Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №23/2009

Учебные занятия

Н. П. Успенская,
ТМОУ ДСОШ № 1, г. Дудинка, Красноярский кр.

Путешествие со звуковой волной

Цели и задачи: активное повторение пройденного материала по теме «Звуковые волны»; возможность продемонстрировать наряду с программными знаниями свой кругозор, начитанность, умение ориентироваться в новой обстановке; развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных компетенций; закрепление знаний.

Подготовка. Ученики, входящие в актив учебного кабинета (обычно это 10-классники), разрабатывают маршруты, подбирают вопросы и готовят оформление игры. Выбираются «проводник», «наблюдатель», эксперты (2 человека). «Проводник» следит за выполнением правил игры, «наблюдатель» фиксирует правильность и точность ответов, самостоятельность выполнения задания, эксперты проверяют правильность выполнения маршрутов и выбранных ответов. Учитель организует и консультирует.

Правила игры. Класс разбивается на пары по желанию, ведь в путешествии надо доверять друг другу. Каждая пара вытягивает жетон с номером первого пункта и отправляется в путь со своим маршрутным листом. На столе около каждого пункта (всего их 11, по числу тем: 1) «Ухо»; 2) «Братья наши меньшие»; 3) «Источники звука»; 4) «Громкость звука»; 5) «Высота звука»; 6) «Эхо»; 7) «Звук в газах»; 8) «Звук в жидкостях»; 9) «Звук в твёрдых телах»; 10) «Инфразвук» и 11) «Ультразвук») лежат карточки с вопросами (каждая тема – на листах своего цвета) и листы соответствующего цвета со списками ответов по темам. Взяв любую карточку (например, 11.7), пара вписывает её номер в свой маршрутный лист в соответствующий пункт, идёт в этот пункт (в нашем случае в пункт 11 «Ультразвук»), находит ответ, вписывает его номер в маршрутный лист (например, 118 и 1111), выбирает карточку другого цвета с вопросом и т.д. В итоге все пары побывают во всех одиннадцати пунктах и попытаются ответить на один вопрос каждой темы.

Побеждает пара, которая пройдёт весь маршрут быстрее всех и правильно ответит на все свои вопросы. Оценки определяются после проверки правильности выбранных ответов.

Приводим выборочно списки вопросов и ответов (полностью весь материал вместе с примером маршрута пары дан в электронных приложениях). Варианты подходящих ответов здесь даны на той же строке, что и вопрос, но в игре, естественно, ответы идут списком в порядке возрастания номера.

Тема 1. «Ухо»

Вопрос

Ответ

1.1. Упругие волны какой частоты способно воспринимать человеческое ухо?

17. От 16 Гц до 20 кГц

1.2. Как называется часть уха, совершающая вынужденные колебания?

18. Барабанная перепонка.

1.3. Как называется часть уха, концентрирующая звук?

19. Ушная раковина

1.4. звуковые волны какой частоты не воспринимаются людьми пожилого возраста?

15. Свыше 12–14 кГц.

12. Ниже 12–14 кГц

1.5. Может ли провести к потере слуха постоянное прослушивание записей музыки с плеера?

13. Да.

16. Нет

1.6. К волнам какой частоты человеческое ухо наиболее чувствительно?

11. 5 кГц

1.7. Что такое бинауральный эффект?

9. Способность определять направление на источник звука по разности времени прихода звуковых волн в правое и левое ухо.

3. Способность определять направление на источник звука по расстоянию от правого и левого уха

1.8. Децибел – единица интенсивности звука. В честь кого названа эта единица?

4. В честь врача Г.Белла, занимавшегося с глухими людьми.

1. В честь учёного А.Белла, изобретателя телефона

1.9. Каковы пределы порога слышимости человеческого уха?

7. От 0 до 150 дБ.

10. От 0 до 250 дБ

1.10. Какова норма шума в жилых помещениях?

8. Не более 30 дБ.

2. Не более 100 дБ

1.11. В каком диапазоне может меняться громкость голоса человека?

5. От 20 дБ до 110 дБ.

6. От 1 дБ до 150 дБ

Тема 2. «Братья наши меньшие»

2.1. Воспринимают ли животные звуковые волны той же частоты, что и человек?

28. Есть совпадения.

29. Таких животных нет

2.2. Какое животное генерирует ультразвуковые сигналы гортанью и питается комарами?

27. Летучая мышь.

26. Дельфин

2.3. Почему полёт комара мы слышим, как писк?

25. Высока частота взмахов крылышками.

213. У комара тоненький голосок

2.4. Почему в степи крик животных разносится дальше, чем в лесу?

24. В лесу больше затухание.

218. Из-за размера голосовых связок

2.5. Что служит органом слуха у рыб?

23. Хрящевая капсула.

22. Жабры

2.6. Почему взрыв под водой губителен для живых организмов?

215. Увеличивается давление на органы.

210. Грунт поднимается и становится темно

2.7. Самец древесной лягушки коки издаёт крик силой 108 дБ. С чем сравним этот крик?

212. С сиреной пассажирского поезда.

216. С мужским голосом – баритоном

2.8. У насекомых нет голосовых связок. Чем же они издают звуки?

21. Крыльями и надкрыльями.

219. Крутят головой

2.9. Какое самое громкое в мире животное?

217. Голубой кит.

211. Слон

2.10. Как улавливают звуки змеи?

214. Телом «слушая» землю.

220. Языком

Тема 7. «Звук в газах»

7.1. Правда ли, что скорость звука меньше скорости света?

77. Да.

76. Нет

7.2. Правда ли, что пуля обгоняет звук выстрела?

78. Да

7.3. Как изменяется скорость звука с увеличением температуры воздуха?

75. Возрастает.

79. Уменьшается

7.4. Чему равна скорость звука в воздухе при 0 °С?

74. 331 м/с.

73. 1440 м/с

7.5. Чем больше масса молекул газа, тем скорость звука в нём...

72. Меньше.

71. Больше

7.6. Во сколько раз скорость света превышает скорость звука в воздухе?

710. В 9 00 000 раз.

711. В 1000 раз

7.7. В какой вид энергии превращается энергия звука после поглощения средой?

712. В тепловую.

713. В электрическую

Тема 11. «Ультразвук»

11.1. Какие животные излучают и принимают ультразвуки?

112. Дельфины, летучие мыши.

113. Собаки

11.2. Какой частоты ультразвук используют для отпугивания чаек?

114. Более 25 кГц

11.3. Какова частота ультразвука?

115. Более 20 кГц

11.4. Как называется прибор, с помощью которого измеряют глубину моря?

116. Эхолот

11.5. Что такое звуковидение?

1110. Звуковое кино.

117. Преобразование ультразвука в электрические колебания

11.6. Используют ли ультразвук для стерилизации молока?

119. Да.

111. Нет

11.7. Что можно определить в металлической детали с помощью ультразвука?

1111. Вкрапления других веществ.

118. Трещины и разломы в металле

 

УспенскаяНаталья Петровна Успенская – продолжатель семейных педагогических традиций. Она окончила Кызылский ГПИ в 1979 г. по специальности «Учитель физики и математики». В 1980 г. приехала работать на Север, в Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ, ныне муниципальный район Красноярского края. С 1984 г. преподаёт физику в школе № 1 г. Дудинки, учитель первой квалификационной категории, победитель краевого конкурса лучших учителей 2007 г. С первых дней работы с детьми местной коренной национальности Наталья Петровна обратила внимание на их самобытность и интерес к физике. Изучение национально-регионального компонента и привлечение местного материала в учебном процессе стало основной темой уроков и проведения внеклассных мероприятий. Разработала дополнительные стандарты по использованию национально-регионального компонента на уроках физики, которые по рекомендации Таймырского муниципального учреждения «Межшкольный методический центр» апробируются в школах муниципального района. Приложением служит сборник задач, составленный на основе местного материала. Своим опытом работы Наталья Петровна делится с коллегами на заседаниях городского методического объединения, с коллегами из таймырских посёлков, проводит открытые уроки и мероприятия. ученики ежегодно выступают с докладам на НПК: «Развитие средств связи на Таймыре», «Экономия электрической энергии в г. Дудинке», «Кипение жидкостей в условиях Севера» и др. Много времени уделяет Наталья Петровна изучению психологии детей Крайнего Севера. Знакомится с их семьями, бытом, традициями, народным творчеством. Ученики её класса – активные члены национальных ансамблей «Таймыр» и «Хейро». Наталья Петровна ведёт работу по программе «Одарённый ребёнок», и её ученики занимают призовые места на городских олимпиадах по физике, прошли отборочный тур на семинаре школы космонавтики в г. Железногорске, ежегодно сдают экзамены в технические вузы и успешно там учатся.