Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2009

Конкурс "Я иду на урок"

Г. П. Саламатов,
д. Котельницы, Чкаловский р-н, Нижегородская обл.

Смешанное соединение проводников

рис.1На предыдущих уроках мы изучили законы последовательного и параллельного соединений проводников, дети знают законы этих соединений, знают закон Ома для участка цепи, теперь следует научить их применять полученные знания путём решения задач.

Цель урока: закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников и сформировать умение рассчитывать параметры комбинированных цепей.

Ход урока

Фронтальная работа (распечатка у каждого учащегося): • Какие соединения проводников (резисторов) вы знаете? • Начертите схему с последовательным соединением трёх лампочек, источника тока, выключателя, амперметра. Точки перед лампами обозначьте буквами А, В, С, а точку после последней – D. Пусть амперметр показывает I = 1 А. Какова сила тока в точках А, В, С, D? • Пусть сопротивление ламп R1 = R2 = R3 = 1 Ом. Чему равно напряжение на участках цепи AB, BC и CD? • Чему равно напряжение на участке AD? Сделайте вывод.

• Начертите схему с источником тока, выключателем, амперметром и тремя параллельными лампами. Точки перед разветвлением и после обозначьте A и B.

• Пусть через каждую лампу идут токи I1 = I2 = I3 = 1 А. Покажите направление токов. Что покажет амперметр? • Пусть R1 = R2 = R3 = 1 Ом. Найдите напряжение на первой, второй, третьей лампах. • Найдите напряжение на участке АВ. • Найдите общее сопротивление участка АВ. • Найдите другим способом напряжение на участке АВ. • Сделайте вывод.

Решение задач [2] (задачник на каждой парте)

Самостоятельная работа № 20 (с. 80)

рис.2 1. Три одинаковых резистора соединены, как показано на рисунке. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы 1 и 3 соединены параллельно.

Б. Напряжения на резисторах 1 и 3 одинаковы.

В. Сила тока в резисторе 3 больше, чем в резисторе 1.

рис.32. На рисунке изображена схема соединения резисторов. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы R1 и R2 включены последовательно.

Б. Резисторы R1 и R2 включены параллельно.

В. Резисторы R2 и R3 включены последовательно.

рис.43. На рисунке изображена схема соединения резисторов. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы R1 и R2 включены параллельно.

Б. Резисторы R2 и R3 включены последовательно.

В. Резисторы R1 и R3 включены параллельно.

рис.54. На рисунке изображена схема соединения резисторов. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы R1 и R4 включены последовательно.

Б. Резисторы R2 и R3 включены параллельно.

В. Резисторы R2 и R4 включены параллельно.

рис.65. На рисунке изображена схема соединения резисторов. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы R1 и R2 включены параллельно.

Б. Резисторы R2 и R4 включены параллельно.

В. Резисторы R1 и R4 включены последовательно.

рис.76. На рисунке изображена схема соединения резисторов. Выберите правильные утверждения.

А. Резисторы R1 и R3 включены последовательно.

Б. Резисторы R4 и R3 включены последовательно.

В. Резисторы R2 и R3 включены параллельно.

Делаем вывод: соединения проводников (резисторов) могут быть не только последовательными или параллельными, но и более сложными. Это смешанные соединения резисторов.

 

Один решает у доски, остальные – в тетрадях.

Самостоятельная работа № 21

рис.8 Найдите распределение сил токов и напряжений в цепи, изображённой на рисунке, если R1 = 3 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 4 Ом, амперметр показывает 6 А.

Обозначаем участки цепи и делаем анализ, какие резисторы и как соединены: R2 и R3 параллельно, R1 по отношению к ним последовательно; ток I = I1 разветвляется на I2 и I3.

Дано:

R1 = 3 Ом,

R2 = 2 Ом,

R3 = 4 Ом,

= 6 А.

Решение

рис.9

Сопротивление амперметра мало, им пренебрегаем, как и сопротивлением проводов. Видно, что I1  = I  = 6 А. Находим общее сопротивление цепи R23 + R1 = <...> = 13/3 Ом.

Применяя закон Ома, находим:

UAB = <...> =  18 В;

UBC = <...> =  8 В; I2 = <...> = 4 А;

UAD = <...> = 26 В; I3 = <...> = 2 А.

I1 = ? I2 = ? I3 = ?

UAB = ? UBC = ? UAD = ?

 

Работа в группах

I группа. Работа 21 [2, задача 2]. Найдите распределение сил токов и напряжений в цепи, изображённой на рисунке, если UAB = 60 В, R1 = 24 Ом, R2 = 18 Ом, R3 = 36 Ом, R4 = 60 Ом.

рис.10

II группа. работа 21 [2, задача 5]. Найдите распределение сил токов и напряжений в цепи, изображённой на рисунке, если амперметр показывает 2 А. R1 = 2 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 15 Ом, R4 = 4 Ом.

рис.11

Подводим итог работы в группах с решением задач на доске.

Составляем алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов):

  1. Анализируем схему, находим только последовательное или только параллельное соединения, смотрим, как распределяются токи.
  2. Определяем общее сопротивление данного соединения и сопротивление всей цепи.
  3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.

 

Домашнее задание (распечатки с задачами раздаются учащимся)

Задача 1. Даны 5 резисторов, имеющих сопротивления: R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 4 Ом, R4 = 20 Ом, R5 = 1 Ом. Начертите схемы возможных соединений этих резисторов.

Задача 2. R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 4 Ом, R4 = 20 Ом, UAB = 60 В. Найдите распределения токов и напряжений.

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика-8. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Кирик Л.А. Физика-8. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.

 

СаламатовГеннадий Петрович Саламатов – заслуженный учитель школы РФ 1-й квалификационной категории, педагогический стаж 46 лет. В 1963 г. окончил Кировский ГПИ по специальности «Учитель физики и основ производства». Трудовую деятельность начал в Пижемской школе Тоншаевского р-на Нижегородской обл. учителем физики, 12 лет был завучем этой школы, а в 1986–1990 гг. – её директором. В 1990–1996 гг. – директор Котельницкой СОШ. Сейчас преподаёт физику и ведёт кружок для учащихся 7–9-х классов «Необыкновенная физика необыкновенных явлений. Нестандартные задачи по физике». Жена – учитель начальных классов (сейчас на пенсии), трое детей. Педагогическое кредо: добиваться прочных знаний через индивидуальную работу с учащимися как на уроках, так и после, развивать кругозор учащихся, их интерес к явлениям природы, решать нестандартные задачи. Хобби – ремонт радиоаппаратуры



УМК Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин «Физика-7–9» (М.: Дрофа, 2002). Учебник [1].