Учебные занятия
Н. П.
Успенская,
ТМОУ ДСОШ № 1, г. Дудинка, Красноярский кр.
Путешествие со звуковой волной
Цели и задачи: активное повторение пройденного материала по теме «Звуковые волны»; возможность продемонстрировать наряду с программными знаниями свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке; развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных компетенций; закрепление знаний.
Подготовка. Ученики, входящие в актив учебного кабинета (обычно это 10-классники), разрабатывают маршруты, подбирают вопросы и готовят оформление игры. Выбираются «проводник», «наблюдатель», эксперты (2 человека). «Проводник» следит за выполнением правил игры, «наблюдатель» фиксирует правильность и точность ответов, самостоятельность выполнения задания, эксперты проверяют правильность выполнения маршрутов и выбранных ответов. Учитель организует и консультирует.
Правила игры. Класс разбивается на пары по желанию, ведь в путешествии надо доверять друг другу. Каждая пара вытягивает жетон с номером первого пункта и отправляется в путь со своим маршрутным листом. На столе около каждого пункта (всего их 11, по числу тем: 1) «Ухо»; 2) «Братья наши меньшие»; 3) «Источники звука»; 4) «Громкость звука»; 5) «Высота звука»; 6) «Эхо»; 7) «Звук в газах»; 8) «Звук в жидкостях»; 9) «Звук в твёрдых телах»; 10) «Инфразвук» и 11) «Ультразвук») лежат карточки с вопросами (каждая тема – на листах своего цвета) и листы соответствующего цвета со списками ответов по темам. Взяв любую карточку (например, 11.7), пара вписывает её номер в свой маршрутный лист в соответствующий пункт, идёт в этот пункт (в нашем случае в пункт 11 «Ультразвук»), находит ответ, вписывает его номер в маршрутный лист (например, 118 и 1111), выбирает карточку другого цвета с вопросом и т.д. В итоге все пары побывают во всех одиннадцати пунктах и попытаются ответить на один вопрос каждой темы.
Побеждает пара, которая пройдёт весь маршрут быстрее всех и правильно ответит на все свои вопросы. Оценки определяются после проверки правильности выбранных ответов.
Приводим выборочно списки вопросов и ответов (полностью весь материал вместе с примером маршрута пары дан в электронных приложениях). Варианты подходящих ответов здесь даны на той же строке, что и вопрос, но в игре, естественно, ответы идут списком в порядке возрастания номера.
Тема 1. «Ухо»
Вопрос |
Ответ |
1.1. Упругие волны какой частоты способно воспринимать человеческое ухо? |
17. От 16 Гц до 20 кГц |
1.2. Как называется часть уха, совершающая вынужденные колебания? |
18. Барабанная перепонка. |
1.3. Как называется часть уха, концентрирующая звук? |
19. Ушная раковина |
1.4. звуковые волны какой частоты не воспринимаются людьми пожилого возраста? |
15. Свыше 12–14 кГц. 12. Ниже 12–14 кГц |
1.5. Может ли провести к потере слуха постоянное прослушивание записей музыки с плеера? |
13. Да. 16. Нет |
1.6. К волнам какой частоты человеческое ухо наиболее чувствительно? |
11. 5 кГц |
1.7. Что такое бинауральный эффект? |
9. Способность определять направление на источник звука по разности времени прихода звуковых волн в правое и левое ухо. 3. Способность определять направление на источник звука по расстоянию от правого и левого уха |
1.8. Децибел – единица интенсивности звука. В честь кого названа эта единица? |
4. В честь врача Г.Белла, занимавшегося с глухими людьми. 1. В честь учёного А.Белла, изобретателя телефона |
1.9. Каковы пределы порога слышимости человеческого уха? |
7. От 0 до 150 дБ. 10. От 0 до 250 дБ |
1.10. Какова норма шума в жилых помещениях? |
8. Не более 30 дБ. 2. Не более 100 дБ |
1.11. В каком диапазоне может меняться громкость голоса человека? |
5. От 20 дБ до 110 дБ. 6. От 1 дБ до 150 дБ |
Тема 2. «Братья наши меньшие»
2.1. Воспринимают ли животные звуковые волны той же частоты, что и человек? |
28. Есть совпадения. 29. Таких животных нет |
2.2. Какое животное генерирует ультразвуковые сигналы гортанью и питается комарами? |
27. Летучая мышь. 26. Дельфин |
2.3. Почему полёт комара мы слышим, как писк? |
25. Высока частота взмахов крылышками. 213. У комара тоненький голосок |
2.4. Почему в степи крик животных разносится дальше, чем в лесу? |
24. В лесу больше затухание. 218. Из-за размера голосовых связок |
2.5. Что служит органом слуха у рыб? |
23. Хрящевая капсула. 22. Жабры |
2.6. Почему взрыв под водой губителен для живых организмов? |
215. Увеличивается давление на органы. 210. Грунт поднимается и становится темно |
2.7. Самец древесной лягушки коки издаёт крик силой 108 дБ. С чем сравним этот крик? |
212. С сиреной пассажирского поезда. 216. С мужским голосом – баритоном |
2.8. У насекомых нет голосовых связок. Чем же они издают звуки? |
21. Крыльями и надкрыльями. 219. Крутят головой |
2.9. Какое самое громкое в мире животное? |
217. Голубой кит. 211. Слон |
2.10. Как улавливают звуки змеи? |
214. Телом «слушая» землю. 220. Языком |
Тема 7. «Звук в газах»
7.1. Правда ли, что скорость звука меньше скорости света? |
77. Да. 76. Нет |
7.2. Правда ли, что пуля обгоняет звук выстрела? |
78. Да |
7.3. Как изменяется скорость звука с увеличением температуры воздуха? |
75. Возрастает. 79. Уменьшается |
7.4. Чему равна скорость звука в воздухе при 0 °С? |
74. 331 м/с. 73. 1440 м/с |
7.5. Чем больше масса молекул газа, тем скорость звука в нём... |
72. Меньше. 71. Больше |
7.6. Во сколько раз скорость света превышает скорость звука в воздухе? |
710. В 9 00 000 раз. 711. В 1000 раз |
7.7. В какой вид энергии превращается энергия звука после поглощения средой? |
712. В тепловую. 713. В электрическую |
Тема 11. «Ультразвук»
11.1. Какие животные излучают и принимают ультразвуки? |
112. Дельфины, летучие мыши. 113. Собаки |
11.2. Какой частоты ультразвук используют для отпугивания чаек? |
114. Более 25 кГц |
11.3. Какова частота ультразвука? |
115. Более 20 кГц |
11.4. Как называется прибор, с помощью которого измеряют глубину моря? |
116. Эхолот |
11.5. Что такое звуковидение? |
1110. Звуковое кино. 117. Преобразование ультразвука в электрические колебания |
11.6. Используют ли ультразвук для стерилизации молока? |
119. Да. 111. Нет |
11.7. Что можно определить в металлической детали с помощью ультразвука? |
1111. Вкрапления других веществ. 118. Трещины и разломы в металле |
Наталья Петровна Успенская – продолжатель семейных педагогических традиций. Она окончила Кызылский ГПИ в 1979 г. по специальности «Учитель физики и математики». В 1980 г. приехала работать на Север, в Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ, ныне муниципальный район Красноярского края. С 1984 г. преподаёт физику в школе № 1 г. Дудинки, учитель первой квалификационной категории, победитель краевого конкурса лучших учителей 2007 г. С первых дней работы с детьми местной коренной национальности Наталья Петровна обратила внимание на их самобытность и интерес к физике. Изучение национально-регионального компонента и привлечение местного материала в учебном процессе стало основной темой уроков и проведения внеклассных мероприятий. Разработала дополнительные стандарты по использованию национально-регионального компонента на уроках физики, которые по рекомендации Таймырского муниципального учреждения «Межшкольный методический центр» апробируются в школах муниципального района. Приложением служит сборник задач, составленный на основе местного материала. Своим опытом работы Наталья Петровна делится с коллегами на заседаниях городского методического объединения, с коллегами из таймырских посёлков, проводит открытые уроки и мероприятия. ученики ежегодно выступают с докладам на НПК: «Развитие средств связи на Таймыре», «Экономия электрической энергии в г. Дудинке», «Кипение жидкостей в условиях Севера» и др. Много времени уделяет Наталья Петровна изучению психологии детей Крайнего Севера. Знакомится с их семьями, бытом, традициями, народным творчеством. Ученики её класса – активные члены национальных ансамблей «Таймыр» и «Хейро». Наталья Петровна ведёт работу по программе «Одарённый ребёнок», и её ученики занимают призовые места на городских олимпиадах по физике, прошли отборочный тур на семинаре школы космонавтики в г. Железногорске, ежегодно сдают экзамены в технические вузы и успешно там учатся.