Портфолио
И. И.
Иванченко,
< bummer@rambler.ru >, МОУ Танцырейская СОШ, с. Танцырей, Борисоглебский р-н, Воронежская обл.
Обучение исследованиям на уроках и после
Учебно-исследовательская работа, с одной стороны, позволяет детям применить свои умения и знания в новой ситуации, способствует развитию мышления и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, формирует исследовательские навыки. С другой – разумно подобранные с учётом уровня знаний и способностей учеников задания стимулируют изучение предмета. Главным условием при этом должно быть отражение цикла научного познания: от наблюдений – к анализу, от анализа – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению и практическому применению.
Например, при изучении темы «Постоянное магнитное поле» в 9-м классе (учебник С.В. Громова) я организую работу так. Учащиеся получают рабочие карточки и проводят фронтальный эксперимент: с помощью полосового магнита, железных опилок и магнитных стрелок на куске картона исследуют магнитное поле, руководствуясь учебной карточкой, записывают ответы и делают зарисовки в тетрадях в соответствии со всеми этапами цикла научного познания. Методическая разработка урока-исследования «Свет мой, зеркальце, скажи» полностью дана в электронных приложениях к № 24.
Как вершину исследовательской деятельности можно рассматривать учебные проекты. Этот метод возник во второй половине ХIХ в. в США. Его основоположник – американский философ-идеалист, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Обучение, по его мнению, должно проходить преимущественно в виде трудовой и игровой деятельности, в ходе которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности. Большой интерес вызывает у учащихся конструирование моделей физических приборов, имеющих практическое применение. Они изучают историю создания прибора, знакомятся с теорией физических явлений, демонстрируемых с помощью этого прибора, с работающими при этом физическими законами. Успех обеспечивается тщательным выбором объектов для технического творчества и всесторонней подготовкой к нему.
Рабочая карточка
Этап научного познания |
Ключи к действиям |
Подумай, взвесь и дай ответ |
Используй термины |
Познавая мир, наблюдай |
На белом листе, как пчелиный рой, |
Как распределяются металлические опилки вокруг магнита? |
Постоянный магнит, магнитные силовые линии |
Проанализируй, всё увиденное |
Убрали мы стальные опилки. |
Сравни изображение, образуемое магнитными стрелками, с предыдущим, образованным опилками |
Магнитные силовые линии |
Выдвини гипотезу – это путь к обобщению |
В чём же дело? Что за сила |
Сделай предположение. |
Материя, магнитное поле |
Обобщил? Так дерзай: применяй! Воздадим хвалу учению! |
Мы видим магнитное поле: |
Чем являются замкнутые линии магнитного поля? |
Силовые линии магнитного поля |
Инна Ивановна Иванченко с учащимися 10-го класса проводит испытания модели «конуса, катящегося вверх»
Модели марсохода-ветрохода (слева) и пескохода (справа), выполненные Павловым Денисом (10-й класс) и Полянским Максимом (11-й класс)
Федотов Илья (7-й класс) с собственноручно выращенными кристаллами медного купороса
Например с большим интересом мои ученики работали над созданием прибора «Конус, катящийся вверх» (см. фото), поскольку такового не было в нашем физкабинете, над моделями марсохода-ветрохода и пескохода. Основная идея марсохода – использование энергии ветра на Марсе для электропитания двигателей. Модель заняла 2-е место на районной политехнической олимпиаде. В модели пескохода для перемещения по песку используется явление вибрации. Проектами могут быть также создание авторского иллюстрированного физического задачника, исследование особенностей выращивания кристаллов.
Использование методов проектно-исследовательской деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХI в., когда определяющими факторами развития общества становятся интеллект человека и информация.
Рекомендованная литература
- Албычев П.В. Самодельные приборы по физике : пособие для учителя. М. : Минпросвещения РСФСР, 1950. Ч. I.
- Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений, квантовая физика : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1989.
- Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средн. школы / Под ред. А.А. Покровского. М. : Просвещение, 1972.
- Зибер В.А. Задачи-опыты по физике. М. : ГУПИ Минпросвещения РСФСР, 1953.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин : пособие для учителя / Под ред. В.Н. Фёдоровой. М. : Просвещение, 1980.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. М. : Просвещение, 1987.
- Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика, электродинамика: пособие для учителя / Под ред. С.Я. Шамаша. М. : Просвещение, 1987.
- Методика факультативных занятий по физике : пособие для учителя / Под ред. О.Ф. Кабардина, В.A. Oрлова. М. : Просвещение, 1988.
Инна Ивановна Иванченко вот уже 18 лет день за днём входит в свой класс. что её предназначение учить и воспитывать, поняла ещё школьницей. В 1986 г. посчастливилось попасть в летний педагогический лагерь от Воронежского ГПИ, где и познакомилась с профессией учителя. После этого поступила на физико-математический факультет БГПИ и окончила его с отличием. От урока к уроку шло формирование учителя, накапливался педагогический опыт, вырабатывался индивидуальный стиль работы. Переломным событием стало полное обновление материальной базы кабинета физики в 2003 г. в рамках модернизации школьного образования. За этим последовала работа в классах физико-математического профиля, которая потребовала новых педагогических открытий. В это же время начался бурный процесс компьютеризации, значение его переоценить невозможно. Это и демонстрационные компьютерные эксперименты с лабораторией «L-микро», виртуальные лабораторные работы, использование интерактивной доски и, наконец, подготовка учителя к уроку при помощи современной оргтехники. Несколько лет назад по её инициативе организовано школьное научное общество «Квант» с секциями: бюро научной и технической информации, теоретический отдел, лекторское бюро, любители задач, конструкторское бюро, администраторы. С помощью этого общества внеклассная работа приобретает систематичность и организованность. С 2008 г. Инна Николаевна ведёт занятия технологического профиля по специальности «Электромонтёр», сотрудничает с Борисоглебским сельскохозяйственным техникумом. Ребята по окончании школы, кроме аттестата, получают диплом об окончании этого учебного заведения. Конечно, особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. Положительным результатом своей работы Инна Николаевна считает ежегодные поступления выпускников в БГПИ, Воронежский политехнический институт, Воронежскую технологическую академию, Воронежскую сельхозакадемию, ВГУ.