Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Учебные занятия

В. И. Павловская,
< nicamaria@mail.ru >, Воткинский лицей, г. Воткинск, Удмуртская Респ.

Тепловые машины. КПД

Образовательные цели урока: повторение графиков изопроцессов, закрепление умений чтения графиков изопроцессов и решения задач на первый закон термодинамики, формирование умений определять КПД тепловой машины по графику и общеучебных навыков (работы с текстом, выделения главного, преобразования информации из одного вида в другой).

Методы: эвристическая беседа, самостоятельная работа, дифференциация.

Оборудование: распечатанные для каждого ученика условие задачи и решение (вариант А), распечатанные на каждую парту условия задач различного уровня сложности для самостоятельной работы. (Возможно использование интерактивной доски.)

Ход урока

1. Организационный этап

2. Индуктор. На доске написан вариант А решения задачи. Учитель утверждает, что с таким сложным решением трудно разобраться, его невозможно запомнить. Что же делать? Для облегчения работы каждому ученику выдаётся вариант B решения задачи – копия А, но с пропусками.

3. Осмысление. Учащиеся предлагают разбить решение на логически завершённые части. Учитель обращает их внимание на сложные места в решении, причём не даёт объяснение, а только спрашивает: для чего эта запись? почему записано именно так? В результате работы текст решения превращается из первоначального варианта А в вариант с дополнениями В.

Задача

рис.1

• Тепловая машина, рабочим телом которой является идеальный одноатомный газ, работает по циклу 1–2–3–1. Найдите КПД этой машины.

Исходный вариант решения (А, записан на доске).

КПД = A/Q · 100%.

• 1–2:

формула1

U = 3/2 νRT = 3/2 νR (T2 - T1) = 3/2 (p2V2 - p1V1) = 3/2 (3p0 · 4V0 - p0V0) = 16,5p0V0.

= ∆U + Aг; Q1-2 = 16,5p0V0 + 6p0V0 = 22,5p0V0.

• 2–3: Aг = 0.

U = 3/2 νR (T3 - T2) = 3/2 (p3V3 - p2V2) = 3/2 (p0 · 4V0 - 3p0· 4V0) = –12p0V0.

Q2-3 = –12p0V0 + 0 = –12p0V0.

• 3–1: Aг = pV = p0(V1 – V3) = p0(V0 – 4V0) = –3p0V0.

Aг = –Sф = –p0 · 3V0 = –3p0V0.

U = 3/2 νRT = 3/2 (p1V1 - p3V3) = 3/2 (p0V0 - 4p0V0) = –4,5p0V0.

Q3-1 = –4,5p0V0 – 3p0V0 = –7,5p0V0.

Q1 = Q1-2 = 22,5p0V0.

Q2 = Q2-3 + Q3-1 = –12p0V0 – 7,5p0V0 = –19,5p0V0.

Aцикл = A1-2 + A2-3 + A3-1 = 6p0V0 + 0 – 3p0V0 = 3p0V0.

формула2

Uцикл = 16,5p0V0 – 12p0V0 – 4,5p0V0 = 0.

Qцикл = 22,5p0V0 – 12p0V0 – 7,5p0V0 = 3p0V0 = Aцикл.

Ответ. КПД ≈ 13,3%.

рис.2

Вариант решения B с дополнениями, написанными учениками в своих экземплярах и на доске в ходе урока. (Дополнения выделены другим шрифтом и цветом. Условие здесь не повторено. – Ред.)

КПД = A/Q1 · 100%.

формула3

Учитель предлагает применить полученные знания для решения подобной задачи или повторить решение этой же задачи. Каждый ученик выбирает для себя способ подсказки: глядя только на часть решённой задачи, восстановить всё решение; никуда не глядя, восстановить всё решение; глядя в решение, решить новую подобную задачу; решить задачу повышенного уровня сложности. Ученики выполняют самостоятельную работу.

 

рис.3Задачи для самостоятельного решения

• 1 моль идеального одноатомного газа совершает цикл, изображённый на рисунке, в координатах p, U, где p – давление, U – внутренняя энергия газа. Определите КПД цикла. (Ответ. КПД = 2/13 ≈ 15%.)


рис.4

• Докажите, что КПД тепловой машины, работающей по циклу из двух изотерм и двух изохор, меньше КПД идеальной тепловой машины, работающей по циклу Карно, с тем же нагревателем и холодильником.


рис.5

• КПД тепловой машины, работающей по циклу, состоящему из изотермы 1–2, изохоры 2–3, адиабаты 3–1, равен η, разность между максимальной и минимальной температурами газа в цикле равна ∆T. Найдите работу, совершённую ν молями одноатомного идеального газа в изотермическом процессе. (Ответ. формула4)


рис.6

• Найдите КПД тепловой машины, работающей по циклам 1–2–3–1; 1–3–4–1. рабочим телом является одноатомный идеальный газ. (Ответ. КПД = 2/23 ≈ 8,7%; КПД = 2/21 ≈ 9,5%.)


рис.7

• Найдите КПД тепловой машины, работающей по циклам 1–2–3–4–1. рабочим телом является молекулярный водород. (Ответ. КПД = 6/43 ≈ 14%.)

 

4. Рефлексия. Школьники пишут эссе – своё мнение о значении проверки в решении задачи. Желающие зачитывают вслух.

5. ДЗ. Напишите алгоритм решения задачи и свои рекомендации своим отсутствовавшим товарищам.