструкторское бюро, администраторы. С помощью этого общества внеклассная работа приобретает систематичность и организованность. С 2008 г. Инна Николаевна ведёт занятия технологического профиля по специальности «Электромонтёр», сотрудничает с Борисоглебским сельскохозяйственным техникумом. Ребята по окончании школы, кроме аттестата, получают диплом об окончании этого учебного заведения. Конечно, особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Положительным результатом своей работы Инна Николаевна считает ежегодные поступления выпускников в БГПИ, Воронежский политехнический институт, Воронежскую технологическую академию, Воронежскую сельхозакадемию, ВГУ.