Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №22/2009

Методические страницы

Н. Р. Никулкина,
< nellynikulkina@mail.ru >, МОУ СОШ № 125 с УИМ, г. Снежинск, Челябинская обл.

Технологическое планирование учебного материала

Важнейшими чертами современного обучения является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также обеспечения возможности самораскрытия, самореализации. В нашем тематическом планировании* определено, что учащийся в конце изучения темы должен знать (какие физические понятия, формулы, физические законы, устройство определённых приборов, их практическое применение) и уметь (использовать изученные законы, уметь объяснять физические явления, физические процессы, вычерчивать графики, схемы, рисунки, уметь пользоваться различными приборами и применять их на практике).

В планирование добавлены элементы технологической карты, касающиеся непосредственной работы учащихся на уроке, плюс виды контроля. В разделе «Тема урока» вычленены ключевые понятия, рельефные слова, в которые кодируется основная информация по теме. Это стандартная колонка, которая соответствует любому тематическому планированию. Отличие в том, что введена форма проведения учебного занятия: вводный урок, лабораторная работа, урок решения задач, контрольная работа, зачёт. На вводном уроке перед учащимися ставятся учебные цели, задачи познавательной деятельности для всего блока темы, происходит ознакомление класса с общей структурой обучения по данному блоку. Кратко представляется содержание учебного материала. Планирование выдаётся каждому ученику.

Статья подготовлена при поддержке сервиса «dealsfree.ru». Если вы решили сэкономить на покупках, но не знаете, как это сделать, то оптимальным решением станет посетить сервис «dealsfree.ru». Перейдя по ссылке: «промокоды связной», вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить купоны для покупок в магазине «связной». Более подробную информацию о акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.dealsfree.ru.

В разделе «Содержание учебного материала» раскрываются узловые понятия, причём подробнее, чем обычно, т.к. план пишется и для учащихся, – они видят, с какими понятиями будут работать на уроке.

Самая главная и важная колонка – «Способы выполнения (содержание и форма самостоятельной работы)». В ней представлены элементы технологической карты в сокращённом виде, содержание и форма самостоятельной работы учащихся на уроках. Карты разного объёма.

Затем идёт колонка «Домашнее задание», рассчитанная на среднего ученика. Дифференцированное задание записывается на доске и поясняется на каждом уроке.

Этот учебный план удобен не только для детей (например, в случае их болезни), но и для родителей, контролирующих знания своих детей. Одно из его достоинств – возможность ликвидировать пробелы. Такой план облегчает подготовку к урокам и мне, и ученикам.

Остановлюсь на колонке «Способы выполнения (содержание и форма самостоятельной работы – на уроке)». В плане, который выдан ученику, уже есть краткое содержание работы. Вместе с целями и задачами урока образуется развёрнутая технологическая карта. Если это урок по изучению нового материала, то вначале в форме беседы объясняется теоретический материал с выявлением проблемных ситуаций, сопровождающихся опытами, с записью опорных конспектов. Затем проводится отработка материала в парах или  индивидуально по расписанным самостоятельным и практическим заданиям. В плане даётся чёткое указание, что и как делать. Например, ответить на вопросы к параграфу, сделать анализ таблицы, составить описание эксперимента по видеофрагменту,   собрать электрическую цепь и начертить её в тетради. Каждый ученик работает в своём темпе, самостоятельно думает, получает разный объём знаний в зависимости от своих психолого-физиологических особенностей.

В картах указаны  задачи, которые должны быть решены на уроке. Также на каждом уроке  выдаются карточки с задачами разного уровня сложности. Продвинутым учащимся предлагается сразу решать средний уровень, достаточный или высокий (когда материал отработан). На уроках с проведением лабораторных работ могут даваться дополнительные задания по закреплению теории или предлагаться задачи для решения.

Заключающим этапом темы является итоговая часть учебного модуля. Она предназначена для контроля ЗУН учащихся по всей теме. Это разноуровневые контрольные работы и зачёты. Вопросы ко всем зачётам выдаются в начале учебного года.

На мой взгляд, использование таких технологических  карт даёт развитие самостоятельной, познавательной активности учащихся, осуществление индивидуального контроля учащихся, самоконтроля собственной деятельности по получению и закреплению  знаний.

План  хорош тем, что позволяет: 1) сочетать изучение нового материала с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе; 2) яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности; 3) ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов; 4) повысить уровень мотивации, умения объективно оценивать себя; 5) создать заинтересованную, комфортную психологическую атмосферу. Учащиеся не боятся думать, размышлять вслух, не боятся ошибиться.

А ведь ещё Аристотель заметил, что успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств.


НикулкинаНелли Романовна Никулкина – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила физфак УрГУ им. А.М.Горького в 1984 г. по специальности «Физик». Педагогический стаж 17 лет. Первые пять лет преподавала физику в школе № 2 пос. Межозёрный Челябинской обл. В 1990 г. переехала в г. Снежинск и по 1997 г. работала инженером-технологом во ВНИИТФ, а в 1998 г. вернулась в школу и опять преподаёт физику, теперь в МОУ СОШ № 125 с УИМ. Сделала два выпуска – в 2005 и 2009 гг. Ученики успешно участвуют в олимпиадах по физике от школьной до региональной, успешно сдают ГИА, ЕГЭ. Поступают в престижные учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска. Нелли Романовна неоднократно награждалась грамотами и благодарностями городской и областной администраций. Руководитель ГМО учителей физики. Жизненное кредо: побеждает тот, кто действует. Педагогическая философия: каждый человек – личность, каждый уникален, каждый изначально талантлив. Самое важное качество, которое хотелось бы воспитать у учеников – самостоятельность и неординарность мышления. Нелли Романовна любит путешествовать по разным странам и городам, слушать современную инструментальную музыку. В свободное время читает классическую литературу и современные детективы. Воплощает дизайнерские мечты в обустройстве своей квартиры. Очень любит выращивать садовые и комнатные цветы. Семья: муж, двое детей, внук.



* Технологическое планирование для 7-го (68 ч/г.), 8-го и 9-го классов (по 102 ч/г.) по УМК Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. приведено в электронных приложениях. – Ред.